Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эксперты считают, что будущее северного завоза в Арктике связано с дирижаблями и дронами


1 октября 2021 года ТАСС


Беспилотные летательные аппараты (БЛА), дирижабли и экранопланы в будущем могли бы существенно облегчить доставку грузов в рамках северного завоза - ежегодных масштабных транспортных операций по снабжению припасами отдаленных населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке. Перспективы альтернативного транспорта стали одной из тем обсуждения в ходе научно-практической конференции, прошедшей в рамках Северного форума в Якутске.

Беспилотные летательные аппараты (БЛА), дирижабли и экранопланы в будущем могли бы существенно облегчить доставку грузов в рамках северного завоза - ежегодных масштабных транспортных операций по снабжению припасами отдаленных населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке. Перспективы альтернативного транспорта стали одной из тем обсуждения в ходе научно-практической конференции, прошедшей в рамках Северного форума в Якутске.

Северный завоз осуществляется в местностях с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных на территории 25 регионов России. Однако основной объем завоза (85% в натуральном и 75% в стоимостном выражении) приходится лишь на четыре региона - Якутию, Чукотку, Магаданскую область и Красноярский край. Ежегодно в рамках северного завоза в России обеспечивается снабжение примерно 3 млн человек. Грузы в отдаленные территории завозятся в период навигации морским и речным транспортом - задействовано около 300 судов. Их разгружают в портовых поселках, откуда потом, по зимникам, продукты и топливо доставляют до конечной точки с помощью автотранспорта.

"Новые достижения науки позволяют развивать инновационные технологии. Особенно активно развиваются IT-технологии, дистанционное позиционирование, дистанционное зондирование земли, скоростной интернет. Все это способствует развитию и беспилотных технологий. Это 20-25 лет назад касалось фантастикой, а сейчас мы можем говорить о БЛА", - сказал проректор по науке и инновациям Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Юрий Данилов.

Пилотный регион в проекте по цифровизации северного завоза

Якутию сегодня можно назвать законодателем мод в рамках внедрения в жизнь современных разработок для проведения северного завоза. Именно республика стала пилотным регионом в проекте по цифровизации северного завоза - создании системы "цифрового двойника".

Теперь здесь намерены внедрять и беспилотники. По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольги Рафаиловой, правительство региона планирует заключить с ООО "Абрахам Технолоджи" соглашение о сотрудничестве для создания арктического кластера беспилотной авиации. Гендиректор компании Станислав Кочкин сообщил, что центром проекта должен стать Тикси - поселок на берегу моря Лаптевых.

"В следующем году весной мы планируем запустить два тестовых маршрута [в районе Тикси]. Это доставка продуктов питания, лекарств, небольших грузов, это обеспечение различных объектов оборудованием, автоматизированная инспекция обстановки среды, контроль природных явлений и транспортных путей", - сказал Кочкин. В дальнейшем полученный в Якутии опыт можно будет транслировать в другие регионы.

Представитель СВФУ Алексей Швецов также отметил, что существующие сегодня дроны по своей дальности полета и грузоподъемности могут использоваться в основном для доставки лекарств и медицинских изделий, электроники, запчастей для техники, детского питания. Особенно это важно в случае возникновения экстренной ситуации, когда нужно доставить груз быстро.

По его словам, одно из преимуществ дронов заключается в простоте подготовки операторов. "Это не вертолет, не самолет, вуз не нужно заканчивать. Трехмесячные курсы достаточно пройти. К примеру, какое-то поселение может одного из своих жителей обучить и использовать технологию", - сказал он.

Другие варианты доставки грузов

Дроны не единственный альтернативный транспорт для Арктики. Специалисты вернулись к идее первой половины XX века, когда полагали, что дирижабли составят конкуренцию самолетам в деле освоения Арктики.

Представители консорциума "Дирижабли в Якутии" рассказали о перспективах этих аппаратов. По их словам, дирижабли могут существенно ускорить сроки доставки крупногабаритных грузов на север, а также доставлять сжиженный природный газ (СПГ) - топливо для арктических поселений. В Якутии есть и топливо для цеппелинов: по словам Данилова, достаточное количество гелия есть на Чаяндинском месторождении.

"Уже есть проект дирижаблей катамаранного типа с использованием еще дополнительно винтов, как у автожиров", - сказал он.

Кроме того, Данилов отметил еще одно направление, которое имеет потенциал для развития в Арктике, - это экранопланы, активно разрабатываемые в советское время. "В частности, "Каспийский монстр" (советский экспериментальный экраноплан с грузоподъемностью более 300 тонн). У нас, может, не такой большой объем перевозок должен быть, но в принципе экранопланы, наверное, тоже могут развиваться", - заметил он.

Потенциал использования альтернативных транспортных средств

В последние десятилетия в Якутии отмечается снижение уровня рек. Подобная проблема характерна и для других регионов, в том числе для Красноярского края. Из-за малой воды сокращаются сроки навигации на реках, речники вынуждены в сжатые сроки успеть доставить в северные поселки весь объем грузов.

Как подчеркнули эксперты, альтернативные транспортные средства могут использоваться круглогодично, в сложных погодных условиях, в отличие от наземного транспорта не наносят ущерба хрупкой экологии Арктики. Они не зависят от маловодности рек.

"Если говорить о беспилотной авиации, то, конечно, отсутствие экипажа и расширение возможностей эксплуатации подобного рода аппаратов и в ночное время, и сложных метеорологических условиях, конечно, снизит стоимость одного самолеточаса. Может быть даже окажется, что этот транспорт станет выгоднее пробивания зимников", - сказал постоянной представитель Якутии при президенте РФ Андрей Федотов.

По итогам 2020 года объем северного завоза составил 3,1 млн тонн на сумму 72,1 млрд рублей. При этом объем господдержки завоза по итогам прошлого года составил 22,1 млрд рублей.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer