Что происходит в командовании ОВВС НАТО?
Я задаю этот вопрос в свете двух успешных операций, проведенных Россией в прошлую пятницу против Военно-Воздушных сил НАТО и США в Европе. В обоих случаях истребители ВМФ России смогли подвергнуть опасности американские бомбардировщики В-52. Во-первых, Россия смогла успешно проникнуть в суверенное воздушное пространство одного из государств-членов НАТО, а значит, и в сеть связи противовоздушной обороны НАТО.
Первый случай связан с перехватом российскими истребителями бомбардировщика В-52 над Балтийским морем. В прошлую пятницу в рамках учений, в ходе которых бомбардировщики B-52 совершали полеты над территориями всех 30 стран альянса, командующий объединенных ВВС НАТО должен был предвидеть, что этот полет сопряжен с высоким риском перехвата российскими истребителями. Это объясняется тем, что русские особенно не любят, когда самолеты НАТО совершают полеты вблизи Калининградской области, российского анклава (зажатого между Польшей и Литвой) и их западной материковой границы. Но по какой-то причине в этом полете бомбардировщик B-52 не сопровождали истребители НАТО. Неудивительно, что русские этим воспользовались. На перехват В-52 они подняли истребитель Су-27 из Калининградской области. Этот Су-27 затем преследовал В-52, когда тот летел по направлению к датскому острову Борнхольм в Балтийском море. Как сообщили в НАТО, Су-27 затем «последовал за B-52 вглубь воздушного пространства Дании над территорией острова, совершив существенное нарушение воздушного пространства страны-члена НАТО». По словам представителя альянса, по этой причине с материковой базы в Войенс были подняты датские истребители быстрого реагирования F-16, однако до их прилета Су-27 уже скрылся.
Важно следить за тем, чтобы не быть диванным стратегом. Но здесь действительно есть некоторые немыслимые ошибки НАТО.
На стратегическом уровне были безнаказанно нарушены границы интегрированной системы противовоздушной обороны НАТО и суверенное воздушное пространство страны-члена НАТО. Однако возмутительно, что командующий ОВВС НАТО (а также командующий ВВС США в Европе и Африке) генерал Джефф Харригян (Jeff Harrigian) отреагировал на вторжение России, заявив, что «мы по-прежнему бдительны и готовы обеспечить безопасность воздушного пространства НАТО в режиме 24/7». Почему Харригян делает такое заявление, если русские только что доказали, что это неправда?
Это также свидетельствует о серьезном тактическом просчете. Если исходить из того, что стандартное время на взлет по тревоге составляет 10-15 минут, и учитывая максимальную скорость истребителя F-16, датским истребителям должно было потребоваться не более 25 минут, чтобы преодолеть 350 километров до Борнхольма. Учитывая, что Су-27 был бы отслежен радарами НАТО, как только он вылетел из Калининградской области, есть основания полагать, что самолеты ВВС Дании должны были прибыть на Борнхольм вовремя, чтобы пресечь вторжение. У польских ВВС также есть эскадрилья МиГ-29 в Мальборке, всего в 65 километрах от Калининграда. Так что, если датчане оказались неподготовленными, то почему не были подняты в воздух польские истребители? Это основа основ и обычная практика противовоздушной обороны НАТО.
Несмотря на это, учитывая очевидную болезненную реакцию, с которой Россия должна была воспринять этот полет B-52, руководство НАТО должно было с самого начала обеспечить сопровождение бомбардировщика. Если европейские союзники не хотели предоставлять такое сопровождение, что достойно сожаления, ВВС США должны были задействовать свою эскадрилью истребителей F-16 с авиабазы Шпангдалем в Германии. Любые доводы против задействования сопровождения из истребителей, основанные на опасениях в связи с нагнетанием напряженности, также ошибочны. Россия нагнетает напряженность на протяжении последних нескольких месяцев. Во всяком случае, истребительные эскадрильи НАТО должны были находиться в состоянии повышенной боевой готовности для немедленного вылета с целью контрперехвата. Короче говоря, есть вопросы, на которые должно ответить командование ВВС Дании и Польши, безупречных в остальных ситуациях. Германии, которая находится всего в 120 километрах от Борнхольма, отвечать не надо. Это уже сделала канцлер Ангела Меркель, продемонстрировав свое пренебрежительное отношение к расходам на оборону и поддержку строительства российского газопровода «Северный поток — 2».
Но это еще не все. В пятницу русские провели еще одну и более опасную игру.
Во время другого полета бомбардировщика B-52 над Черным морем вблизи Украины его перехватил российский Су-27. Как и в случае с перехватом над Балтийским морем, учитывая болезненную реакцию России на полеты над территорией в районе Черного моря, командование ОВВС НАТО должно было отправить сопровождение для B-52. Но этого не произошло. А затем последовал перехват российским истребителем, зафиксированный экипажем В-52, причем, настолько опасный, что он был чреват столкновением в воздухе или катастрофой в результате попадания в спутный след. Пятеро американцев из экипажа В-52 могли погибнуть. Следует отдать должное американскому инженерному искусству за то, что бомбардировщик B-52 по-прежнему является важным и неотъемлемым элементом ВВС через 65 лет после того, как он поступил на вооружение. Но выдержать столкновения с Су-27 он не может.
Ситуация абсурдная.
Агрессивные перехваты Россией американских самолетов в Европе уже несколько месяцев вызывают все большую озабоченность. Кто-то должен спросить Харригяна и генерал-майора Андерса Рекса (Anders Rex), возглавляющего ВВС Дании, что они делают. Но эти вопросы также должны услышать и на более высоком уровне. Верховный Главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал Тод Уолтерс (Tod Wolters) вот уже 15 месяцев находится в своей потрясающей официальной резиденции Шато Жандебьен в бельгийском Монсе. Министр обороны Марк Эспер (Mark Esper) должен спросить его, что происходит. Если Эспер этого не сделает, то, скорее всего, этого не сделает никто. В конце концов, в вооруженных силах США очень хорошо умеют привлекать к ответственности офицеров вплоть до капитанов и полковников. Но привлекать к ответственности адмиралов и генералов у них получается не очень.
В понедельник стратегический самолет радиоэлектронной разведки совершил полет у границ Калининградской области и облет вблизи материковой части России в районе Санкт-Петербурга. Было ли у этого самолета сопровождение истребителей, неизвестно. Но при совершении следующего и последующих полетов над этими территориями должно быть сопровождение. И если командующие НАТО этого понять не в состоянии, их следует заменить.
Я задаю этот вопрос в свете двух успешных операций, проведенных Россией в прошлую пятницу против Военно-Воздушных сил НАТО и США в Европе. В обоих случаях истребители ВМФ России смогли подвергнуть опасности американские бомбардировщики В-52. Во-первых, Россия смогла успешно проникнуть в суверенное воздушное пространство одного из государств-членов НАТО, а значит, и в сеть связи противовоздушной обороны НАТО.
Первый случай связан с перехватом российскими истребителями бомбардировщика В-52 над Балтийским морем. В прошлую пятницу в рамках учений, в ходе которых бомбардировщики B-52 совершали полеты над территориями всех 30 стран альянса, командующий объединенных ВВС НАТО должен был предвидеть, что этот полет сопряжен с высоким риском перехвата российскими истребителями. Это объясняется тем, что русские особенно не любят, когда самолеты НАТО совершают полеты вблизи Калининградской области, российского анклава (зажатого между Польшей и Литвой) и их западной материковой границы. Но по какой-то причине в этом полете бомбардировщик B-52 не сопровождали истребители НАТО. Неудивительно, что русские этим воспользовались. На перехват В-52 они подняли истребитель Су-27 из Калининградской области. Этот Су-27 затем преследовал В-52, когда тот летел по направлению к датскому острову Борнхольм в Балтийском море. Как сообщили в НАТО, Су-27 затем «последовал за B-52 вглубь воздушного пространства Дании над территорией острова, совершив существенное нарушение воздушного пространства страны-члена НАТО». По словам представителя альянса, по этой причине с материковой базы в Войенс были подняты датские истребители быстрого реагирования F-16, однако до их прилета Су-27 уже скрылся.
Важно следить за тем, чтобы не быть диванным стратегом. Но здесь действительно есть некоторые немыслимые ошибки НАТО.
На стратегическом уровне были безнаказанно нарушены границы интегрированной системы противовоздушной обороны НАТО и суверенное воздушное пространство страны-члена НАТО. Однако возмутительно, что командующий ОВВС НАТО (а также командующий ВВС США в Европе и Африке) генерал Джефф Харригян (Jeff Harrigian) отреагировал на вторжение России, заявив, что «мы по-прежнему бдительны и готовы обеспечить безопасность воздушного пространства НАТО в режиме 24/7». Почему Харригян делает такое заявление, если русские только что доказали, что это неправда?
Это также свидетельствует о серьезном тактическом просчете. Если исходить из того, что стандартное время на взлет по тревоге составляет 10-15 минут, и учитывая максимальную скорость истребителя F-16, датским истребителям должно было потребоваться не более 25 минут, чтобы преодолеть 350 километров до Борнхольма. Учитывая, что Су-27 был бы отслежен радарами НАТО, как только он вылетел из Калининградской области, есть основания полагать, что самолеты ВВС Дании должны были прибыть на Борнхольм вовремя, чтобы пресечь вторжение. У польских ВВС также есть эскадрилья МиГ-29 в Мальборке, всего в 65 километрах от Калининграда. Так что, если датчане оказались неподготовленными, то почему не были подняты в воздух польские истребители? Это основа основ и обычная практика противовоздушной обороны НАТО.
Несмотря на это, учитывая очевидную болезненную реакцию, с которой Россия должна была воспринять этот полет B-52, руководство НАТО должно было с самого начала обеспечить сопровождение бомбардировщика. Если европейские союзники не хотели предоставлять такое сопровождение, что достойно сожаления, ВВС США должны были задействовать свою эскадрилью истребителей F-16 с авиабазы Шпангдалем в Германии. Любые доводы против задействования сопровождения из истребителей, основанные на опасениях в связи с нагнетанием напряженности, также ошибочны. Россия нагнетает напряженность на протяжении последних нескольких месяцев. Во всяком случае, истребительные эскадрильи НАТО должны были находиться в состоянии повышенной боевой готовности для немедленного вылета с целью контрперехвата. Короче говоря, есть вопросы, на которые должно ответить командование ВВС Дании и Польши, безупречных в остальных ситуациях. Германии, которая находится всего в 120 километрах от Борнхольма, отвечать не надо. Это уже сделала канцлер Ангела Меркель, продемонстрировав свое пренебрежительное отношение к расходам на оборону и поддержку строительства российского газопровода «Северный поток — 2».
Но это еще не все. В пятницу русские провели еще одну и более опасную игру.
Во время другого полета бомбардировщика B-52 над Черным морем вблизи Украины его перехватил российский Су-27. Как и в случае с перехватом над Балтийским морем, учитывая болезненную реакцию России на полеты над территорией в районе Черного моря, командование ОВВС НАТО должно было отправить сопровождение для B-52. Но этого не произошло. А затем последовал перехват российским истребителем, зафиксированный экипажем В-52, причем, настолько опасный, что он был чреват столкновением в воздухе или катастрофой в результате попадания в спутный след. Пятеро американцев из экипажа В-52 могли погибнуть. Следует отдать должное американскому инженерному искусству за то, что бомбардировщик B-52 по-прежнему является важным и неотъемлемым элементом ВВС через 65 лет после того, как он поступил на вооружение. Но выдержать столкновения с Су-27 он не может.
Ситуация абсурдная.
Агрессивные перехваты Россией американских самолетов в Европе уже несколько месяцев вызывают все большую озабоченность. Кто-то должен спросить Харригяна и генерал-майора Андерса Рекса (Anders Rex), возглавляющего ВВС Дании, что они делают. Но эти вопросы также должны услышать и на более высоком уровне. Верховный Главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал Тод Уолтерс (Tod Wolters) вот уже 15 месяцев находится в своей потрясающей официальной резиденции Шато Жандебьен в бельгийском Монсе. Министр обороны Марк Эспер (Mark Esper) должен спросить его, что происходит. Если Эспер этого не сделает, то, скорее всего, этого не сделает никто. В конце концов, в вооруженных силах США очень хорошо умеют привлекать к ответственности офицеров вплоть до капитанов и полковников. Но привлекать к ответственности адмиралов и генералов у них получается не очень.
В понедельник стратегический самолет радиоэлектронной разведки совершил полет у границ Калининградской области и облет вблизи материковой части России в районе Санкт-Петербурга. Было ли у этого самолета сопровождение истребителей, неизвестно. Но при совершении следующего и последующих полетов над этими территориями должно быть сопровождение. И если командующие НАТО этого понять не в состоянии, их следует заменить.