Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Союз" в тропиках. Как работает российский космический комплекс во Французской Гвиане


21 октября 2021 года Екатерина Москвич, ТАСС


​​​​​21 октября исполняется десять лет с момента первого пуска ракеты-носителя "Союз-СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане: в 2011 году российская ракета с разгонным блоком "Фрегат" вывела на орбиту два европейских навигационных спутника Galileo. С того момента ежегодно с космодрома Куру осуществляется до четырех пусков российских ракет. Гвианский космический центр находится на побережье Атлантического океана. Его расположение около экватора обеспечивает 40-процентное преимущество по полезной нагрузке по сравнению с запусками с космодрома Байконур. Оператором пусков с космодрома Куру выступает европейский поставщик пусковых услуг Arianespace. С российской стороны головным контрактным интегратором в проекте выступает АО "Главкосмос" (входит в Роскосмос), обеспечивая на всех стадиях взаимодействие с компанией Arianespace, эксплуатантом космодрома в Куру. Комплекс запуска "Союз" является собственностью Европейского космического агентства, запуск осуществляется под ответственностью французских государственных органов. О том, как возникла идея создать стартовый стол под ракету "Союз-СТ" во Французской Гвиане, с какими сложностями при этом пришлось столкнуться, о существующих контрактах и возможности осуществлять пилотируемые пуски в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в Роскосмос) Руслан Мухамеджанов.

​​​​​21 октября исполняется десять лет с момента первого пуска ракеты-носителя "Союз-СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане: в 2011 году российская ракета с разгонным блоком "Фрегат" вывела на орбиту два европейских навигационных спутника Galileo. С того момента ежегодно с космодрома Куру осуществляется до четырех пусков российских ракет.

Гвианский космический центр находится на побережье Атлантического океана. Его расположение около экватора обеспечивает 40-процентное преимущество по полезной нагрузке по сравнению с запусками с космодрома Байконур. Оператором пусков с космодрома Куру выступает европейский поставщик пусковых услуг Arianespace. С российской стороны головным контрактным интегратором в проекте выступает АО "Главкосмос" (входит в Роскосмос), обеспечивая на всех стадиях взаимодействие с компанией Arianespace, эксплуатантом космодрома в Куру. Комплекс запуска "Союз" является собственностью Европейского космического агентства, запуск осуществляется под ответственностью французских государственных органов.

О том, как возникла идея создать стартовый стол под ракету "Союз-СТ" во Французской Гвиане, с какими сложностями при этом пришлось столкнуться, о существующих контрактах и возможности осуществлять пилотируемые пуски в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в Роскосмос) Руслан Мухамеджанов.

Принцип "двух ключей"

Идея создания проекта развивалась в несколько этапов. "Понимание необходимости амбициозного коммерческого космического проекта было продиктовано, с одной стороны, завершением работ по модернизации ракеты-носителя "Союз" и созданием на ее основе новой, более эффективной ракеты "Союз-2", с другой стороны — ростом потребностей мирового космического рынка", — сообщил Мухамеджанов.

В начале 2000-х годов в рамках сотрудничества по линии российско-французского предприятия "Старсем" шла активная работа по запускам иностранных аппаратов с помощью "Союза" с космодрома Байконур. Параллельно специалисты российских космических предприятий с австралийской компанией "Азиатско-Тихоокеанский космический центр" рассматривали возможность создания стартового комплекса на острове Рождества в Индийском океане. Оттуда планировалось запускать одну из модификаций ракеты "Союз" — "Аврору". По словам гендиректора ЦЭНКИ, прекращение программы запусков европейского носителя "Ариан-4" также повлияло на начало переговоров между Россией и Францией по сотрудничеству в данной области.

В 2002 году было подготовлено Межправительственное соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре. "В 2003 году после проведения большого количества переговоров, рабочих совещаний и рекогносцировки на месте будущего стартового комплекса соглашение было подписано правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики", — напомнил глава ЦЭНКИ.

Одним из условий сотрудничества, отметил Мухамеджанов, было соблюдение всех европейских стандартов и норм при проектировании и строительстве. Поэтому документация была гармонизирована, а специалисты по строительству и монтажу оборудования из РФ прошли сертификацию по европейским стандартам. "На комплексе был применен принцип "двух ключей" — все операции обе стороны могли производить только согласованно", — подчеркнул Мухамеджанов.

Постоянное наблюдение

На стартовом комплексе "Союз" во Французской Гвиане постоянно находятся восемь-десять человек, которые составляют группу мониторинга. В основном это сотрудники ЦЭНКИ и Ракетно-космического центра "Прогресс". "В их задачи входит ежедневный мониторинг технического состояния оборудования стартового комплекса и находящихся на хранении ракет-носителей. Специалисты сменяют друг друга по вахтовому методу", — пояснил гендиректор ЦЭНКИ.

