Авиакомпании столкнулись с падением глубины продаж билетов, выяснили «Известия». Сейчас пассажиры приобретают их в среднем за 5–7 дней до вылета, а порой и за 2–3 дня, рассказали в сервисах для путешественников. Люди не готовы заранее планировать поездки, поскольку опасаются введения новых ограничений, в том числе закрытия границ, пояснили специалисты. Такая ситуация негативно влияет на экономику перевозчиков: происходит смещение денежного потока, сокращается ликвидность, усложняется краткосрочное финансовое планирование, сообщили «Известиям» в авиакомпаниях.
Осенний спад
Авиаперевозчики столкнулись с падением глубины продаж билетов. Об этом «Известиям» рассказали представители компаний.
Глубина продаж действительно несколько снижается с началом осеннего сезона, сказал «Известиям» официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин. Сейчас пик продаж билетов приходится на последнюю неделю перед вылетом, а раньше он наступал за две недели или раньше, уточнил источник издания в группе «Аэрофлот».
У S7 Airlines в сентябре-октябре средняя глубина продаж сократилась примерно на 25% по сравнению с аналогичным периодом допандемийного 2019 года, сообщила «Известиям» пресс-секретарь компании Ирина Дунькова. По ее словам, пассажиры в меньшей степени готовы планировать путешествия заранее и принимают решения о поездках ближе к вылету.
— Тенденция обозначилась в период локдаунов и отмены рейсов в начале пандемии. Сейчас осторожность пассажиров в некоторой степени сохраняется, — добавила она.
В «Уральских авиалиниях» также подтвердили сокращение глубины продаж относительно 2019 года. По словам представителя авиакомпании Red Wings, две трети пассажиров перевозчика сейчас покупают билеты за 5–7 дней до вылета. В Smartavia глубина продаж сократилась в несколько раз по сравнению с прошлым годом.
— Билет сейчас покупается минимум за 2–3 дня, а в среднем — за 7–14 дней. Раньше глубина продаж была значительно больше и могла исчисляться несколькими неделями, — добавил представитель Smartavia.
В период с 21 сентября по 4 октября путешественники покупали билеты за 1–3 дня до вылета по направлениям из Москвы и Санкт-Петербурга в Сочи, Симферополь, Краснодар, Мурманск, Махачкалу, Екатеринбург, Калининград, Казань, Минеральные Воды и обратно, сообщил «Известиям» представитель онлайн-тревел-агентства Kupibilet.ru. По его словам, билеты в Турцию, Египет, Кипр, Грецию, Грузию, на Мальдивы, в ОАЭ и Словению покупали в среднем за 15–30 дней.
— За 1–3 дня до вылета билеты покупают 35% путешественников, за 4–7 дней — 25%, за 7–14 дней — 22%, за 15–30 дней — 18%, — уточнил представитель компании.
По данным сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, с начала сентября по начало октября большинство авиабилетов — 58% — было приобретено максимум за неделю до вылета. В 32% случаев их покупали за 8–30 дней, в 9% — за 2–3 месяца, в 1,5% — за 4–6 месяцев.
Осторожный подход
Потребительское поведение изменилось на фоне увеличения показателей заболеваемости COVID-19 в начале осени, считает аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. Пассажиры теперь с осторожностью подходят к покупке билетов из-за опасений закрытия границ и введения новых ограничений, связанных с пандемией, добавили в «Уральских авиалиниях».
Эпидемиологическую ситуацию среди причин низкой глубины продаж назвали и в Red Wings. Там также указали: переизбыток емкостей приводит к демпингу со стороны ряда перевозчиков, поэтому билеты не дорожают даже ближе к вылету — пассажирам нет смысла покупать их заранее. Плюс в это время наблюдается сезонный провал спроса, добавили в компании.
— Причин несколько. Среди них — завершение периода летних отпусков. Это касается в первую очередь южных направлений. Ужесточение карантинных мер в связи с коронавирусной инфекцией в некоторых регионах страны также повлияло на сокращение глубины продаж. Предпочтения пассажиров особенно не изменились, изменились обстоятельства, — сказал «Известиям» представитель Smartavia.
Люди всё еще боятся неожиданных изменений в расписании перелетов и ограничений как региональных, так и международных из-за пандемии, указали в Kupibilet.ru.
— Меньшее количество пассажиров приобретает билеты заранее, так как не могут быть уверены в построении долгосрочных тревел-планов из-за возможности введения ограничений в пункте назначения, — добавила представитель OneTwoTrip Елена Шелехова.
Риск неплатежей
Из-за падения глубины продаж авиабилетов происходит смещение денежного потока, сказал «Известиям» Михаил Демин. При этом, по его словам, загрузка пассажирских кресел на рейсах остается высокой.
Низкая глубина продаж для всех авиакомпаний означает сокращение ликвидности в данный момент времени, заметил представитель Red Wings. Эта ситуация негативно влияет на экономику авиакомпании: она усложняет краткосрочное финансовое планирование, добавили в Smartavia.
Падение глубины продаж может стать причиной кризиса неплатежей у тех авиакомпаний, у которых сезонность полетов очень большая, сказал «Известиям» источник в крупном перевозчике. По его словам, падение числа рейсов в зимнем сезоне при одновременном сокращении глубины продаж ставит под сомнение возможность этих компаний оплачивать нынешнюю, пока еще большую, полетную программу.
Наибольшую сезонность полетов в этом году продемонстрировали авиакомпании Red Wings, Azur Air, Royal Flight, Smartavia и Nordwind. В августе они перевезли в 3,5–7,4 раза больше пассажиров, чем в марте, следует из данных Росавиации.
— Таким авиакомпаниям может сейчас не хватать денежных средств на оплату текущих обязательств. Весной у компаний денег много за счет продажи билетов на лето, а к концу лета их становится значительно меньше, так как продажи уже небольшие, а платежей по-прежнему много. Эту ситуацию в этом году дополнительно ухудшает еще и падение глубины продаж. Она у авиакомпаний сейчас составляет 4–7 дней в среднем, — добавил собеседник.
Негативное влияние
Начало осенне-зимнего периода — как правило, сложный период для всех авиакомпаний, характеризующийся снижением спроса и доходных ставок, сказал «Известиям» младший партнер Bain & Company Сергей Зайцев.
— Сохраняются ограничения на международное авиасообщение. Мировой рынок авиаперевозок в 2021 году восстановится лишь до уровня 34% от 2019 года. При этом во многих странах сохраняется высокий уровень ограничений ввиду неоднозначной эпидемиологической ситуации: туристам из РФ до сих пор закрыт въезд в большинство стран ЕС, — заметил эксперт.
По его словам, единственный выбор авиакомпаний в сложившейся ситуации — увеличение присутствия на внутреннем рынке, что приводит к избытку емкостей, а также снижению доходных ставок и рентабельности.
Значительный эффект на рентабельность перевозчиков оказывает рост цен на авиатопливо, расходы на которое обычно составляют до 30% всех затрат авиакомпаний: его цена на бирже (Platts) выросла более чем в два раза за последний год (с $40 в 2020-м до $89 за баррель в октябре 2021-го), указал Сергей Зайцев.
— Ограничительным фактором является низкий горизонт прогнозирования: в нынешней ситуации более 50% авиабилетов приобретаются менее чем за неделю до вылета. Это в значительной степени усложняет работу департаментов управления доходами в части определения оптимального уровня цен и объема выставляемых емкостей, — добавил эксперт.
Авиакомпании уже второй год работают в условиях избыточных емкостей, повышения ценовой конкуренции на рынке и нестабильного потребительского поведения, заметила Алла Юрова. По ее словам, повышение цены авиатоплива может стать наиболее ощутимым негативным фактором для экономики перевозчиков. Авиация и до пандемии относилась к сферам с повышенным уровнем отраслевого риска, и усугубление негативных факторов приводит к увеличению риска, отметила эксперт.
В условиях падения глубины продаж авиакомпании не могут нормально прогнозировать ее будущую динамику, сказал «Известиям» источник в одной из крупных авиакомпаний. По его словам, в пандемийный год была та же ситуация, но тогда на рынке было меньше провозной емкости, сейчас ее гораздо больше. Это привело к снижению точности планирования у авиакомпаний, что в краткосрочной перспективе оборачивается ценовыми войнами, в которых выигрывают пассажиры, а перевозчики несут убытки, заключил собеседник.