"Формула-1" — это не только чемпионат мира по автогонкам, но и отдельная дисциплина самолетного спорта. Здесь участники соревнуются в скоростном пилотировании на малой высоте по специальной воздушной трассе с надувными воротами.
"Этот формат гонок возник в мире благодаря компании "Ред Булл", первоначально это было шоу — самолетные гонки в формате "Формулы-1", — рассказывает президент Федерации самолетного спорта Московской области Алексей Иванов. — С 2014 года эта дисциплина была признана Международной федерацией авиационного спорта, появились официальные соревнования со статусом чемпионата мира. Но в 2019 году компания прекратила проект. Теперь этим видом занимается только организация "Русские авиационные гонки". И у нас далеко идущие планы, например, на 2022 год запланировано проведение в России чемпионата мира. Будем рады участию всех стран, где есть пилоты должного уровня, тем более что эта дисциплина хорошо развита в Европе и Америке".
Трасса для гонок представляет собой замкнутую петлю протяженностью 4 км с четырьмя воздушными воротами. Их роль выполняют надувные пилоны, между которыми на минимальной высоте по очереди пролетают самолеты. Скорость во время прохождения дистанции может достигать 500 км/ч.
"Каждый раз трасса разная, мы стараемся не повторяться, чтобы маршрут был особенным, — отмечает Иванов. — Перед выходом на соревнования пилоты сначала прорабатывают трассу на земле, проходят ее пешком и запоминают каждый нужный им маневр. После этого собирается трасса, устанавливаются ворота. Пилоты сначала летают поверх трассы, выше пилонов. Только после этого спортсменов допускают к маневрам на меньшей высоте и на соревнования".
Высота прохождения воздушных ворот — от 10 до 25 м, при этом таймер отсчитывает драгоценные секунды, потраченные спортсменом на свою попытку. Но лучшее время не всегда гарантирует победу. Прохождение каждых ворот судят отдельно — оцениваются крены, углы. Самолет должен пройти все ворота строго в горизонтальном положении. Штрафные очки начисляются и за высоту пролета мимо пилонов — пилот должен пройти не выше и не ниже определенного уровня.
Соревнования проводят в двух классах — на реактивных и поршневых самолетах. "У них разные технические характеристики. Смешивать эти самолеты невозможно, будет нечестно", — поясняет Иванов.
Участниками последнего этапа Кубка России по русским авиационным гонкам (это еще одно название "Формулы-1") стали 11 пилотов. Соревнования прошли 19 сентября на аэродроме в Калужской области. По словам Алексея Иванова, организаторы находятся в постоянном поиске новых талантливых участников соревнований и чаще всего будущих гонщиков встречают в других дисциплинах самолетного спорта.
"Мы всегда присматриваемся к пилотам, которые летают на хорошем уровне. У кого-то получается сразу прийти в этот вид спорта, и так наши ряды пополняются, — отмечает Иванов. — В основном все приходят с чемпионата России по высшему пилотажу. Что касается возраста пилотов, то у нас есть участники и старше 60 лет. К сожалению, хуже обстоят дела с молодежью, самый юный участник соревнований — старше 30 лет. Молодежь приходит к нам нечасто и не сразу. Думаю, главная причина в том, что это дорогой спорт. В советские времена это все поддерживалось государством, все было бесплатно. А сейчас спортсмены за многие вещи платят сами — за тренировки, тренеров, полеты. Увы, не каждому это по карману".
Несмотря на ограничения, связанные с риском распространения коронавирусной инфекции, небольшая часть болельщиков все же смогла оказаться на соревновательном полигоне и лично поздравить победителей и призеров турнира в Калужской области. В этот раз состязания прошли без массового привлечения болельщиков, за пилотов переживали друзья и члены семей. "Надеемся, что соревнования еще привлекут большое внимание зрителей, — сказал Иванов. — Интерес есть и сейчас. К примеру, мы ведем прямые трансляции в интернете, которые собирают многочисленную аудиторию. Планируем в будущем привлечь телевидение".
Сложно представить, как подобная картинка будет смотреться на экране телевизора, когда зрители сидят в удобных креслах дома и не слышат рокот самолетов, которые проносятся перед ними буквально на расстоянии вытянутой руки. Но с кромки разрешенной зрительской зоны полигона резкие виражи, огромные скорости и нарядные ливреи самолетов выглядят крайне зрелищно.