Технологическое обслуживание проводится в соответствии с графиком, согласованным с Arianespace. Топливо, ракеты и разгонные блоки доставляются морским транспортом в специальных контейнерах, которые не допускают плесканий и попаданий излишней влаги.

В период пусковой кампании на космодроме во Французской Гвиане находятся около 300–330 российских специалистов.

След Куру на Восточном

Во Французской Гвиане российским специалистам пришлось столкнуться с погодными проблемами. С одной стороны, это сильные порывы ветра, из-за которых приходилось переносить старт ракеты (например, в ноябре 2020 года). "Речь идет не о привычном для нас ветре, а о таком ветре, который с изменением высоты слоями меняет свое направление и скорость", — пояснил директор ЦЭНКИ. Европейская сторона использует программную модель, которая оценивает риск при развитии худшего сценария, рассматривая вероятность падения обломков разрушенного изделия (не только "Союза-СТ", но и других ракет) на населенные пункты по трассе полета. Еще одной проблемой являются ливни.

"Ливни могут идти без перерыва по несколько дней, поэтому на стартовом комплексе "Cоюз" в Гвианском космическом центре для общей сборки и предстартового обслуживания ракеты космического назначения была применена мобильная башня обслуживания, не имевшая на тот момент аналогов на российских космодромах", - Руслан Мухамеджанов, генеральный директор ЦЭНКИ.

Опыт использования такого сооружения оказался успешным, и позже он был внедрен на новом российском космодроме Восточный.

За время сотрудничества, отметил гендиректор ЦЭНКИ, российская и французская стороны многому научились друг у друга. "Нам удалось на совместной практике апробировать методы современного менеджмента и уже на своих космодромах внедрить эти современные методы с адаптацией к нашим практическим традициям", — добавил он.

Предстоящие пуски

За время существования со стартового комплекса "Союз" в Гвианском космическом центре было осуществлено 25 пусков. В этом году запланирован один пуск. Предполагается, что ракета-носитель "Союз-СТ" выведет на орбиту космические аппараты европейской навигационной системы Galileo. "Пуск запланирован на 30 ноября 2021 года (по московскому времени — 1 декабря)", — отметил Мухамеджанов.

В следующем году первая пусковая кампания запланирована на январь. "В 2022 году планируется три запуска, первый из которых ожидается 6 января", — добавил он.

При этом, по словам гендиректора ЦЭНКИ, ведется работа по новым контрактам на выведение полезной нагрузки ракетами "Союз" с космодрома Куру. "На 2023 год заключены контракты еще на два пуска", — рассказал Мухамеджанов.

Пилотируемый старт

В июне генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин во время пресс-конференции сообщил журналистам, что с французскими коллегами обсуждается возможность в рамках большого лунного проекта трансформировать стартовый комплекс "Союз-2", который находится в Гвианском космическом центре, под пилотируемые программы, в том числе для запуска кораблей в направлении китайской станции.

В рамках продолжения сотрудничества, по словам Мухамеджанова, российская и французская стороны сейчас рассматривают два варианта.

"Роскосмос, Европейское космическое агентство и Национальный центр космических исследований Франции прорабатывают возможности дальнейшего развития комплекса запуска "Союз", в том числе за счет осуществления запусков космических аппаратов российского производства, а также реализации пилотируемых полетов на перспективные космические станции в рамках программ международного сотрудничества", - Руслан Мухамеджанов. генеральный директор ЦЭНКИ.

При этом официальных заявлений по этим вопросам от европейских партнеров пока не поступало, отметил Мухамеджанов. Если Россия и Франция договорятся об осуществлении пилотируемых пусков или выведении российских спутников, стартовому комплексу потребуется доработка.

"В частности, понадобится доработка мобильной башни обслуживания, так как сейчас конструкция башни не предполагает размещение ракеты космического назначения с системой аварийного спасения. Кроме того, необходимо создание монтажно-испытательного комплекса подготовки космических аппаратов, а также создание инфраструктуры для размещения и предполетной подготовки космонавтов и астронавтов к полету на орбиту", — объяснил гендиректор ЦЭНКИ.

Изначально стартовый комплекс "Союз" во Французской Гвиане был рассчитан на 15 лет, или 50 запусков, так как российские специалисты не знали, как морской тропический климат будет воздействовать на технологическое оборудование. "Тем не менее десятилетний опыт эксплуатации показывает, что комплекс находится в очень хорошем состоянии и имеется достаточный ресурс технологического оборудования для продолжения его эксплуатации в течение многих лет в будущем", — заключил Мухамеджанов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer