Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации


16 сентября 2020 года Дмитрий Иванов, ТАСС


В авиакомпаниях Якутии — нехватка пилотов, особенно вертолетчиков, и это несмотря на зарплату до 310 тыс. рублей. Объяснение есть: полярные ночи, сильные туманы, летать нужно в дальние горные районы, где температура опускается до –60. Найти летчиков для работы в таких условиях нелегко. Именно поэтому якутская авиакомпания "Полярные авиалинии", которая доставляет пассажиров и грузы в отдаленные северные районы, решила готовить кадры самостоятельно

Социальная необходимость

Для таких регионов, как Якутия, Чукотка, Магадан, подготовка собственных специалистов авиационной отрасли — не производственная, а социальная необходимость, считает первый замминистра образования и науки Якутии Михаил Присяжный.

"Дефицит пилотов ощущается по всей стране. Связано это с постепенным выбыванием ранее подготовленных специалистов, последние десятилетия не велась активная подготовка кадров, — говорит Присяжный. — Другой фактор — устаревала и не обновлялась техника. Для большой и малой авиации объемы подготовки были сокращены. При этом она ведется только на бюджетных местах. В России единственное учебное заведение, которое готовит пилотов вертолетов Ми-8, — Омский летно-технический колледж гражданской авиации, филиал Ульяновского авиационного института".

В прошлом году на всю Россию было 100 бюджетных мест. Те, кто туда поступает, практически сразу получают контракты от таких крупных авиакомпаний, как "ЮТэйр", а также крупных корпораций нефтедобывающих компаний, которым необходимо постоянно организовывать работу вахтовым методом.

"Но для нас использование вертолетов — не производственная необходимость, а социальная, потому что воздушное сообщение порой единственная возможность перемещения внутри региона", — уверен замминистра.

Молодежь — в авиацию

Больше всех, говорит гендиректор "Полярных авиалиний" Семен Винокуров, не хватает вертолетчиков. Дефицит в экипажах летного состава сейчас составляет 37 человек, из которых 20 — командиры воздушного судна, 14 — вторые пилоты, три — штурманы.

Чтобы сделать профессию пилота популярнее, в Якутии второй год работает республиканский проект "Молодежь в авиацию": в 2018 году вопрос подготовки летчиков для полярной авиации, прежде всего для вертолетов Ми-8, на заседании госкомиссии по развитию Арктики поставил глава Якутии Айсен Николаев и получил поддержку правительства России.

Сегодня в рамках проекта в систему школьного образования для учащихся 9–11-х классов включены программы авиационной профориентационной подготовки, расширены квоты целевого поступления для абитуриентов из Якутии в авиационные вузы и ссузы страны.

В этом году 19 выпускников якутских школ по целевому набору поступили на бюджетные места в Омский летно-технический колледж гражданской авиации. После окончания колледжа они станут пилотами Ми-8 и сразу получат работу в авиакомпании "Полярные авиалинии".

Семен Винокуров считает, что "при наличии большой потребности в пилотах вертолетов в таких крупных вертолетных авиакомпаниях, как "ЮТэйр", "Ямал", "Русские вертолетные системы", поступление 19 курсантов из Якутии — а это четверть от общего набора — очень хороший результат реализации пилотного проекта".

Чтобы ускорить подготовку коммерческих пилотов вертолетов для Якутии и Дальнего Востока, власти региона просят Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиацию — организовать программу переподготовки бортмехаников и авиатехников на коммерческих пилотов гражданской авиации. Планируется, что эта программа заработает на базе Якутского авиационно-технического училища гражданской авиации.

Первый летный класс

В 2019 году в селе Ой Хангаласского района при содействии авиакомпании "Полярные авиалинии" был открыт специализированный летный класс, курсанты которого встречались с действующими пилотами, ветеранами авиации, узнавая от них о профессии, технике, требованиях, особенностях подготовки и специфике работы.

Началось все с того, что управление образования Хангаласского района вышло с предложением к авиакомпании.

"Задачи — ознакомительные. Прежде всего речь идет о профориентации и подготовке к вступительным испытаниям — психологическому тестированию, экзамену по общефизической подготовке. Обучение прошли 19 ребят из восьми школ района. Они приезжали на занятия в выходные дни и во время каникул, проживали в интернате школы. В селе расположен аэропорт движения ДОСААФ, где дети могут проходить полевые сборы и тренировки. В этом году из-за коронавируса таких занятий не было, но в будущем эта работа планируется", — рассказала начальник управления образования Хангаласского района Елизавета Мартынова.

Благодаря этой работе в этом и прошлом году были отобраны наиболее мотивированные ребята из разных районов Якутии.

С курсантами, поступившими в Омский летно-технический колледж гражданской авиации, авиакомпания "Полярные авиалинии" заключает ученические договоры, которые предоставляют право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства и обратно один раз в год в период каникул, получение стипендии на время обучения (в зависимости от курса и успеваемости от 2 до 5 тыс. рублей), возмещение расходов за проживание в общежитии, возможное получение материальной помощи по заявлению, прохождение производственной и летной практики на воздушных судах авиакомпании, а также гарантированное трудоустройство.

"Поступили заинтересованные и подготовленные"

В этом году, как рассказал Присяжный, у абитуриентов повысился средний балл в аттестатах. Если раньше могли быть и тройки, то теперь поступают хорошисты и даже круглые отличники.

"Проект "Молодежь в авиацию" позволил привлечь в ряды абитуриентов, заинтересовать ребят, которые имеют достаточно высокий уровень подготовки. Иногда поступают не прямиком из школы. Ребята могут пройти базовую подготовку по техническим специальностям после девятого класса, поступить в колледж, пройти техническую подготовку и уже после окончания поступать в авиационное".

Региону нужны не только пилоты, но и механики, техники, диспетчеры, говорит Михаил Присяжный. Так что тематика отраслевых проектов в профориентации, уже показавшая эффективность, будет расширяться. 

Для быстрого решения различных учебных и бытовых проблем министерство образования республики планирует назначить в Омске своего представителя", — рассказал Присяжный.

Всю жизнь мечтал летать

Александр Долженков родом из известного на весь мир полюса холода, самой холодной обитаемой части мира — Оймяконского района на северо-востоке Якутии. Несмотря на то что он из региона, где сильно развиты традиционные отрасли сельского хозяйства, Александр признается, что всю сознательную жизнь мечтал стать пилотом вертолета.

"Учусь на втором курсе Омского летно-технического колледжа гражданской авиации. Поступление прошло несложно. "Полярные авиалинии" организовали прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (кстати, все затраты на нее нам были возмещены) и сдачу нормативов физической подготовки в Якутске, что дало нам возможность не летать непосредственно в Омск".

Если есть мечта овладеть профессией, то учиться несложно, считает Александр. "Главное — не лениться. Наши преподаватели — большие профессионалы своего дела, доходчиво объясняют все сложные темы и готовы в любой момент помочь курсанту".

После окончания учебы по договору о целевом обучении выпускник должен отработать в "Полярных авиалиниях" минимум шесть лет. "Туда я приду в качестве второго пилота вертолета Ми-8, а в планах, конечно, стать командиром воздушного судна", — рассказывает студент.

Михаил Шапошников тоже второкурсник. Выпускник Намской районной гимназии подавал документы в пять учебных заведений. Как только узнал, что поступил в Омск, отнес документы в приемную комиссию Омского колледжа.

"Можно сказать, быть вертолетчиком — моя детская мечта. К нам в село часто прилетают вертолеты тушить лесные пожары. Для сельских ребятишек прилет вертолета всегда был радостным и волнительным. И тогда я думал, мне бы тоже в небо. И сейчас рад, что на пути к мечте", — не скрывает радости Михаил.

Сейчас курсанты изучают общие дисциплины: узнают, как устроен вертолет, изучают электротехнику и техническую механику. Летной практики еще не было, говорит Михаил.

Павел Ильин окончил Физико-технический лицей имени академика Ларионова, курсант первого курса Омского летно-технического колледжа, ему только предстоит познакомиться со своей будущей профессией.

"Я точно знал, какое направление мне будет по душе. Мой дедушка Геннадий Федорович Ильин был штурманом-инструктором Ан-24, Ан-26, Як-40, дядя Владимир Ильин — командир эскадрильи, а также пилот-инструктор Bombardier (реактивный региональный узкофюзеляжный самолет — прим. ТАСС). Тетя, Ольга Ильина, — диспетчер, одна из важнейших специальностей в летной сфере".

Отец Павла работает в авиационном учебном центре преподавателем в части поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а мама — в международном аэропорту города Якутска.

"Практически вся моя семья связана с авиационной сферой, поэтому я выбрал Омский летно-технический колледж гражданской авиации, чтобы продолжить дело своей семьи. Почему именно вертолет? Очень интересно, как он устроен, летает, его возможности. Ну и понимаю, что пилот вертолета — очень нужная в Якутии профессия, ведь в будущем мы будем перевозить не только грузы, но и жителей труднодоступных отдаленных мест нашей большой республики", — объясняет свой выбор юноша.

Лучшие вертолеты

Семен Винокуров на встрече с только что поступившими студентами-вертолетчиками рассказывает о тех перспективах, которые их ожидают в случае успешного окончания учебы и начала работы в компании.

Вопрос важный — зарплата. Пилот вертолета получает от 260 до 310 тыс. рублей, второй пилот — от 180 до 225 тыс. рублей, бортмеханик — 160−190 тыс. рублей. Летный состав самолета: командир — до 260 тыс. рублей, второй пилот — до 140 тыс. рублей, бортмеханики — до 150 тыс. рублей.

В авиакомпании серьезная социальная поддержка сотрудников: оплата до двух проездов в год, займы летчикам для приобретения жилья, частичное возмещение расходов на аренду жилья, различные выплаты материальной помощи. Семен Винокуров уверен: профессия вертолетчика будет всегда востребована.

"Санавиация, пассажирские и грузоперевозки в отдаленные населенные пункты все равно будут выполняться на вертолетах. Так что уверен, что наши студенты совсем скоро станут нашими полноправными коллегами".

В компании серьезно обновили парк воздушных судов и планируют продолжать: на очереди новый чешский самолет L 410 New Generation, который будет выполнять санрейсы и рейсы на дальние маршруты, например из Якутска до Черского. Также есть планы по приобретению модернизированной версии вертолета "Ансат". В течение года, говорит Винокуров, будет приобретен в лизинг лучший вертолет в мире — Ми-8 МТВ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer