Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны


21 сентября 2020 года Алексей Рамм, Роман Крецул, Известия


Впервые в своей новейшей истории Россия не отвечает на вызовы в сфере военных технологий, а сама обладает системами, многократно превосходящими любые существующие виды оружия. Об этом президент Владимир Путин заявил в ходе беседы с легендарным ракетостроителем Гербертом Ефремовым, состоявшейся 19 сентября. За десятилетия сложнейшей работы российские конструкторы создали новый вид стратегического оружия, надежной защиты от которого сейчас не существует — системы «Авангард» с гиперзвуковым блоком. Проект стал реализаций идей конструктора Герберта Ефремова, вклад которого в оборону страны глава государства отметил высшей наградой — орденом Андрея Первозванного.

Как лучшим полководцам

19 сентября президент подписал указ о награждении высшим знаком отличия Российской Федерации — орденом Святого Андрея Первозванного. Кавалером главной государственной награды стал легендарный конструктор ракетного вооружения Герберт Ефремов. Он участвовал в создании противокорабельных ракетных комплексов «Прогресс», «Малахит», «Вулкан», «Базальт», «Аметист», «Гранит» и «Оникс», морской крылатой ракеты «Яхонт». А также — межконтинентальных баллистических ракет УР-100, автоматических космических станций серии «Алмаз», ракеты-носителя «Стрела», малых космических аппаратов «Кондор-Э» и «Руслан».

Однако главная его работа на сегодняшний день, которая и была отмечена высшим орденом — система «Авангард» с маневрирующим гиперзвуковым блоком, двигающимся со скоростью в 27 раз выше звуковой.

В беседе с Гербертом Ефремовым глава государства напомнил, как долго Россия шла к созданию уникального оружия и какие обстоятельства этому предшествовали. В 2002 году США вышли из договора по ПРО, и стратегическая безопасность нашей страны оказалась под угрозой. Попытки Москвы заключить новые договоренности ни к чему не привели. В результате в 2004-м начались масштабные работы по реализации идей, сформулированных Гербертом Ефремовым. Они увенчались финальным испытательным пуском «Авангарда» в декабре 2018 года. А в прошлом декабре на боевое дежурство заступил первый полк, оснащенный новой системой.

— Вы не просто стояли у истоков этой технологической идеи, а именно вы являетесь ее автором, — подчеркнул президент. — В современных условиях для нашей страны воплощение вашей идеи, без всякого сомнения, сопоставимо с реализацией Советским Союзом ядерного и ракетного проектов, которые осуществили выдающиеся советские ученые Курчатов и Королёв. Сегодня для нас это то же самое, ваша работа.

Орден, которым президентским указом награжден Герберт Ефремов, вручается за отличие в боевых действиях. И неслучайно, подчеркнул глава государства — оружейники, от генконструктора до рабочего, так же как и военнослужащие, стоят на страже Отечества, а их работа сродни подвигу.

История героя

Герберт Александрович Ефремов родился в 1933 году в селе Малое Заречье Вологодской области. После окончания в 1956 году Ленинградского военно-механического института был распределен в КБ В.Н. Челомея (ныне АО ВПК «НПО Машиностроения»), где трудится до сих пор. На этом предприятии он занимал должности начальника конструкторского бюро, генерального конструктора и генерального директора. С 2007 года — почетный генеральный директор, почетный генеральный конструктор. Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук. Герой Социалистического Труда (1963), Герой Труда РФ (2017).

В 2017 году легендарный конструктор в интервью «Известиям» рассказал, насколько сложные задачи приходится решать сегодня создателям управляемых гиперзвуковых аппаратов. По словам Герберта Ефремова, другие страны даже близко не подошли к уровню, достигнутому российскими разработчиками. «Пусть ребята работают, — сказал Герберт Александрович о конструкторах США и Китая. — За 65 лет ничего у них толком так и не сделано. На скоростях от 4,5 до 6 Махов нет ни одного реально сделанного ГЗЛА».

Отметив Герберта Ефремова высшей государственной наградой, его фактически уравняли с самыми выдающимися полководцами, считает военный эксперт Владислав Шурыгин.

— «Авангард» стоит особняком от всех современных систем вооружения. Это оружие опередило свое время на 15–20 лет, — рассказал он «Известиям». — Американцы сейчас еле-еле пытаются приблизиться хотя бы на некоторых направлениях. Создание гиперзвуковой стратегической системы, которая может за считанные минуты достичь любой точки планеты, и против которой бессильна любая ПРО, дает громадные преимущества, которые обнуляют любые попытки разговаривать с нами с позиции силы.

Дорога «Авангарда»

«Авангард» — это изделие с удивительной и сложной судьбой. Работы по гиперзвуковому летательному аппарату (ГЗЛА) стартовали еще в Советском Союзе и продолжались более 30 лет. За это время он несколько раз менял свое название: «Альбатрос», затем «изделие 4202» и, наконец, «Авангард». В конце 1980-х годов проект был закрыт. Тогда военные и руководство оборонно-промышленного комплекса посчитали — на техническом уровне того времени создать гиперзвуковой аппарат с такими уникальными параметрами невозможно. Но позже разработчики доказали, что их изделие — не фантастика, а вполне работоспособный боевой комплекс. А в 2014-м году разработчикам пришлось в рамках импортозамещения полностью переработать проект.

В марте 1983 года президент США Дональд Рейган объявил о начале программы Стратегической оборонной инициативы. Ее цель — создание непробиваемой противоракетной обороны для борьбы с советскими межконтинентальными баллистическими ракетами. В ответ советский оборонно-промышленный комплекс разработал несколько вариантов ракет и боеголовок — боевых блоков, неуязвимых для американской ПРО.

Но самый оригинальный проект предложило НПО машиностроения из подмосковного Реутова. Ракета вместо привычного боевого блока несла гиперзвуковой летательный аппарат. При подлете к цели ГЗЛА на линии Кармана (высота над уровнем моря, условно принятая как граница между атмосферой Земли и космосом) выполнял сложнейший маневр. Благодаря такому решению аппарат не только поражал цель с особой точностью, но и становился неуязвимым для ПРО.

Проект получил название «Альбатрос» и 9 февраля 1987 года постановлением Совета министров СССР № 173-45 работы по нему были открыты. Главным конструктором изделия в НПО машиностроения назначили Герберта Ефремова. На создание «Альбатроса» отводилось всего шесть лет. В 1991-м должны были начаться летные испытания, а в 1993 году — выпуск первых серийных ГЗЛА. Но в 1989-м Минобороны свернуло работы, посчитав, что «проект не реализуем».

Но разработчики гиперзвукового аппарата не сдавались. И 28 февраля 1990 года с Капустина Яра состоялся первый пуск ГЗЛА. С этого момента проект получил индекс — «изделие 4202». Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в 1990-х годах НПО машиностроения продолжало работы. 18 февраля 2004 года в рамках масштабных учений стратегических войск прошли уже первые учебно-боевые испытания гиперзвукового аппарата.

Бывший в то время начальником Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский заявил, что в ходе тренировки был испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры как по курсу, так и по высоте.

— А значит, имеет возможность обходить региональные группировки противоракетной обороны, что сводит на нет эффективность создаваемой сейчас на Западе и уже широко разрекламированной системы ПРО, — отметил тогда глава российского Генштаба.

Серьезный удар по «программе 4202» нанес начавшийся в 2014 году кризис на Украине. В кооперации по ГЗЛА входило несколько украинских предприятий — в том числе и харьковский «Хартрон». Последний отвечал за разработку системы управления гиперзвукового аппарата. По решению президента Украины Петра Порошенко сотрудничество с Россией по военным программам было заморожено. Одной из первых была свернута совместная работа «Хартрона» и НПО машиностроения.

В результате российская сторона вынуждена была в сжатые сроки провести программу импортозамещения. Но сразу перейти на отечественную «начинку» не удалось. В 2015 году оба пуска гиперзвуковых аппаратов прошли неудачно. Только осенью 2016-го года полностью обновленный ГЗЛА с российскими комплектующими вышел на государственные испытания. И уже 25 октября изделие, запущенное со стартовой площадки в Домбаровске, успешно поразило цель на полигоне Кура на Камчатке. Тогда же проект официально сменил свое название с «изделия 4202» на «Авангард».

Весной 2018 года Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию официально заявил о том, что «Авангард» в ближайшее время будет принят на вооружение российских стратегических сил. 30 декабря того же года в присутствии главы России и министра обороны состоялся финальный пуск ГЗЛА в рамках государственных испытаний.

Высшая награда

Орден Святого апостола Андрея Первозванного можно назвать самым первым в России по времени учреждения. Он был введен указом Петра I в 1698 году. Первым его кавалером стал дипломат Федор Головин, вторым — гетман Иван Мазепа (лишен награды в 1708 году). Сам Петр получил орден шестым — за захват двух шведских кораблей в устье Невы. Одновременно могло быть не больше 24 кавалеров ордена, из них российских подданных — не более 12. До 1917 года высший орден Российской Империи получили около тысячи человек.

Современный орден Андрея Первозванного учрежден президентом РФ Борисом Ельциным в 1998 году. Сейчас это высшая государственная награда Российской Федерации. По статусу награды ее вручают выдающимся государственным и общественным деятелям и другим российским гражданам «за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России». Кроме того, орден может быть вручен главам и председателям правительств зарубежных государств «за выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией». Согласно указу об учреждении ордена, «награжденным за отличия в боевых действиях вручаются знак и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного с мечами».

Указы о награждении орденом Андрея Первозванного за военные заслуги или за достижения в области обороны ни разу не публиковались. Единственным известным кавалером награды стал глава Минобороны Сергей Шойгу. Но официально об указе о его награждении также не сообщалось. Впервые СМИ о награждении узнали на параде 9 мая 2014 года, когда министр выехал на Красную площадь с орденом на парадном кителе.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer