Пилоты самолетов, отвыкшие от штурвала за время пандемии, стали чаще совершать ошибки. Отчеты об инцидентах собираются в базу данных Федерального управления гражданской авиации США. Издание Bloomberg обнародовало несколько таких файлов. Чаще всего недочеты незначительные, например, полет на неверной высоте или с нарушением скоростного режима. Но встречались и более серьезные, которые могли привести к катастрофе.
Так, например, один пилот забыл запустить второй двигатель на взлете, другой — выпустить шасси перед посадкой, а третий перепутал маршрут полета. Все эти инциденты произошли с летчиками, которые не поднимались в небо более полугода. После столь длительного перерыва пилот должен проходить обязательную переподготовку, говорит летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин: «После перерыва больше года нужна серьезная тренировка. Порядка 10 часов ты будешь летать с инструктором, он будет вводить тебя в курс дела. Если ты месяц не летал, то уже обязан выполнять полет с инструктором. Он должен посмотреть на тебя и либо дать дополнительные полтора-два часа, либо какой-то маршрут. Трехмесячный перерыв — это уже однозначно проверка техники пилотирования, обязательно тренажер.
За тем, чтобы пилот после большого перерыва не попал за штурвал, должен следить инструктор, замкомандира летного отряда, который составляет графики отпусков или больничных. А если это имело место быть, то сотрудник не допускается к работе. Просто по документам не имеет права. Любой полет — это только 50% физики, а 50% — психология. Страдают больше всего эти вторые 50%, когда вы чувствуете на уровне подсознания какую-то неуверенность, что у вас большой перерыв и надо снова набивать руку. Очень много зависит от того, как вы справитесь психологически со своим состоянием. При полетах более 90 часов в месяц наступает усталость, менее 10 часов расхолаживают очень сильно, поэтому идеальный вариант — порядка 80 часов. Это хороший налет, когда ты не устаешь, а небо для тебя как поэзия, а не тяжкий труд».
Европейский авиарегулятор также сообщил, что зарегистрировал происшествия, потенциально связанные с навыками пилотов. Но эксперты считают, что количество таких ошибок незначительное и введения каких-то специальных мер не требуется. Обновлять в памяти знания летных экипажей должны сами авиакомпании, пояснил пилот и руководитель центра «Летаем без страха» Алексей Герваш: «Во всем мире были простои, и пилоты летали существенно меньше. Авиакомпании старались планировать экипажи таким образом, чтобы каждый получал хотя бы минимальный, но требуемый налет. Не у всех была такая возможность, но такие перевозчики заменяли это тренажерной подготовкой.
Иногда пилоты летают меньше, и их навыки теряются. Поэтому есть очень четко прописанные алгоритмы, в соответствии с которыми они поддерживают летную годность. Все разложено по полочкам: для того, чтобы лететь по приборам и перевозить пассажиров, ты должен за последние шесть месяцев совершить определенное число посадок, точных заходов на посадку и так далее».
В России авиасообщение практически вернулось к допандемическому уровню. В сентябре компании перевезли больше 12 млн человек. Пассажиропоток лишь на 4% меньше, чем в сентябре 2019 года.