Через приложение
Сегодня беспилотники нашли применение в самых разных областях — доставка грузов, разведка местности, мониторинг проведения различных работ, съемки с высоты. Однако цена аппаратов зачастую «кусается» — позволить их себе может не каждый. Если же использовать дроны нерегулярно, приобретать свой беспилотный летательный аппарат (БПЛА) смысла не имеет.
Российские инженеры представили проект, цель которого заключается в том, чтобы каждый житель России смог воспользоваться услугами беспилотника. Суть заключается в создании сети сервисно-логистических центров.
— Логистический центр будет состоять из взлетно-посадочной площадки площадью 0,5–1 Га и здания с помещениями для выполнения регламентных работ и для расположения локального дата-центра, — рассказал технический директор и главный конструктор разработчика проекта «Птеро» Амир Валиев. — Фактически на общей площади помещений около 100 кв. м можно за день выполнять регламентные работы не менее чем для пяти летательных аппаратов и содержать соответствующий персонал. Стандартные сервисные операции (проверка и при необходимости замена узлов и агрегатов, эксплуатируемых по ресурсу и по состоянию) могут выполняться на площадке для взлета и посадки.
Для Сети разработают мобильное приложение, в котором можно будет заказывать и обрабатывать услуги вызова беспилотников, отслеживать их местонахождение, получать сообщения о завершении действий беспилотного воздушного судна. По сути, речь идет о создании центра воздушного каршеринга.
Пилотный проект уже реализуется в Сургуте (ХМАО), пояснили разработчики. На развертывание логистического центра уходит примерно полгода. Таким образом, за полтора года планируется создать три ЛЦ в трех разных регионах. На создание и содержание «минимального» центра (три борта и два экипажа) за первый год уйдет примерно 10–15 млн рублей. Общие затраты на три ЛЦ разработчики оценивают примерно в 50 млн рублей.
В целом логистические центры должны быть расположены на расстоянии примерно полутора радиусов действия БПЛА друг от друга. По словам Амира Валиева, это расстояние может составлять от 300 км.
— Количество центров пока нельзя назвать, — добавил он. — Оно будет зависеть от густонаселенности регионов и транспортной доступности, от расположения заказчиков и от времени, которое придется потратить на наработку репутации сети центров.
Проект одобрен рабочей группой «Аэронет» (входит в состав Национальной технологической инициативы, НТИ).
— На рынке существует и растет запрос на автономность беспилотных систем, — объяснил гендиректор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев. — Запрос возникает из необходимости удешевить эксплуатацию, исключить человеческий фактор из причин инцидентов, повысить гибкость применения и скорость выполнения задач. Перспектива — это станции автономного базирования беспилотников, которые могут служить для пополнения или замены источника энергии, самодиагностики технического состояния, получения полетного задания, передачи данных или для получения и отправки грузов.
В медиацентре НТИ добавили, что для сети ЛЦ разрабатывается стандартный беспилотник, который поднимает 10 кг груза.
Российские инженеры представили проект, цель которого заключается в том, чтобы каждый житель России смог воспользоваться услугами беспилотника. Суть заключается в создании сети сервисно-логистических центров.
— Логистический центр будет состоять из взлетно-посадочной площадки площадью 0,5–1 Га и здания с помещениями для выполнения регламентных работ и для расположения локального дата-центра, — рассказал технический директор и главный конструктор разработчика проекта «Птеро» Амир Валиев. — Фактически на общей площади помещений около 100 кв. м можно за день выполнять регламентные работы не менее чем для пяти летательных аппаратов и содержать соответствующий персонал. Стандартные сервисные операции (проверка и при необходимости замена узлов и агрегатов, эксплуатируемых по ресурсу и по состоянию) могут выполняться на площадке для взлета и посадки.
Для Сети разработают мобильное приложение, в котором можно будет заказывать и обрабатывать услуги вызова беспилотников, отслеживать их местонахождение, получать сообщения о завершении действий беспилотного воздушного судна. По сути, речь идет о создании центра воздушного каршеринга.
Пилотный проект уже реализуется в Сургуте (ХМАО), пояснили разработчики. На развертывание логистического центра уходит примерно полгода. Таким образом, за полтора года планируется создать три ЛЦ в трех разных регионах. На создание и содержание «минимального» центра (три борта и два экипажа) за первый год уйдет примерно 10–15 млн рублей. Общие затраты на три ЛЦ разработчики оценивают примерно в 50 млн рублей.
В целом логистические центры должны быть расположены на расстоянии примерно полутора радиусов действия БПЛА друг от друга. По словам Амира Валиева, это расстояние может составлять от 300 км.
— Количество центров пока нельзя назвать, — добавил он. — Оно будет зависеть от густонаселенности регионов и транспортной доступности, от расположения заказчиков и от времени, которое придется потратить на наработку репутации сети центров.
Проект одобрен рабочей группой «Аэронет» (входит в состав Национальной технологической инициативы, НТИ).
— На рынке существует и растет запрос на автономность беспилотных систем, — объяснил гендиректор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев. — Запрос возникает из необходимости удешевить эксплуатацию, исключить человеческий фактор из причин инцидентов, повысить гибкость применения и скорость выполнения задач. Перспектива — это станции автономного базирования беспилотников, которые могут служить для пополнения или замены источника энергии, самодиагностики технического состояния, получения полетного задания, передачи данных или для получения и отправки грузов.
В медиацентре НТИ добавили, что для сети ЛЦ разрабатывается стандартный беспилотник, который поднимает 10 кг груза.
Взлет и посадка
По мнению заместителя генерального директора «КБ Русь» (разработчик беспилотных вертолетных систем) Константина Махнюка, создание подобных логистических центров будет полезно для развития отрасли. Эксперт пояснил, что реализация проекта позволит применить на практике и в ходе пилотной эксплуатации отработать интеграцию систем связи, управления и наземной инфраструктуры. А также протестировать маркетинговую модель взаимодействия потребителей и поставщиков беспилотных авиационных систем.
Применять систему можно будет в сельском хозяйстве, транспорте и строительстве, использовать для мониторинга энергетических объектов, геодезии, картографии, в работе экстренных служб. Конечно, разработчикам придется столкнуться с рядом трудностей — по сути, в области предоставления массовых воздушных транспортных услуг они могут стать в России первопроходцами.
— Развитие беспилотного транспорта приведет к необходимости решения новых задач, — добавил профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Сергей Макаров. — К ним относятся появление специальностей управления таким транспортом, обеспечение безопасности, понижение уровня шума и прочее. Но с точки зрения бизнеса, мне кажется, реализовать этот проект получится не скоро.
Впрочем, цену на услуги парка беспилотников обещают весьма заманчивую. По словам Амира Валиева, если спрогнозировать полное развертывание сети логистических центров через 5–6 лет, стоимость доставки грузов по выполненным расчетам может достигнуть 50 копеек за килограмм-километр перевозки груза.
Оборудование центров, помимо стандартных курьерских нюансов, потребует наличие персонала, обслуживающего аппараты в каждой из точек сбора/сброса груза, считает Игорь Нигруца, главный инженер «АВАКС-Геосервис» (специализируется на разработке беспилотных летательных аппаратов и их компонентов в области систем управления).
— Управление сейчас без проблем можно производить централизованно из одной точки, но обслуживание — только на местах. Также должны быть группы быстрого реагирования на случай нештатных посадок. И речь идет не только о надежности — это родит новый вид преступлений, беспилотники будут перехватывать, по ним будут стрелять. Даже если лететь достаточно высоко — можно столкнуться с подобными неприятностями, — отметил эксперт.
Еще одна проблема, по словам Игоря Нигруцы, — законодательная. Сейчас аппараты более 30 кг необходимо сертифицировать. А каждый вылет — согласовывать минимум за сутки, и нет гарантий, что эта позиция изменится, подчеркнул он.
Применять систему можно будет в сельском хозяйстве, транспорте и строительстве, использовать для мониторинга энергетических объектов, геодезии, картографии, в работе экстренных служб. Конечно, разработчикам придется столкнуться с рядом трудностей — по сути, в области предоставления массовых воздушных транспортных услуг они могут стать в России первопроходцами.
— Развитие беспилотного транспорта приведет к необходимости решения новых задач, — добавил профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Сергей Макаров. — К ним относятся появление специальностей управления таким транспортом, обеспечение безопасности, понижение уровня шума и прочее. Но с точки зрения бизнеса, мне кажется, реализовать этот проект получится не скоро.
Впрочем, цену на услуги парка беспилотников обещают весьма заманчивую. По словам Амира Валиева, если спрогнозировать полное развертывание сети логистических центров через 5–6 лет, стоимость доставки грузов по выполненным расчетам может достигнуть 50 копеек за килограмм-километр перевозки груза.
Оборудование центров, помимо стандартных курьерских нюансов, потребует наличие персонала, обслуживающего аппараты в каждой из точек сбора/сброса груза, считает Игорь Нигруца, главный инженер «АВАКС-Геосервис» (специализируется на разработке беспилотных летательных аппаратов и их компонентов в области систем управления).
— Управление сейчас без проблем можно производить централизованно из одной точки, но обслуживание — только на местах. Также должны быть группы быстрого реагирования на случай нештатных посадок. И речь идет не только о надежности — это родит новый вид преступлений, беспилотники будут перехватывать, по ним будут стрелять. Даже если лететь достаточно высоко — можно столкнуться с подобными неприятностями, — отметил эксперт.
Еще одна проблема, по словам Игоря Нигруцы, — законодательная. Сейчас аппараты более 30 кг необходимо сертифицировать. А каждый вылет — согласовывать минимум за сутки, и нет гарантий, что эта позиция изменится, подчеркнул он.