Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поддержка авиакомпаний обошлась российскому бюджету почти в 600 млрд рублей


4 октября 2021 года Артём Кореняко, РБК


Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), транспортному налогу, ввозным таможенным пошлинам и пониженные ставки налога на имущество, применяемые в транспортной отрасли, обошлись федеральному бюджету в 2020 году в 591 млрд руб. Это следует из отчета Счетной палаты по госпрограмме «Развитие транспортной системы», рассчитанной на 2018–2024 годы. Такие меры поддержки были направлены на стабилизацию компаний, занимающихся пассажирскими перевозками и применялись к компаниям автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.


Как еще власти поддержали авиакомпании

В 2020 году российские власти также поддержали авиакомпании через субсидии, компенсацию расходов и допэмиссию.

80,035 млрд руб. привлек «Аэрофлот» за счет дополнительной эмиссии акций, в которой помимо правительства принимали участие и другие инвесторы. После этого доля Росимущества в компании выросла с 51,17% до 57,34%.
20,953 млрд руб. авиакомпании получили в качестве частичной компенсации из-за падения пассажиропотока. С такой инициативой в апреле 2020 года выступил президент Владимир Путин. «Данная мера государственной поддержки была направлена на продолжение бесперебойной деятельности авиационных предприятий и сохранение специалистов авиационного персонала», — отмечал руководитель Росавиации Александр Нерадько.
9,07 млрд руб. было выделено для выполнения субсидируемых межрегиональных рейсов в обход Москвы. В рамках этой программы 23 авиакомпании выполнили 49,4 тыс. рейсов и перевезли более 2 млн пассажиров.
6,34 млрд руб. получили 13 авиакомпаний, выполнявших субсидируемые рейсы в Крым, Калининград и на Дальний Восток. Перевезено почти 754 тыс. человек.
1,78 млрд руб. были перечислены в пользу пяти компаний на компенсацию части их затрат на уплату лизинговых платежей за региональные самолеты.
575,6 млн руб. получили 12 авиакомпаний за вывоз свыше 312 тыс. человек более чем 550 рейсами из-за рубежа.
210,3 млн руб. получил «Аэрофлот» на возмещение недополученных доходов от перевозки 82 тыс. пассажиров по спецтарифу между Калининградом и Москвой.
В 2020-м перевозчики также продолжали получать субсидии на выполнение местных, региональных и санитарных рейсов.

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), транспортному налогу, ввозным таможенным пошлинам и пониженные ставки налога на имущество, применяемые в транспортной отрасли, обошлись федеральному бюджету в 2020 году в 591 млрд руб. Это следует из отчета Счетной палаты по госпрограмме «Развитие транспортной системы», рассчитанной на 2018–2024 годы. Такие меры поддержки были направлены на стабилизацию компаний, занимающихся пассажирскими перевозками и применялись к компаниям автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

Для сравнения, по итогам 2019 года объем налоговых льгот составил почти 207 млрд руб., говорит представитель Счетной палаты, ссылаясь на доклад Минфина о ходе реализации и эффективности госпрограмм. То есть господдержка транспортной отрасли в 2020 году выросла почти втрое. Сама Счетная палата ранее не проводила анализ мер поддержки по госпрограмме.

Какие налоги недополучил бюджет

577 млрд руб. из 591 млрд руб., о которых указывает Счетная палата, относятся к поддержке воздушного транспорта. Основные льготы пришлись на следующие виды налогообложения:

  • 462 млрд руб. — из-за применения льготных ставок НДС для авиакомпаний, для которых он был снижен с 20% до 10%, а в некоторых случаях даже до 0%.
  • 115 млрд руб. — из-за освобождения от налогов и ввозных пошлин воздушных судов, двигателей и запчастей к ним.
  • Более 13 млрд руб. не получил бюджет в 2020 году из-за льготной ставки НДС (в размере 0%) для услуг по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Такая мера действует с 2015 года и рассчитана до 1 января 2030 года.
  • Еще почти 2 млрд руб. составили потери из-за введенной в 2020 году ставки налога на имущество в размере 1,6% для железнодорожных путей общего пользования, впервые принятых на учет.

Гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак отмечает, что меры немонетарной поддержки воздушного транспорта в виде освобождения от уплаты НДС, ввозной таможенной пошлины и других инструментов применялись и до пандемии COVID-19. Так, власти еще с 2014 года стали снижать НДС для авиакомпаний. Тогда они обнулили этот налог на авиаперевозки в Крым. С 2015 года пониженная ставка НДС в размере 10% применяется к внутренним рейсам через аэропорты Москвы — по данным отчета Счетной палаты, только по таким рейсам объем налоговых льгот в 2020 году составил более 393 млрд руб.

С 2018 года действует нулевая ставка на полеты в Крым, Калининград и на Дальний Восток, даже если рейс выполняется через московский авиаузел. С 2019 года НДС снижен до 0% на перелеты между регионами в обход Москвы и области. НДС не взимается и на международных авиаперевозках пассажиров и багажа, говорили ранее РБК в пресс-службе Минфина.

Но в пресс-службе Счетной палаты отметили, что ряд налоговых льгот, касающихся авиакомпаний, появился только в 2020 году. Например, тогда были установлены нулевые ставки НДС при реализации и передаче в лизинг воздушных судов, зарегистрированных в российском реестре. От налогообложения был также освобожден ввоз самолетов в Россию. Совокупные выпадающие доходы по этим льготам составили более 9 млрд руб. в прошлом году.

Как считали объемы господдержки

Расчет налоговых льгот и выпадающих доходов бюджета осуществляется Минфином с учетом объема собранных налогов, ситуации в экономике и зарубежного опыта, а также данных Минтранса (объемы перевозок), рассказали в пресс-службе Счетной палаты.

Эксперты поставили под сомнение расчеты госаудитора. Доход от внутренних рейсов в 2020 году составил менее 500 млрд руб., отмечает Александр Фридлянд, директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. По его оценкам, даже если НДС для всех внутрироссийских рейсов составлял 10%, то потери бюджета составили менее 50 млрд руб. Показатель этих налоговых льгот получен из официальных материалов, представленных Минтрансом, парирует представитель Счетной палаты.

Реальную господдержку воздушного транспорта в 2020 году ведущий эксперта центра экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко оценивает примерно в 300 млрд руб. Но он оговаривается, что это вопрос методики подсчета. РБК направил запрос в пресс-службы Минтранса, шести крупнейших авиакомпаний и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Насколько необходимой была такая господдержка

На фоне ограничений на перемещение людей из-за пандемии COVID-19 суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. против 4 млрд руб. прибыли годом ранее. Пассажиропоток всей гражданской авиации упал на 46%, до 69 млн человек.

Предприятия транспортной отрасли до сих пор не вышли на допандемийный уровень, поэтому оценка эффективности принимаемых мер господдержки представляется преждевременной, отметили в пресс-службе Счетной палаты.

По словам исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, если бы не было налоговых льгот, авиарынок мог недосчитаться нескольких игроков, а ситуация в отрасли могла быть совсем драматической. «При меньшей поддержке мы могли увидеть банкротства в отрасли», — соглашается аналитик по транспорту «ВТБ Капитал» Елена Сахнова. «При большей — отрасль смогла бы уменьшить убытки, но тогда меньше бы средств получили другие адресаты госпомощи», — говорит она.

На фоне снижения конкуренции выросли бы цены на билеты, добавляет Пантелеев. По его словам, предоставленные льготы стали главным фактором стабильной работы отрасли авиаперевозок.

Наличие льгот помогает сохранять доступность авиаперевозок для населения, указывает аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. «В случае отмены льгот вероятно повышение потребительских цен, что может негативно отразиться на трафике и устойчивости отрасли», — говорит она.

В январе—августе 2021 года российские авиакомпании перевезли 71,2 млн человек, что на 62% больше, чем за аналогичный период 2020 года, но 17% меньше, чем в 2019 году. В августе 2021 года средняя цена полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 тыс. км, была равна 5,88 тыс. руб., по данным Росстата. Это на 1,6% и 2,4% больше, чем в августе 2019 и 2020 года соответственно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer