Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Циркон" суров: в России провели испытания гиперзвукового оружия


5 октября 2021 года Антон Лавров, Алексей Рамм, Известия


Министерство обороны РФ провело масштабные испытания гиперзвукового оружия. С разницей в несколько часов из акватории Белого моря были запущены две гиперзвуковые ракеты 3М22 «Циркон». Впервые стартовой площадкой для этих изделий стала подводная лодка: их запустили с борта субмарины «Северодвинск». Причем один из пусков был выполнен из-под воды. До конца года будет принято решение о сроках принятия ракеты на вооружение, а также о начале первых серийных поставок этих изделий в войска. 3М22 может поражать морские и наземные цели на дальности свыше 1000 км. Эксперты отмечают, что защититься существующими системами ПВО и ПРО от такого оружия невозможно.

Министерство обороны РФ провело масштабные испытания гиперзвукового оружия. С разницей в несколько часов из акватории Белого моря были запущены две гиперзвуковые ракеты 3М22 «Циркон». Впервые стартовой площадкой для этих изделий стала подводная лодка: их запустили с борта субмарины «Северодвинск». Причем один из пусков был выполнен из-под воды. До конца года будет принято решение о сроках принятия ракеты на вооружение, а также о начале первых серийных поставок этих изделий в войска. 3М22 может поражать морские и наземные цели на дальности свыше 1000 км. Эксперты отмечают, что защититься существующими системами ПВО и ПРО от такого оружия невозможно.

Двойной удар

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, проведенные испытания подтвердили заданные параметры изделия. В настоящее время «Циркон» находится в высокой степени готовности. Утром в понедельник, 4 октября, Минобороны распространило видео ночного пуска гиперзвуковой ракеты «Циркон» с подводной лодки «Северодвинск», идущей в надводном положении. Позже в тот же день представители ведомства заявили о втором успешном испытании. В этот раз боеприпас был выпущен из подводного положения с глубины 40 м.

О том, что испытания «Цирконов» находятся в завершающей стадии, в мае этого года заявил президент России Владимир Путин. По словам министра обороны Сергея Шойгу, их окончание запланировано до конца 2021 года. В августе Минобороны подписало контракт с НПО машиностроения на производство первой партии серийных боеприпасов. Реализовать его планируется к 2025 году. При этом количество заказанных ракет не раскрывается.

«Известия» уже писали, что «Цирконами» штатно будут оснащать подводные лодки проекта 885М начиная с пятого корпуса, получившего название «Пермь». Эта субмарина заложена на заводе в 2016 году, но пока не спущена на воду.

До сегодняшнего дня эти ракеты запускали только с надводных кораблей — фрегатов проекта 22350, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Корнев.

— Первый пуск с подводной лодки говорит о том, что «Циркон» становится по-настоящему унифицированной гиперзвуковой ракетой, которая может применяться как кораблями, так и субмаринами, — отметил он. — В перспективе можно ждать и сухопутных вариантов этого боеприпаса, но пока их основной заказчик — ВМФ.

Дмитрий Корнев добавил, что для «Циркона» используются такие же универсальные установки вертикального пуска, как и для ракет «Калибр» или «Оникс», которые уже есть на многих кораблях и подводных лодках. В перспективе это позволит насытить флот гиперзвуковым оружием. При нынешнем уровне развития систем противовоздушной обороны уничтожить «Цирконы» крайне сложно. Эта ракета не только летит с огромной скоростью на относительно небольшой высоте, но и может маневрировать.

— По таким боеприпасам очень сложно даже прицелиться. А попасть по приближающемуся «Циркону» ракетой ПВО будет практически невозможно. Вероятность поражения такой цели — на уровне случайности, — заключил эксперт.

Неотразимая разработка

По данным Минобороны, «Цирконы» летят на дальность свыше 1000 км. Их скорость достигает 9 Мах, что в девять раз быстрее скорости звука. Современные системы противовоздушной и противоракетной обороны во всём мире не проектировались для борьбы с такими скоростными целями. При этом ракета унифицирована. Сейчас для поражения наземных и морских целей в пусковые установки кораблей приходится загружать разные типы ракет. Новый гиперзвуковой боеприпас универсален — его можно применять по любым объектам.

Научно-исследовательская работа по созданию «Циркона» стартовала в 2009 году. В 2015-м начались опытно-конструкторские работы по завершению разработки и созданию предсерийных образцов. Летные испытания ракет с надводного корабля начались в прошлом году. Для первых тестов использовался фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». В военном ведомстве отмечают, что первые в истории испытания гиперзвуковой крылатой ракеты боевого корабля прошли 6 октября 2020 года. С расстояния 450 км в Баренцевом море она поразила надводную цель.

Всего за осень 2020-го фрегат успел трижды отстреляться перспективным боеприпасом. В этом году «Цирконы» с фрегата применялись не только поодиночке, но и — впервые — залпом из не менее чем двух ракет.

Помимо фрегатов проекта 22350 и «Ясеней», в роли перспективных носителей «Цирконов» назывались модернизированные атомные подводные лодки проекта 949А «Антей» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» — после завершения его ремонта и переоборудования.

Подводные носители

Октябрьские тесты выполнили со специально доработанной атомной подводной лодки «Северодвинск». Это головная субмарина проекта 885 «Ясень». Следующие восемь подлодок строятся уже по улучшенному и измененному проекту 885М «Ясень-М». Для половины из них такие ракеты сразу же станут штатным оснащением.

«Ясени» относят к универсальным подводным лодкам. Подводные крейсеры несут не только торпедное вооружение, но и вертикальные пусковые шахты для крылатых ракет. В них можно разместить «Калибры» для ударов по наземным целям, противокорабельные сверхзвуковые «Ониксы» или новейшие гиперзвуковые «Цирконы».

Всего сейчас заказано девять единиц. Две лодки проекта 885/885М уже находятся в строю в составе Северного флота России. Еще две спущены на воду и проходят достройку на плаву. Пять остальных находятся в цехах на разных этапах строительства.

Российские арсеналы пополняются гиперзвуковым оружием не только морского базирования. Уже поставлены на вооружение «Кинжалы» для самолетов МиГ-31. Ведутся разработки еще нескольких моделей подобных боеприпасов для дальней и оперативно-тактической авиации. В РВСН заступил на боевое дежурство первый полк межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ с гиперзвуковыми планирующими блоками «Авангард».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer