В России по поручению Владимира Путина будет создана летная эскадрилья для пожаротушения. В состав эскадрильи войдут 22 машины: десять самолетов Бе-200ЧС, десять вертолетов Ка-32А11М и два вертолета Ми-26Т. О проработке такой задачи сообщает РИА Новости.
Расходы на создание эскадрильи оплатит ФНБ. Содержать ее будет «Ростех». Именно глава госкорпорации Сергей Чемезов высказал в октябре 2020 года идею создать эскадрилью самолетов-амфибий Бе-200 для тушения природных и техногенных пожаров, в том числе за рубежом.
Российские Бе-200 и вертолеты Ми-8 хорошо себя показали при тушении пожаров на юге Турции летом этого года. По информации СМИ, Анкара заплатила за помощь до 24 млн долларов. Операция была омрачена катастрофой одной из машин, в которой погибли высококлассные российские летчики.
Правда, помощь Турции самолетами Бе-200 вызвала определенное раздражение внутри России, где также горели леса. Особенно сильно в Якутии. После того как ситуация стала нестерпима, власти перебросили Бе-200 и в Восточную Сибирь. Пожары успешно потушили.
Обращает на себя внимание, что и в Турции, и в Якутии использовались самолеты Бе-200 принадлежащие Минобороны и МЧС — профильным ведомствам. Вновь создаваемая эскадрилья будет иметь иное подчинение. Почему? «Ростеху» зарабатывать на внешнем рынке сподручнее?
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает инициативу верным решением.
— Специализированный вертолет Ка-32, конечно, может заниматься тушением верховых пожаров, используя корзину, как и Ми-8 (его грузоподъемность побольше), но его уникальная особенность в том, что благодаря соосной схеме винтов и компактным размерам Ка-32 может эффективно тушить пожары в городских условиях. Особенно в высотных зданиях, куда не дотягиваются пожарные лестницы. Он может из водяной пушки подавать струю воду прямо в окно.
Противопожарный Бе-200 пусть и не единственный такой самолет в мире, но по своему тоже уникален. Он реактивный, а не турбовинтовой, может набирать до 12 тонн воды в режиме глиссирования с поверхности акватории. В свое время Бе-200 был сертифицирован за рубежом в расчете на продажи, но приобретению его другими странами мешал один непреодолимый вопрос — экономическая неэффективность.
«СП»: Поясните, пожалуйста…
— Отдельной стране покупать один-два самолета Бе-200 и держать их годами на случай ЧП, сложно, дорого и неэффективно. Другое дело, если в мире существует некая эскадрилья, специализирующаяся на оказании противопожарных услуг… Надо понимать, что когда самолеты летят в другую страну тушить пожар, то кто-то за это все равно платит. Так вот любой стране выгоднее заказать пожаротушение профессионалам, имеющим квалификацию и опыт.
Противопожарная эскадрилья может работать по схеме, которая существует на мировом рынке крупногабаритных авиаперевозок самолетами Ан-124 «Руслан». Две авиакомпании: «Волга-Днепр» и украинская «Антонов» закрывают потребности в них всего земного шара. Покупать такие самолеты никто не будет, потому что потребность в таких перевозках разовая. Эти компании загружены заказами именно потому что работают везде, а не в отдельной стране.
Поэтому действительно имеет смысл создать специальный авиаотряд, не коммерческую компанию, а именно в составе госкорпорации, того же «Ростеха», иметь отдельную базу, техническое оснащение, подготовленных специалистов и по запросам различных стран и по своим собственным нуждам вылетать в разные уголки планеты для выполнения задач. Прекрасное решение! Уверен, без работы они сидеть никак не будут.
О значении вновь создаваемой эскадрильи для успешного тушения пожаров в российских лесах «СП» рассказал главный научный сотрудник Института лесоведения РАН Андрей Сирин.
— Ни одно конкретное решение не может решить проблему горящих лесов. Она комплексная. Создаваемая противопожарная эскадрилья дополнит уже существующие структуры пожаротушения. В первую очередь это «Авиалесоохрана», занимающаяся тушением пожаров именно в лесах. Кроме того, это МЧС, в чью сферу ответственности входят населенные пункты и инфраструктура.
Раньше пожарная охрана была еще в местных территориальных образованиях: сельских поселениях, колхозах, совхозах. Зачастую именно они решали самую главную задачу — обнаружение и локализацию очагов возгорания в первые часы. В этом смысле противопожарные авиаотряды вторичны — они дополняют, служат усилением территориальным противопожарным структурам.
Можно провести аналогию с борьбой в пандемией. Аппарат ИВЛ — это крайняя мера. Он нужен, но лучше до этого не доводить. Так и противопожарная авиация.
«СП»: Тот факт, что эскадрилья будет подчиняться «Ростеху», а другие противопожарные структуры имеют своих начальников, не помешает борьбе с пожарами?
— У каждого ведомства есть свои преимущества и недостатки. При правильном управлении, координации можно использовать преимущества каждой структуры, а не недостатки. Поэтому ничего плохого в диверсификации по разным ведомствам нет. Особенно учитывая то внимание, которое уделяется теперь проблеме пожаров. К сожалению, только после того, как страна много где горела.
Все это вовремя, потому что угроза и частота пожаров в дальнейшем будет только расти. Климат объективно меняется. А поскольку страна у нас большая, каждый год где-то будут пожары. Но рассчитывать только на противопожарные самолеты и вертолеты не стоит. Гораздо важнее работа с населением, профилактика. Подавляющее большинство очагов возникает по вине людей, а не молний.
В Финляндии сейчас нет пожаров. Очень мало пожаров в Белоруссии. Хотя климатические условия там как в России. Причина в поведении населения. Но с этим приходится жить и мобильные противопожарные силы, которые можно перебрасывать из региона в регион очень пригодятся. Тем более абсурдные требования объявлять тендер на переброску сил и средств наконец-то отменили.
«СП»: Не абсурдно ли тушить пожары в Турции, в Греции, когда горят леса дома — в Якутии?
— Это демонстрация наших технологий. Помогать соседям всегда нужно. Тем более 1−2 самолета Бе-200, которые направили в Турцию, погоды не сделают. А опосредованный эффект от их работы может быть ценнее, чем сокращение потенциала пожаротушения внутри страны. В советское время, когда у нас была лучшая лесохрана в мире, наши тушили пожары, например, в Провансе. Это было всегда.
Мы гораздо больше теряем из-за организационного бардака, ошибок. Система управления лесным хозяйством, лесоохрана в России создавалась еще с допетровских времен. И она с учетом наших пространств была очень и очень хорошей. А ее взяли и ликвидировали, приняв Лесной кодекс в 2005 году. Сейчас, слава богу, воссоздают, но на это требуются дополнительные средства и время.
Главный вывод: любые меры, принимаемые для борьбы с пожарами, включая создаваемый сейчас специализированный авиаотряд, хороши, но полный эффект даст только комплексный подход.