Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже


4 сентября 2020 года Игорь Елков, Российская газета


Истребитель на фестивальной площадке как нельзя "в тему". В буквальном смысле: тема фестиваля "75 лет - окончание войны". Самолет с нотами на фюзеляже визуально отсылает зрителей к культовому фильму "В бой идут одни "старики".

На Ла-5 летал и знаменитый советский ас Иван Кожедуб, 100-летие которого мы отметили в этом году.

Трижды Герой Советского Союза Иван Никтович Кожедуб признан самым результативным пилотом антигитлеровской коалиции. На истребителях Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 он сбил 62 вражеских самолета и два американских, которые навязали ему воздушный бой. Американцы плохо знали матчасть и атаковали "Лавочкин" Кожедуба, считая, что охотятся за германским "Фокке-Вульф". Атаки американских истребителей на Ла-5, на которых летали не только советские летчики, но и дружественные нам чехи и словаки, зафиксированы неоднократно. И часто завершались трагически. Сами американцы такие ошибки называют "дружественным огнем". Кожедуб дал отпор.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН, построенном на средства пчеловода Василия Викторовича Конева. Летчик и пчеловод встречались и переписывались. Василий Викторович очень хотел породниться с великим летчиком, весьма настойчиво пытаясь познакомить со своей племянницей. Не сложилось.

Интересная деталь: Кожедуб знал конструкторов и своего самолета, и его пушек. В мае 1945 года он побывал в КБ Семена Алексеевича Лавочкина, познакомился с конструктором.

Кожедуб лично был знаком и с Борисом Шпитальным, который совместно с оружейником Владимировым создали 20-мм пушку ШВАК. Именно из нее Иван Кожедуб сбил все вражеские самолеты. На Ла-5 стояли две такие пушки с темпом стрельбы 550-750 выстрелов в минуту.

Что касается "поющей эскадрильи", которая летала на Ла-5, то вот что раскопали эксперты по просьбе организаторов "Спасской башни":

"Леонид Быков писал сценарий фильма, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, "поющая" эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку и была вооружена Ла-5. "Поющей" эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены оркестром Леонида Утесова. За мужество и героизм 11 из 14 летчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза. На освобожденных территориях хор давал концерты, которые пользовались огромной популярностью. В 1944 году в Краматорске на один из таких концертов побывал Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили летчиков собственным концертом, и Быков был в составе хора. Но, у него не получилось найти именно Ла-5. На сьемках фильма для придания схожести с истребителем Ла-5 фюзеляж Як-18П загрузили... бетонными блоками. Бывшие фронтовики помогли приспособить спортивные машины для наземных сьемок и крупных планов. Например, у наших Як-18П было три стойки шасси, третья - носовая. У истребителя Ла-5 - две стойки и маленькое колесо на хвосте. Поэтому у Яка носовое шасси убрали, вместо него приварили колесо на хвосте. А чтобы самолет не опрокидывался вперед, в заднюю часть фюзеляжа положили противовес - бетонные блоки. И машина прекрасно рулила.

Для наземных съемок задействовали четыре Як-18П - они "играли" наши Ла-5, два летающих Z-326 - "мессершмитты", и еще два "зета" использовали для наземных сьемок - один с драконом на борту, а второй - старый, списанный, который Москва разрешила нам сжечь. Поэтому и взяли Ла-5, а не другой самолет".

Остается добавить, что Z-226 "Trener" - это учебно-тренировочный самолет, разработанный в Чехословакии в 1953 году. Удачная модель, но на Ме-109 он походил не больше, чем Як-18 на легендарный Ла-5. То есть довольно отдаленно, и образ был рассчитан на восприятие людей, далеких от авиации. Поэтому для настоящих ценителей на фестивале будет именно копия истребителя конструкции Семена Алексеевича Лавочкина.

Интересные факты о Ла-5

- Знаменитый полк "Нормандия - Неман" переучивался в Иваново. Французы учились летать на истребителях "Як", но их командир Луи Дельфино совершил один полет на "Лавочкине". Истребитель ему очень понравился, он просил дать им Ла-5, а не Як-1. Командование не удовлетворило просьбу, в итоге французы воевали сначала на Як-1, а затем на Як-9 и на Як-3. На которых после войны перелетели во Францию: СССР подарил им эти самолеты.

- Ла-5 в конце войны применяли в качестве штурмовиков и даже легких бомбардировщиков. Из-за нехватки авиабомб небольшого калибра (50 кг) с самолета иногда сбрасывали импровизированные бомбы, переделанные из 152-мм артиллерийских снарядов.

- В августе 1945 года "чистый" Ла-5 считался уже морально устаревшим, ему на смену пришли более совершенные Ла-5ФН и Ла-7. Тем не менее, по меньшей мере два авиаполка ПВО на "пятерках" участвовали в войне с Японией в августе 1945 года. Базировались на аэродроме Улан-Удэ. Достойного противника у них не было.

- Как и у любого истребителя, у "Лавочкина" были сильные и слабые стороны. К экзотическим недостаткам, от которых конструкторы долго не могли избавить пилотов, была плохая вентиляция кабины. Из-за чего в ней было очень жарко: в буквальном смысле слова.

- Знаменитый Алексей Маресьев был сбит 5 апреля 1942 года на истребителе Як-1. После ампутации ног летчик восстановился и через 15 месяцев вернулся на фронт. Продолжил войну Маресьев на истребителях Ла-5. Уже на второй день Курской битвы Алексей Маресьев совершил первый боевой вылет на протезах, сбив бомбардировщик Ju-87. А затем сбил еще шесть семь самолетов противника, став Героем Советского Союза.

- Весной 1943 года Ла-5 получил на вооружение гвардейский истребительный полк, которым командовал Василий Сталин.

- Истребители "Лавочкина" (Ла-5ФН, Ла-7 и двухместный учебный вариант Ла-5УТИ) стояли на вооружении ВВС Чехословакии. Там их переименовали в S-95, CS-95 и S-97 и летали они до 1948 года, то есть дольше, чем в СССР.

- С 1942 по 1944 годы было произведено 9920 "Лавочкиных" всех модификаций. Их собирали на четырех авиационных заводах: в Горьком, в Ярославле, в Улан-Удэ и в Тбилиси.

- Немецкие летчики-истребители, впервые встретившись в бою с Ла-5, не знали, что это за самолет и как он называется. В их боевых донесениях фигурирует название "новая крыса". По аналогии с неформальным названием И-16, который еще с боев в небе Испании они называли "Рата" ("Крыса"). Но крысиные аналогии не прижились, пилоты люфтваффе называли в дальнейшем наш Ла-5 без фантазии и выдумки: "Ла-фюнф".

- За создание самолета Ла-5 Семен Лавочкин был удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии во второй раз.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer