Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации


16 сентября 2020 года Дмитрий Иванов, ТАСС


В авиакомпаниях Якутии — нехватка пилотов, особенно вертолетчиков, и это несмотря на зарплату до 310 тыс. рублей. Объяснение есть: полярные ночи, сильные туманы, летать нужно в дальние горные районы, где температура опускается до –60. Найти летчиков для работы в таких условиях нелегко. Именно поэтому якутская авиакомпания "Полярные авиалинии", которая доставляет пассажиров и грузы в отдаленные северные районы, решила готовить кадры самостоятельно

Социальная необходимость

Для таких регионов, как Якутия, Чукотка, Магадан, подготовка собственных специалистов авиационной отрасли — не производственная, а социальная необходимость, считает первый замминистра образования и науки Якутии Михаил Присяжный.

"Дефицит пилотов ощущается по всей стране. Связано это с постепенным выбыванием ранее подготовленных специалистов, последние десятилетия не велась активная подготовка кадров, — говорит Присяжный. — Другой фактор — устаревала и не обновлялась техника. Для большой и малой авиации объемы подготовки были сокращены. При этом она ведется только на бюджетных местах. В России единственное учебное заведение, которое готовит пилотов вертолетов Ми-8, — Омский летно-технический колледж гражданской авиации, филиал Ульяновского авиационного института".

В прошлом году на всю Россию было 100 бюджетных мест. Те, кто туда поступает, практически сразу получают контракты от таких крупных авиакомпаний, как "ЮТэйр", а также крупных корпораций нефтедобывающих компаний, которым необходимо постоянно организовывать работу вахтовым методом.

"Но для нас использование вертолетов — не производственная необходимость, а социальная, потому что воздушное сообщение порой единственная возможность перемещения внутри региона", — уверен замминистра.

Молодежь — в авиацию

Больше всех, говорит гендиректор "Полярных авиалиний" Семен Винокуров, не хватает вертолетчиков. Дефицит в экипажах летного состава сейчас составляет 37 человек, из которых 20 — командиры воздушного судна, 14 — вторые пилоты, три — штурманы.

Чтобы сделать профессию пилота популярнее, в Якутии второй год работает республиканский проект "Молодежь в авиацию": в 2018 году вопрос подготовки летчиков для полярной авиации, прежде всего для вертолетов Ми-8, на заседании госкомиссии по развитию Арктики поставил глава Якутии Айсен Николаев и получил поддержку правительства России.

Сегодня в рамках проекта в систему школьного образования для учащихся 9–11-х классов включены программы авиационной профориентационной подготовки, расширены квоты целевого поступления для абитуриентов из Якутии в авиационные вузы и ссузы страны.

В этом году 19 выпускников якутских школ по целевому набору поступили на бюджетные места в Омский летно-технический колледж гражданской авиации. После окончания колледжа они станут пилотами Ми-8 и сразу получат работу в авиакомпании "Полярные авиалинии".

Семен Винокуров считает, что "при наличии большой потребности в пилотах вертолетов в таких крупных вертолетных авиакомпаниях, как "ЮТэйр", "Ямал", "Русские вертолетные системы", поступление 19 курсантов из Якутии — а это четверть от общего набора — очень хороший результат реализации пилотного проекта".

Чтобы ускорить подготовку коммерческих пилотов вертолетов для Якутии и Дальнего Востока, власти региона просят Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиацию — организовать программу переподготовки бортмехаников и авиатехников на коммерческих пилотов гражданской авиации. Планируется, что эта программа заработает на базе Якутского авиационно-технического училища гражданской авиации.

Первый летный класс

В 2019 году в селе Ой Хангаласского района при содействии авиакомпании "Полярные авиалинии" был открыт специализированный летный класс, курсанты которого встречались с действующими пилотами, ветеранами авиации, узнавая от них о профессии, технике, требованиях, особенностях подготовки и специфике работы.

Началось все с того, что управление образования Хангаласского района вышло с предложением к авиакомпании.

"Задачи — ознакомительные. Прежде всего речь идет о профориентации и подготовке к вступительным испытаниям — психологическому тестированию, экзамену по общефизической подготовке. Обучение прошли 19 ребят из восьми школ района. Они приезжали на занятия в выходные дни и во время каникул, проживали в интернате школы. В селе расположен аэропорт движения ДОСААФ, где дети могут проходить полевые сборы и тренировки. В этом году из-за коронавируса таких занятий не было, но в будущем эта работа планируется", — рассказала начальник управления образования Хангаласского района Елизавета Мартынова.

Благодаря этой работе в этом и прошлом году были отобраны наиболее мотивированные ребята из разных районов Якутии.

С курсантами, поступившими в Омский летно-технический колледж гражданской авиации, авиакомпания "Полярные авиалинии" заключает ученические договоры, которые предоставляют право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства и обратно один раз в год в период каникул, получение стипендии на время обучения (в зависимости от курса и успеваемости от 2 до 5 тыс. рублей), возмещение расходов за проживание в общежитии, возможное получение материальной помощи по заявлению, прохождение производственной и летной практики на воздушных судах авиакомпании, а также гарантированное трудоустройство.

"Поступили заинтересованные и подготовленные"

В этом году, как рассказал Присяжный, у абитуриентов повысился средний балл в аттестатах. Если раньше могли быть и тройки, то теперь поступают хорошисты и даже круглые отличники.

"Проект "Молодежь в авиацию" позволил привлечь в ряды абитуриентов, заинтересовать ребят, которые имеют достаточно высокий уровень подготовки. Иногда поступают не прямиком из школы. Ребята могут пройти базовую подготовку по техническим специальностям после девятого класса, поступить в колледж, пройти техническую подготовку и уже после окончания поступать в авиационное".

Региону нужны не только пилоты, но и механики, техники, диспетчеры, говорит Михаил Присяжный. Так что тематика отраслевых проектов в профориентации, уже показавшая эффективность, будет расширяться. 

Для быстрого решения различных учебных и бытовых проблем министерство образования республики планирует назначить в Омске своего представителя", — рассказал Присяжный.

Всю жизнь мечтал летать

Александр Долженков родом из известного на весь мир полюса холода, самой холодной обитаемой части мира — Оймяконского района на северо-востоке Якутии. Несмотря на то что он из региона, где сильно развиты традиционные отрасли сельского хозяйства, Александр признается, что всю сознательную жизнь мечтал стать пилотом вертолета.

"Учусь на втором курсе Омского летно-технического колледжа гражданской авиации. Поступление прошло несложно. "Полярные авиалинии" организовали прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (кстати, все затраты на нее нам были возмещены) и сдачу нормативов физической подготовки в Якутске, что дало нам возможность не летать непосредственно в Омск".

Если есть мечта овладеть профессией, то учиться несложно, считает Александр. "Главное — не лениться. Наши преподаватели — большие профессионалы своего дела, доходчиво объясняют все сложные темы и готовы в любой момент помочь курсанту".

После окончания учебы по договору о целевом обучении выпускник должен отработать в "Полярных авиалиниях" минимум шесть лет. "Туда я приду в качестве второго пилота вертолета Ми-8, а в планах, конечно, стать командиром воздушного судна", — рассказывает студент.

Михаил Шапошников тоже второкурсник. Выпускник Намской районной гимназии подавал документы в пять учебных заведений. Как только узнал, что поступил в Омск, отнес документы в приемную комиссию Омского колледжа.

"Можно сказать, быть вертолетчиком — моя детская мечта. К нам в село часто прилетают вертолеты тушить лесные пожары. Для сельских ребятишек прилет вертолета всегда был радостным и волнительным. И тогда я думал, мне бы тоже в небо. И сейчас рад, что на пути к мечте", — не скрывает радости Михаил.

Сейчас курсанты изучают общие дисциплины: узнают, как устроен вертолет, изучают электротехнику и техническую механику. Летной практики еще не было, говорит Михаил.

Павел Ильин окончил Физико-технический лицей имени академика Ларионова, курсант первого курса Омского летно-технического колледжа, ему только предстоит познакомиться со своей будущей профессией.

"Я точно знал, какое направление мне будет по душе. Мой дедушка Геннадий Федорович Ильин был штурманом-инструктором Ан-24, Ан-26, Як-40, дядя Владимир Ильин — командир эскадрильи, а также пилот-инструктор Bombardier (реактивный региональный узкофюзеляжный самолет — прим. ТАСС). Тетя, Ольга Ильина, — диспетчер, одна из важнейших специальностей в летной сфере".

Отец Павла работает в авиационном учебном центре преподавателем в части поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а мама — в международном аэропорту города Якутска.

"Практически вся моя семья связана с авиационной сферой, поэтому я выбрал Омский летно-технический колледж гражданской авиации, чтобы продолжить дело своей семьи. Почему именно вертолет? Очень интересно, как он устроен, летает, его возможности. Ну и понимаю, что пилот вертолета — очень нужная в Якутии профессия, ведь в будущем мы будем перевозить не только грузы, но и жителей труднодоступных отдаленных мест нашей большой республики", — объясняет свой выбор юноша.

Лучшие вертолеты

Семен Винокуров на встрече с только что поступившими студентами-вертолетчиками рассказывает о тех перспективах, которые их ожидают в случае успешного окончания учебы и начала работы в компании.

Вопрос важный — зарплата. Пилот вертолета получает от 260 до 310 тыс. рублей, второй пилот — от 180 до 225 тыс. рублей, бортмеханик — 160−190 тыс. рублей. Летный состав самолета: командир — до 260 тыс. рублей, второй пилот — до 140 тыс. рублей, бортмеханики — до 150 тыс. рублей.

В авиакомпании серьезная социальная поддержка сотрудников: оплата до двух проездов в год, займы летчикам для приобретения жилья, частичное возмещение расходов на аренду жилья, различные выплаты материальной помощи. Семен Винокуров уверен: профессия вертолетчика будет всегда востребована.

"Санавиация, пассажирские и грузоперевозки в отдаленные населенные пункты все равно будут выполняться на вертолетах. Так что уверен, что наши студенты совсем скоро станут нашими полноправными коллегами".

В компании серьезно обновили парк воздушных судов и планируют продолжать: на очереди новый чешский самолет L 410 New Generation, который будет выполнять санрейсы и рейсы на дальние маршруты, например из Якутска до Черского. Также есть планы по приобретению модернизированной версии вертолета "Ансат". В течение года, говорит Винокуров, будет приобретен в лизинг лучший вертолет в мире — Ми-8 МТВ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer