Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Улетела эпоха


6 сентября 2020 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Во вторник авиационный мир попрощается с Александром Сергеевичем Шенгардтом. Он ушел на 96-м году жизни. Создатель легендарного самолета международного класса Ту-154. Выдающийся авиаконструктор. Последний из когорты тех, кто создавал не просто замечательные крылатые машины - кто ковал авиационную мощь нашей страны.

Туполевцы называют Шенгардта человеком-эпохой, одним из самых авторитетных конструкторов современности, прошедшим школу легендарного Андрея Туполева. В КБ Туполева Александр Шенгардт пришел в 1948-м - еще студентом, на преддипломную практику. И остался навсегда, увлеченный знаменитой формулой своего знаменитого учителя: "Летают только красивые самолеты". Работал в конструкторской бригаде, на испытаниях, на серийных заводах.

Все самолеты, которые создавались с участием конструктора Шенгардта, были не просто красивыми. Они стали этапными для отечественного авиастроения. Это и гражданские Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, и боевые стратегические авиакомплексы Ту-16, Ту-95, Ту-22.

Кстати, об истории с Ту-114 многие вспоминают до сих пор. Это был первый в мире двухпалубный аэробус. На тот момент - самый большой. И когда в 1959 году президент Эйзенхауэр пригласил Хрущева посетить США, Никита Сергеевич не удержался, чтобы не полететь на новехоньком самолете. Советский крылатый гигант произвел за океаном фурор: у американцев не нашлось даже подходящего по высоте трапа. Пришлось Хрущеву спускаться с борта по лестнице пожарной машины…

Александр Сергеевич говорил: "Практически мне посчастливилось пройти всю конструкторскую школу Туполева - от конструирования отдельных узлов и агрегатов окунуться с головой в опытное и серийное производство, сопровождать испытания, внедрение в эксплуатацию и, наконец, продажу самолетов и решение многочисленных проблем, связанных с послепродажной поддержкой наших машин".

Туполевцы утверждают: ни одна передовая разработка фирмы не обходилась без Шенгардта. Именно он был одним из новаторов при создании беспилотников

В начале 1970-х годов Шенгардта назначили ведущим конструктором по самолету Ту-154. Затем начальником отдела по доводке и эксплуатации самолета, а весной 1975-го - главным конструктором. Он занимал эту должность тридцать пять лет! Одновременно был главным конструктором турбореактивного авиалайнера Ту-134, использовавшегося на авиалиниях малой протяженности.

Ту-154 - самый известный и самый массовый советский реактивный авиалайнер. Авиакомпании полюбили машину, несмотря на споры из-за новинок в конструкции. А новинок действительно хватало. Так, здесь впервые в гражданской авиации была применена гидравлическая система управления. Тогда многие отнеслись к этому с недоверием, а теперь так управляются все самолеты. Как рассказывал сам Александр Сергеевич, главным плюсом машины была аэродинамика, из-за чего она оказалась очень экономичной по топливу для своего времени. Впрочем, тогда на это не очень-то обращали внимание.

Новый лайнер создавался на замену среднемагистральному Ту-104. "Ничего другого в тот момент не было. В Советском Союзе к середине 1960-х было три самолета средней дальности: Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Но они все разные: у них разные дальность, скорость, взлетно-посадочная масса, пассажирская вместимость. "Аэрофлоту" это было неудобно. И поэтому было принято решение провести конкурс на новую машину, которая может все эти самолеты заменить. Выиграл проект Андрея Николаевича Туполева. В 1965 году вышло постановление о создании Ту-154", - так рассказывал Шенгардт об истории появления нового самолета в интервью "Известиям".

Регулярные полеты на Ту-154 открылись 9 февраля 1972 года рейсом Москва- Минеральные воды. Это стало началом целой эпохи в развитии пассажирских авиаперевозок. Самолет выпускался на авиазаводе в Куйбышеве (Самаре) более сорока лет: свыше тысячи машин почти десяти модификаций! Есть цифра: в 1980 годах в эксплуатации постоянно находились 400-450 "сто пятьдесят четвертых". На них держалась практически половина объема гражданских воздушных перевозок. Выдающиеся по тому времени характеристики - скорость до 950 км/ч, пассажировместимость - 150-180 человек, всепогодность и др. - надолго сделали Ту-154 главной "воздушной лошадкой".

Качество самолетов Шенгардта всегда ценили пилоты. "Очень надежные" - высшая похвала, цену которой в авиации знают очень хорошо.

Но любая крылатая машина живет и развивается только в серии. Эту непреложную для авиации истину еще раз подтвердила счастливая судьба детища конструктора Шенгардта. В 1985 году появился грузовой вариант Ту-154С (впервые у нас в стране с большой грузовой дверью сбоку фюзеляжа) и ремоторизированный Ту-154М.

"Последний не только экономил 1 т авиатоплива в час, но и удовлетворял действовавшим в то время жестким нормам по пролетным шумам", - вспоминал главный конструктор.

Под руководством Александра Шенгардта были осуществлены уникальные работы по переоснащению Ту-154М для специальных целей. Так, машина эксплуатировалась в качестве носителя специального оборудования по программе контроля за вооружением "Открытое небо". Самолет Ту-154М-ЛК-1 предназначался для всестороннего контроля за военной деятельностью стран НАТО и СНГ. Была и летающая лаборатория Ту-154ЛЛ для испытаний космического корабля "Буран". Был создан экспериментальный самолет Ту-155, который использовал в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ…

Туполевцы говорят: ни одна передовая разработка фирмы не обходилась без участия Шенгардта. Кстати, именно он в свое время был одним из новаторов в области создания беспилотников.

Все, кто близко знал Александра Сергеевича, рассказывают: этот человек буквально покорял всех своей эрудицией, глубокими знаниями, философскими взглядами на многие процессы, происходящие в обществе. А еще он обладал прекрасным чувством юмора.

Александр Шенгардт был не только блестящим авиаконструктором. Настоящий патриот страны, он остро переживал за судьбу отечественной авиации, самолетостроения. Переживал за то, что наши гражданские самолеты могут быть вытеснены из мирового воздушного океана "боингами" и "эрбасами". Нет пророков в своем отечестве? Есть. Но только почему-то их слышат подчас очень поздно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer