Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


РКЦ "Прогресс" отказался от одобренного Путиным "Рысачка"


27 октября 2021 года Инна Сидоркова, Артём Кореняко, РБК


Проект легкомоторного «Рысачка», призванного заменить «кукурузник» Ан-2, не будет разморожен, РКЦ «Прогресс» сосредоточится на производстве ракеты-носителя «Союз-5». Создатели «Рысачка» оценивают его запуск в серию в 2,5 млрд руб. Проект по созданию нового регионального самолета «Рысачок», одобренный президентом Владимиром Путиным в 2014 году, не будет возобновлен, как заявлялось ранее. Об этом РБК рассказал гендиректор самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов. По его словам, в 2018 году «были мысли» возобновить этот проект, однако теперь РКЦ больше «не планирует заниматься «Рысачком». Ожидалось, что этот самолет заменит «кукурузник» Ан-2 и станет первым российским серийным легким двухмоторным турбовинтовым самолетом.


РКЦ «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») — ведущее российское предприятие ракетно-космической промышленности по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей «Союз-2» и систем дистанционного зондирования Земли. По итогам 2018 года выручка РКЦ «Прогресс» составляла 28 млрд 465 млн руб., следует из базы СПАРК. Предприятие также создает перспективную двухступенчатую ракету-носитель среднего класса «Союз-5», которая сможет выводить на орбиту до 17 т полезной нагрузки. Общий бюджет проекта составляет 1,6 млрд руб. Из них 750 млн руб. в качестве займа выдал Фонд развития промышленности.

Научно-коммерческую фирму «Техноавиа» в 1992 году создал Вячеслав Кондратьев. Он работал в конструкторских бюро А.С. Яковлева и П.О. Сухого, где принимал участие в разработке учебно-тренировочных и спортивно-пилотажных самолетов Як-50, Як-52, Як-53 и Су-26. В «Техноавиа» Кондратьев создал несколько вариантов легкомоторных самолетов, в частности СМ-92. Основной производственной площадкой для них стал Смоленский авиазавод (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). По итогам 2020 года выручка «Техноавиа» составила 10,2 млн руб., чистая прибыль — 1,4 млн, следует из отчетности компании.

Проект легкомоторного «Рысачка», призванного заменить «кукурузник» Ан-2, не будет разморожен, РКЦ «Прогресс» сосредоточится на производстве ракеты-носителя «Союз-5». Создатели «Рысачка» оценивают его запуск в серию в 2,5 млрд руб.

Проект по созданию нового регионального самолета «Рысачок», одобренный президентом Владимиром Путиным в 2014 году, не будет возобновлен, как заявлялось ранее. Об этом РБК рассказал гендиректор самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов. По его словам, в 2018 году «были мысли» возобновить этот проект, однако теперь РКЦ больше «не планирует заниматься «Рысачком».

Ожидалось, что этот самолет заменит «кукурузник» Ан-2 и станет первым российским серийным легким двухмоторным турбовинтовым самолетом.

Почему отказались от проекта

«Мы провели ряд консультаций — в том числе и с разработчиком и владельцем документации [гендиректором «Техноавиа» Вячеславом] Кондратьевым, провели свои внутренние оценки. И в какой-то момент стало понятно, что у нас нет площадей для размещения подобного рода техники. Ввиду того что [производимая РКЦ] ракета «Союз-5» действительно большая и крупногабаритная. Плюс мы все-таки не сбрасываем со счетов проект сверхтяжелого носителя, который когда-то может к нам прийти примерно на эти площади», — рассказал Баранов.

Гендиректор РКЦ «Прогресс» отметил, что, несмотря на то что предприятие изначально и до 1950-х годов было авиационным, последние 60 лет «работает с космической тематикой».

«Мы сейчас сосредоточились на ракетной тематике. И площади, которые мы занимали в сборочном цехе под «Рысачок», теперь будут заняты оборудованием под «Союз-5». Это естественный ход жизни, что-то приходит, что-то уходит», — пояснил Дмитрий Баранов, добавив, что рассчитывает, что в «Прогресс» «придут и другие некоторые ракеты-носители».

Как складывалась судьба «Рысачка»

Дмитрий Баранов рассказал, что всего создано три летных экземпляра «Рысачка». Два из них находятся в Самаре на территорий РКЦ, третий — в подмосковном летно-испытательном центре города Жуковский.

О создании «Рысачка» стало известно в 2007 году, когда Минтранс провел конкурс на создание двухмоторного самолета для учебных заведений гражданской авиации. Конкурс на 740 млн руб. выиграла небольшая конструкторская компания «Техноавиа». Производство решено было организовать на площадке «Прогресса», который получал вознаграждение из суммы, выделенной «Техноавиа».

Первый полет опытного образца состоялся в 2010 году, процесс сертификации начался в конце 2013 года, а серийное производство самолета должно было начаться в 2015 году. По разным данным, одновременно разрабатывались модификации на 10, 16 и 19 пассажиров. За десять лет планировалось выпустить около 320 машин, розничная стоимость каждой оценивалась в 2013 году «Прогрессом» в 100 млн руб.

На самолет установлены чешские двигатели Walter и американская авионика. Но «Прогресс» рассчитывал заменить их на отечественные. Специально под этот проект компания «Салют» («дочка» Объединенной двигателестроительной корпорации, входит в «Ростех») на собственные средства начала работу над двигателем ТВ-500С. Однако затем работы над двигателем прекратились. Предполагалось, что дальность полета «Рысачка» составит 2000 км, крейсерская скорость — 250–400 км/ч. Создатели машины заявляли о возможном контракте с Минобороны, а сам «Рысачок» на авиасалоне МАКС-2013 был раскрашен в камуфляжные цвета.

«В 2015 году проект «Рысачок» был заморожен по рекомендации Федерального космического агентства по разным — экономическим, политическим и где-то даже, может быть, техническим — причинам», — объяснил РБК Дмитрий Баранов. В частности, известно, что одна из причин — нехватка средств и отсутствие поддержки проекта со стороны Минпромторга (выделенных ранее 740 млн на проект не хватило). Как писали «Известия» со ссылкой на занимавшего тогда пост губернатора Самарской области Николая Меркушкина, оставалось «буквально 250–300 млн руб., для того чтобы в ЦАГИ завершить все испытания».

Баранов отказался уточнять полную стоимость проекта, но отметил, что «достаточно много компаний», в том числе и зарубежных, интересовались «Рысачком». «Но проблема в том, что надо было закончить сертификацию самолета, чтобы он получил сертификат летного типа. Этого сделано полностью не было, его невозможно было продать, поэтому коммерческий интерес постепенно угас», — заключил гендиректор РКЦ «Прогресс».

Что говорят создатели «Рысачка»

Проект «Рысачок» закрыли, так как он мог помешать продвижению 19-местного чешского самолета L-410 на российский рынок, заявил РБК Вячеслав Кондратьев, гендиректор компании «Техноавиа», которая владеет конструкторской документацией на проект. «Когда-то было принято решение задавить «Рысачок». Это произошло по инициативе [главы «Роскосмоса» Дмитрия] Рогозина. А Баранов его поддержал», — говорит Кондратьев. По его словам, «Техноавиа» не ставит крест на «Рысачке». «Я пытаюсь достать деньги на продолжение этой программы», — говорит Кондратьев.

По расчетам «Техноавиа», завершение сертификации и создание производства, которое сможет выпускать порядка 50 самолетов в год, обойдется примерно в 2,5 млрд руб. Стоимость одного «Рысачка» оценивается в $3 млн (примерно 208 млн руб.), что вдвое меньше цены L-410.

В «Роскосмосе» не стали комментировать заявления Кондратьева.

В пресс-службе Минпромторга сообщили РБК, что самолет создавался по контракту, заключенному по результатам проведения конкурса между Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации и НКФ «Техноавиа». Контрактом были предусмотрены разработка, изготовление опытных образцов самолета, проведение сертификационных испытаний и получение сертификата типа на самолет «Рысачок» в декабре 2009 года. «До настоящего времени сертификация не завершена. По заключениям экспертов, самолет «Рысачок» в существующем техническом облике непригоден для серийного производства и дальнейшей эксплуатации на местных и региональных авиалиниях», — сообщили в пресс-службе министерства, добавив, что работы по созданию самолета «Рысачок» Минпромторгом России не финансировались.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer