Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Циркон" суров: в России провели испытания гиперзвукового оружия


5 октября 2021 года Антон Лавров, Алексей Рамм, Известия


Министерство обороны РФ провело масштабные испытания гиперзвукового оружия. С разницей в несколько часов из акватории Белого моря были запущены две гиперзвуковые ракеты 3М22 «Циркон». Впервые стартовой площадкой для этих изделий стала подводная лодка: их запустили с борта субмарины «Северодвинск». Причем один из пусков был выполнен из-под воды. До конца года будет принято решение о сроках принятия ракеты на вооружение, а также о начале первых серийных поставок этих изделий в войска. 3М22 может поражать морские и наземные цели на дальности свыше 1000 км. Эксперты отмечают, что защититься существующими системами ПВО и ПРО от такого оружия невозможно.

Министерство обороны РФ провело масштабные испытания гиперзвукового оружия. С разницей в несколько часов из акватории Белого моря были запущены две гиперзвуковые ракеты 3М22 «Циркон». Впервые стартовой площадкой для этих изделий стала подводная лодка: их запустили с борта субмарины «Северодвинск». Причем один из пусков был выполнен из-под воды. До конца года будет принято решение о сроках принятия ракеты на вооружение, а также о начале первых серийных поставок этих изделий в войска. 3М22 может поражать морские и наземные цели на дальности свыше 1000 км. Эксперты отмечают, что защититься существующими системами ПВО и ПРО от такого оружия невозможно.

Двойной удар

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, проведенные испытания подтвердили заданные параметры изделия. В настоящее время «Циркон» находится в высокой степени готовности. Утром в понедельник, 4 октября, Минобороны распространило видео ночного пуска гиперзвуковой ракеты «Циркон» с подводной лодки «Северодвинск», идущей в надводном положении. Позже в тот же день представители ведомства заявили о втором успешном испытании. В этот раз боеприпас был выпущен из подводного положения с глубины 40 м.

О том, что испытания «Цирконов» находятся в завершающей стадии, в мае этого года заявил президент России Владимир Путин. По словам министра обороны Сергея Шойгу, их окончание запланировано до конца 2021 года. В августе Минобороны подписало контракт с НПО машиностроения на производство первой партии серийных боеприпасов. Реализовать его планируется к 2025 году. При этом количество заказанных ракет не раскрывается.

«Известия» уже писали, что «Цирконами» штатно будут оснащать подводные лодки проекта 885М начиная с пятого корпуса, получившего название «Пермь». Эта субмарина заложена на заводе в 2016 году, но пока не спущена на воду.

До сегодняшнего дня эти ракеты запускали только с надводных кораблей — фрегатов проекта 22350, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Корнев.

— Первый пуск с подводной лодки говорит о том, что «Циркон» становится по-настоящему унифицированной гиперзвуковой ракетой, которая может применяться как кораблями, так и субмаринами, — отметил он. — В перспективе можно ждать и сухопутных вариантов этого боеприпаса, но пока их основной заказчик — ВМФ.

Дмитрий Корнев добавил, что для «Циркона» используются такие же универсальные установки вертикального пуска, как и для ракет «Калибр» или «Оникс», которые уже есть на многих кораблях и подводных лодках. В перспективе это позволит насытить флот гиперзвуковым оружием. При нынешнем уровне развития систем противовоздушной обороны уничтожить «Цирконы» крайне сложно. Эта ракета не только летит с огромной скоростью на относительно небольшой высоте, но и может маневрировать.

— По таким боеприпасам очень сложно даже прицелиться. А попасть по приближающемуся «Циркону» ракетой ПВО будет практически невозможно. Вероятность поражения такой цели — на уровне случайности, — заключил эксперт.

Неотразимая разработка

По данным Минобороны, «Цирконы» летят на дальность свыше 1000 км. Их скорость достигает 9 Мах, что в девять раз быстрее скорости звука. Современные системы противовоздушной и противоракетной обороны во всём мире не проектировались для борьбы с такими скоростными целями. При этом ракета унифицирована. Сейчас для поражения наземных и морских целей в пусковые установки кораблей приходится загружать разные типы ракет. Новый гиперзвуковой боеприпас универсален — его можно применять по любым объектам.

Научно-исследовательская работа по созданию «Циркона» стартовала в 2009 году. В 2015-м начались опытно-конструкторские работы по завершению разработки и созданию предсерийных образцов. Летные испытания ракет с надводного корабля начались в прошлом году. Для первых тестов использовался фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». В военном ведомстве отмечают, что первые в истории испытания гиперзвуковой крылатой ракеты боевого корабля прошли 6 октября 2020 года. С расстояния 450 км в Баренцевом море она поразила надводную цель.

Всего за осень 2020-го фрегат успел трижды отстреляться перспективным боеприпасом. В этом году «Цирконы» с фрегата применялись не только поодиночке, но и — впервые — залпом из не менее чем двух ракет.

Помимо фрегатов проекта 22350 и «Ясеней», в роли перспективных носителей «Цирконов» назывались модернизированные атомные подводные лодки проекта 949А «Антей» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» — после завершения его ремонта и переоборудования.

Подводные носители

Октябрьские тесты выполнили со специально доработанной атомной подводной лодки «Северодвинск». Это головная субмарина проекта 885 «Ясень». Следующие восемь подлодок строятся уже по улучшенному и измененному проекту 885М «Ясень-М». Для половины из них такие ракеты сразу же станут штатным оснащением.

«Ясени» относят к универсальным подводным лодкам. Подводные крейсеры несут не только торпедное вооружение, но и вертикальные пусковые шахты для крылатых ракет. В них можно разместить «Калибры» для ударов по наземным целям, противокорабельные сверхзвуковые «Ониксы» или новейшие гиперзвуковые «Цирконы».

Всего сейчас заказано девять единиц. Две лодки проекта 885/885М уже находятся в строю в составе Северного флота России. Еще две спущены на воду и проходят достройку на плаву. Пять остальных находятся в цехах на разных этапах строительства.

Российские арсеналы пополняются гиперзвуковым оружием не только морского базирования. Уже поставлены на вооружение «Кинжалы» для самолетов МиГ-31. Ведутся разработки еще нескольких моделей подобных боеприпасов для дальней и оперативно-тактической авиации. В РВСН заступил на боевое дежурство первый полк межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ с гиперзвуковыми планирующими блоками «Авангард».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer