Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушный камуфляж: как и в какие цвета красят самолеты


4 октября 2021 года Ростех


Окраска самолета давно стала неотъемлемой частью образа воздушного судна. Она определяет внешний вид самолета, обеспечивает его защиту и долговечность. Условно, можно разделить окраску на два вида: «ливрею» и «камуфляж». В последнее время все чаще мы слышим слово «ливрея». Такой вид окраски больше относится к гражданским бортам. Это не просто дань моде, или рекламный ход, а скорее «опознавательный знак» компании эксплуатирующей лайнер. Поэтому авиакомпании не скупятся на фантазию и цветовую палитру, периодически обновляя окраску своего парка воздушных судов.

Окраска самолета давно стала неотъемлемой частью образа воздушного судна. Она определяет внешний вид самолета, обеспечивает его защиту и долговечность. Условно, можно разделить окраску на два вида: «ливрею» и «камуфляж». В последнее время все чаще мы слышим слово «ливрея». Такой вид окраски больше относится к гражданским бортам. Это не просто дань моде, или рекламный ход, а скорее «опознавательный знак» компании эксплуатирующей лайнер. Поэтому авиакомпании не скупятся на фантазию и цветовую палитру, периодически обновляя окраску своего парка воздушных судов.

На военных самолетах «ливреи» используют для пилотажных групп. Это позволяет не только выделить каждую авиагруппу, но и повышает зрелищность их выступления. В военной авиации используется «камуфляж», который снижает визуальную заметность самолета или «искажает» его форму и размеры. Коротко рассмотрим, как и в какие цвета красят самолеты.

Зачем самолеты красят: необходимость или дань моде

На заре авиации окраске самолетов не придавали особого значения. Подавляющее большинство самолетов имело полотняную обшивку, которая для защиты от атмосферных осадков и улучшения аэродинамики просто покрывалась специальным лаком. Поэтому самолеты имели «легкий» бежевый или желтый оттенок. Позже, с началом Первой мировой войны, их стали красить в различные цвета, в зависимости от назначения и места их применения. Также можно считать, что именно в этот период появились первые «ливреи». Самолеты отдельных пилотов красили в нестандартные яркие цвета, что позволяло выделить их на общем фоне, тем самым предупреждая противника о том, что в небе ас.

Даже при переходе с полотняной обшивки на деревянную, а затем и на металлическую, необходимость в нанесении на самолеты лакокрасочных покрытий не исчезла. Краска, совместно с грунтом на который она наносится, предохраняет самолет от вредного воздействия окружающей среды и делает поверхность более гладкой, снижая сопротивление. При этом внешние покрытия добавляют самолету «лишнюю» массу. Которая, в зависимости от размера самолета, может составлять от десятков до сотен килограмм. Но для гражданских судов – это, в первую очередь, идентификация борта в аэропорту. Красивая ливрея радует глаз пассажирам, с помощью раскраски лайнеров авиакомпания формирует свой уникальный образ.

Для военных самолетов покрытие также важно в борьбе с агрессивными факторами внешней среды, защищает от коррозии. Помимо этого, боевой окрас решает и другие специфические задачи. К примеру, на самолете должны быть корректно изображены опознавательные знаки государственной принадлежности, его бортовые и серийные номера. И самое главное – окраска должна делать самолет малозаметным в боевых ситуациях. Конечно, в наши дни снижение визуальной заметности самолета не имеет того ключевого значения, как в прошлом столетии, – современные радиолокационные системы «обмануть» сложнее, чем человеческий глаз. Но боевой окрас все еще имеет практическую ценность, а также придает любому военному самолету индивидуальность.

«Модный» камуфляж: основные схемы окраски боевых самолетов

Военные самолеты красят по специальному чертежу «Схема окраски самолета». Этот документ разрабатывается в КБ, определяет цвета и типы применяемых лакокрасочных материалов, а также зоны их нанесения. В целях снижения заметности выделяются два основных подхода к окраске серийных боевых самолетов: однотонная окраска и деформирующая окраска.

Однотонная окраска делает самолет менее заметным на одном типовом фоне. Например на фоне водной поверхности. Сегодня в такие цвета «одеты» многоцелевые истребители Су-30СМ и корабельные МиГ-29К.

Деформирующая окраска применяется при переменных фонах наблюдения – каждый раз часть узора совпадает с новым участком фона, а геометрические фигуры окраски осложняют противнику определение расстояния до самолета. Деформирующая окраска применяется на современных российских истребителях, к примеру, на Су-57 и Су-35.

Истребитель пятого поколения Су-57 получил самый «модный» камуфляж – пиксельную схему. Если внимательно рассмотреть данную окраску, можно заметить, что это не просто случайным образом расположенные пиксели. На разном удалении от самолета они образуют группы пятен разного размера. «Правильные» пиксели, по мнению разработчиков, маскируют объект и «ломают» его контуры одинаково хорошо на любом расстоянии. Часто такую окраску называют «цифровой» – она действительно разрабатывалась с помощью компьютера. Такой «модный» окрас получил и новейший российский истребитель Checkmate.

Отдельно можно отметить схемы окраски, разработанные для самолетов групп высшего пилотажа. К примеру, МиГ-29 авиагруппы «Стрижи» получили красно-белую «форму», а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. «Русские витязи» выступают на Су-27, Су-30СМ и Су-35С в цветах российского флага и с желто-голубым гербом ВВС на киле.

Качество «ливреи»: технология окраски

«Ливрея» определяет внешний вид самолета, а качество эмали и технология покрытия – защиту и долговечность машины. На авиационных предприятиях окраска – один из важнейших производственных этапов. Рассмотрим создание «ливреи» для самолета Су-34 в малярном цехе Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова.

Предварительно всю поверхность машины тщательно очищают – сначала мыльным раствором, затем смесью растворителей. Участки, которые не подлежат окрашиванию, покрывают специальными материалами. Нижние и боковые поверхности красят с помощью установок безвоздушного распыления, а верхние поверхности – при помощи краскораспылителя. Все строго согласно предварительно установленной схеме окраски. Для Су-34 в настоящее время – это светло-голубой цвет низа, камуфляжные пятна бирюзовых оттенков по верху, белый цвет носового обтекателя. Передние кромки наплыва и крыла красят эрозионностойкой эмалью светло-серого цвета, а зоны мотогондол покрываются серебристой эмалью.

На самолет обязательно наносится бортовая информация, опознавательные знаки, эмблемы, для чего используются специальные трафареты, изготовленные здесь же, в малярном цехе. К примеру, для нанесения знака государственной принадлежности – звезды – изготавливаются сразу три трафарета и используются краски трех цветов. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий художественного мастерства, опыта и твердой руки. Полный процесс окраски занимает несколько суток. 

Все грунтовки и эмали, используемые при окраске Су-34, сделаны в России. В настоящее время для окраски российских серийных самолетов все больше используются отечественные эмали. Также осваиваются перспективные системы покрытий. Например, для истребителя пятого поколения Су-57 были использованы радиопоглощающие материалы разработки Института теоретической и прикладной электродинамики РАН и новейшая теплозащитная эмаль.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer