Помощь с неба
Российская компания разработала БПЛА, подходящий для перевозки грузов и разведки местности. Он станет основным транспортным средством сети центров, где можно будет заказать аппарат под определенную задачу. Пилотный проект такого центра уже запускается в Сургуте. Принадлежит разработка компании «Птеро» — члену Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотников «Аэронет», входящей в Национальную технологическую инициативу (НТИ).
Называется новый аппарат «Птеро G3». Его главное отличие от предыдущих моделей (G1 и G2) заключается в возможности вертикального взлета и посадки. Предыдущие машины требовали катапульты для взлета, парашюта для посадки и наличия персонала в конечной точке маршрута.
Весит созданный БПЛА 29,5 кг. Так разработчики обошли необходимость сертификации дрона и согласования каждого вылета минимум за сутки — сейчас эти правила действуют для аппаратов более 30 кг. Для оценки целевой аудитории заказчиков воздушного средства провели маркетинговое исследование.
— Главными потребителями станут нефтегазовые компании, — рассказал технический директор и главный конструктор «Птеро» Амир Валиев. — У них есть проблемы доставки грузов, связанные с особенностями работы. В частности, точки одного предприятия могут находиться далеко друг от друга, располагаться на неподходящей для автомобильных перевозок местности. Находящейся «в глуши» бригаде бывает срочно нужна спецодежда, документы, лекарства, запчасти. Весят эти вещи немного, поэтому заказывать для транспортировки вертолет нерентабельно. А вот арендовать беспилотник можно довольно быстро — не нужно ждать, пока наберется много груза.
Впрочем, взять дрон напрокат сможет любой желающий — он пригодится для применения в сельском хозяйстве и строительстве, геодезии, картографии, работе экстренных служб.
Называется новый аппарат «Птеро G3». Его главное отличие от предыдущих моделей (G1 и G2) заключается в возможности вертикального взлета и посадки. Предыдущие машины требовали катапульты для взлета, парашюта для посадки и наличия персонала в конечной точке маршрута.
Весит созданный БПЛА 29,5 кг. Так разработчики обошли необходимость сертификации дрона и согласования каждого вылета минимум за сутки — сейчас эти правила действуют для аппаратов более 30 кг. Для оценки целевой аудитории заказчиков воздушного средства провели маркетинговое исследование.
— Главными потребителями станут нефтегазовые компании, — рассказал технический директор и главный конструктор «Птеро» Амир Валиев. — У них есть проблемы доставки грузов, связанные с особенностями работы. В частности, точки одного предприятия могут находиться далеко друг от друга, располагаться на неподходящей для автомобильных перевозок местности. Находящейся «в глуши» бригаде бывает срочно нужна спецодежда, документы, лекарства, запчасти. Весят эти вещи немного, поэтому заказывать для транспортировки вертолет нерентабельно. А вот арендовать беспилотник можно довольно быстро — не нужно ждать, пока наберется много груза.
Впрочем, взять дрон напрокат сможет любой желающий — он пригодится для применения в сельском хозяйстве и строительстве, геодезии, картографии, работе экстренных служб.
Экономия на персонале
Разработчики считают, что «Птеро G3» обеспечивает минимальную стоимость летного часа на рынке — перевозка 10 кг груза на 100 км за один час составит порядка 500 рублей. Сравнение проводилось как с российскими, так и с зарубежными аппаратами. Одна из составляющих невысокой цены услуги — меньший износ двигателей нового дрона.
— Ресурс планера аппарата оценивается во взлетах и посадках, так как эти части полета являются самыми рискованными, — рассказал главный инженер малого предприятия Сибирского федерального университета («АВАКС-Геосервис») Игорь Нигруца. — В эти моменты нагрузка на двигатели и иные части БПЛА наиболее велика. Шанс происшествия во время полета крайне невелик.
Однако износ частей «Птеро G3» очень мал благодаря небольшой скорости при взлете и посадке. В итоге детали не подвергаются перегрузке и служат дольше, чем их аналоги у других беспилотников, пояснили в медиацентре НТИ.
— Еще одна возможность сэкономить — отсутствие необходимости большого количества квалифицированных специалистов для обслуживания аппарата, — подчеркнули в медиацентре. — Обычно на обучение и зарплату персонала уходит немалая часть финансирования. Но принимать и отправлять грузы с помощью «Птеро G3» сможет любой человек, прошедший краткий обучающий инструктаж. Аппарат умеет сбрасывать грузы, поэтому в случае доставки, например, одежды, его даже не нужно будет сажать.
Кроме того, управлять полетом можно из любой точки планеты с ноутбука.
— Задать маршрут поможет система автоматического управления PteRoBot — программа для операторов, — рассказал Амир Валиев. — Помимо автопилота, она включает в себя систему самодиагностики (показывает неисправности аппарата), а также предоставляет возможности передачи функции наблюдателя и внешнего пилота людям, находящимся в разных географических точках. Таким образом, исключаются перемещения обслуживающего персонала беспилотников, на которые приходится большая часть расходов. И еще одно ценовое преимущество — использование бензина, а не электрического аккумулятора, двигатели внутреннего сгорания более долговечные, легкие и имеют хороший удельный расход топлива.
Однако некоторые эксперты сомневаются в том, что форма доставки по воздуху будет широко востребована в России.
— Сейчас на такси можно осуществить доставку груза с такой же скоростью, только дешевле, — пояснил профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Сергей Макаров. — Также стоит учесть, что во всем мире, даже в высокотехнологичном Китае, использование транспортных беспилотников в городах сильно ограничено. Подобная система перевозки грузов в настоящее время небезопасна, аппараты могут как сами нанести вред людям, так и быть сбитыми. Таким образом, БПЛА будет иметь преимущество только в непроходимых для машины местах.
Первые летные испытания аппарата в компании планируют провести весной 2021 года, а эксплуатацию начать через год.
— Ресурс планера аппарата оценивается во взлетах и посадках, так как эти части полета являются самыми рискованными, — рассказал главный инженер малого предприятия Сибирского федерального университета («АВАКС-Геосервис») Игорь Нигруца. — В эти моменты нагрузка на двигатели и иные части БПЛА наиболее велика. Шанс происшествия во время полета крайне невелик.
Однако износ частей «Птеро G3» очень мал благодаря небольшой скорости при взлете и посадке. В итоге детали не подвергаются перегрузке и служат дольше, чем их аналоги у других беспилотников, пояснили в медиацентре НТИ.
— Еще одна возможность сэкономить — отсутствие необходимости большого количества квалифицированных специалистов для обслуживания аппарата, — подчеркнули в медиацентре. — Обычно на обучение и зарплату персонала уходит немалая часть финансирования. Но принимать и отправлять грузы с помощью «Птеро G3» сможет любой человек, прошедший краткий обучающий инструктаж. Аппарат умеет сбрасывать грузы, поэтому в случае доставки, например, одежды, его даже не нужно будет сажать.
Кроме того, управлять полетом можно из любой точки планеты с ноутбука.
— Задать маршрут поможет система автоматического управления PteRoBot — программа для операторов, — рассказал Амир Валиев. — Помимо автопилота, она включает в себя систему самодиагностики (показывает неисправности аппарата), а также предоставляет возможности передачи функции наблюдателя и внешнего пилота людям, находящимся в разных географических точках. Таким образом, исключаются перемещения обслуживающего персонала беспилотников, на которые приходится большая часть расходов. И еще одно ценовое преимущество — использование бензина, а не электрического аккумулятора, двигатели внутреннего сгорания более долговечные, легкие и имеют хороший удельный расход топлива.
Однако некоторые эксперты сомневаются в том, что форма доставки по воздуху будет широко востребована в России.
— Сейчас на такси можно осуществить доставку груза с такой же скоростью, только дешевле, — пояснил профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Сергей Макаров. — Также стоит учесть, что во всем мире, даже в высокотехнологичном Китае, использование транспортных беспилотников в городах сильно ограничено. Подобная система перевозки грузов в настоящее время небезопасна, аппараты могут как сами нанести вред людям, так и быть сбитыми. Таким образом, БПЛА будет иметь преимущество только в непроходимых для машины местах.
Первые летные испытания аппарата в компании планируют провести весной 2021 года, а эксплуатацию начать через год.