"Этот формат гонок возник в мире благодаря компании "Ред Булл", первоначально это было шоу — самолетные гонки в формате "Формулы-1", — рассказывает президент Федерации самолетного спорта Московской области Алексей Иванов. — С 2014 года эта дисциплина была признана Международной федерацией авиационного спорта, появились официальные соревнования со статусом чемпионата мира. Но в 2019 году компания прекратила проект. Теперь этим видом занимается только организация "Русские авиационные гонки". И у нас далеко идущие планы, например, на 2022 год запланировано проведение в России чемпионата мира. Будем рады участию всех стран, где есть пилоты должного уровня, тем более что эта дисциплина хорошо развита в Европе и Америке".
Трасса для гонок представляет собой замкнутую петлю протяженностью 4 км с четырьмя воздушными воротами. Их роль выполняют надувные пилоны, между которыми на минимальной высоте по очереди пролетают самолеты. Скорость во время прохождения дистанции может достигать 500 км/ч.
"Каждый раз трасса разная, мы стараемся не повторяться, чтобы маршрут был особенным, — отмечает Иванов. — Перед выходом на соревнования пилоты сначала прорабатывают трассу на земле, проходят ее пешком и запоминают каждый нужный им маневр. После этого собирается трасса, устанавливаются ворота. Пилоты сначала летают поверх трассы, выше пилонов. Только после этого спортсменов допускают к маневрам на меньшей высоте и на соревнования".
Высота прохождения воздушных ворот — от 10 до 25 м, при этом таймер отсчитывает драгоценные секунды, потраченные спортсменом на свою попытку. Но лучшее время не всегда гарантирует победу. Прохождение каждых ворот судят отдельно — оцениваются крены, углы. Самолет должен пройти все ворота строго в горизонтальном положении. Штрафные очки начисляются и за высоту пролета мимо пилонов — пилот должен пройти не выше и не ниже определенного уровня.
Соревнования проводят в двух классах — на реактивных и поршневых самолетах. "У них разные технические характеристики. Смешивать эти самолеты невозможно, будет нечестно", — поясняет Иванов.
Участниками последнего этапа Кубка России по русским авиационным гонкам (это еще одно название "Формулы-1") стали 11 пилотов. Соревнования прошли 19 сентября на аэродроме в Калужской области. По словам Алексея Иванова, организаторы находятся в постоянном поиске новых талантливых участников соревнований и чаще всего будущих гонщиков встречают в других дисциплинах самолетного спорта.
"Мы всегда присматриваемся к пилотам, которые летают на хорошем уровне. У кого-то получается сразу прийти в этот вид спорта, и так наши ряды пополняются, — отмечает Иванов. — В основном все приходят с чемпионата России по высшему пилотажу. Что касается возраста пилотов, то у нас есть участники и старше 60 лет. К сожалению, хуже обстоят дела с молодежью, самый юный участник соревнований — старше 30 лет. Молодежь приходит к нам нечасто и не сразу. Думаю, главная причина в том, что это дорогой спорт. В советские времена это все поддерживалось государством, все было бесплатно. А сейчас спортсмены за многие вещи платят сами — за тренировки, тренеров, полеты. Увы, не каждому это по карману".
Несмотря на ограничения, связанные с риском распространения коронавирусной инфекции, небольшая часть болельщиков все же смогла оказаться на соревновательном полигоне и лично поздравить победителей и призеров турнира в Калужской области. В этот раз состязания прошли без массового привлечения болельщиков, за пилотов переживали друзья и члены семей. "Надеемся, что соревнования еще привлекут большое внимание зрителей, — сказал Иванов. — Интерес есть и сейчас. К примеру, мы ведем прямые трансляции в интернете, которые собирают многочисленную аудиторию. Планируем в будущем привлечь телевидение".
Сложно представить, как подобная картинка будет смотреться на экране телевизора, когда зрители сидят в удобных креслах дома и не слышат рокот самолетов, которые проносятся перед ними буквально на расстоянии вытянутой руки. Но с кромки разрешенной зрительской зоны полигона резкие виражи, огромные скорости и нарядные ливреи самолетов выглядят крайне зрелищно.