Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Каспийского монстра" списали в музей


4 августа 2020 года Дмитрий Литовкин, Независимая газета


Экраноплан «Лунь» станет первым экпонатом парка «Патриот» в Дербенте. Гигант уже отбуксирован из Каспийска. «Лунь» – машина, способная развить скорость в 500 км/ч, нести на себе шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит» и прозванная на Западе «Каспийским монстром», не ходила своим ходом с конца 80-х годов прошлого века. Буквально сразу же после завершения испытаний ее поставили на прикол.

Не имеющее аналогов в мире изделие оказалось не нужным военным. Не находят отклика попытки реанимировать программу создания кораблей-самолетов, способных «лететь» над водой и при этом иметь грузоподъемность сухогруза, хотя бы в гражданском исполнении.

Несколько лет назад за это ратовал председатель комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев и бывший вице-премьер Дмитрий Рогозин. Как и прежде, их заявления об уникальности самолета-корабля остались всего лишь пиаровскими акциями, направленными на поддержку Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Фирма специализируется на создании судов и кораблей на подводных крыльях. В ее истории «Лунь» оказался самым уникальным и в то же время бесполезным созданием.

Ответ на вопрос, почему это произошло, будоражит многих. В том числе и самих создателей этой техники. Бывший замглавкома Военно-морского флота адмирал Игорь Касатонов отмечал, что при всех достоинствах: скорости (современные боевые корабли не ходят быстрее 70 км/ч), ударной мощи, сопоставимой с куда менее подвижными эсминцами 956 проекта типа «Современный», и особенностями полета над водой, когда вокруг «Каспийского монстра» образуется облако водяной взвеси, скрывающей его от радаров противника, экраноплан оказался крайне неэффективным. Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной работы. Самая главная их проблема была в ненадежности, что и определило их дальнейшую судьбу.

В движение самолет-корабль приводили восемь реактивных двигателей – неэкономично. «Лететь» над водой со скоростью в 500 км/ч в Каспийском, Балтийском или Черном морях – опасно. Судоходство в этих районах весьма оживленное: управление гоночным болидом на оживленной магистрали однозначно приведет к катастрофе, усугубить которую смогут еще и крылатые ракеты, на каждой из которых может стоять ядерная или фугасная боевая часть весом в полтонны. «Лунь» можно было бы использовать на Северном или Тихоокеанском флотах. Но тут опять есть загвоздка. Радиус действия экраноплана не превышает 2 тыс. км. Для боевого корабля это слишком мало.

В настоящее время КБ им. Алексеева предлагает менее масштабные проекты гражданских экранопланов. Самые перспективные из них могут перевозить от 40 до 200 пассажиров или от 50 до 600 т груза. Например, «A-050» сможет развивать скорость 450 км/ч и брать на борт 100 пассажиров. К слову, на Западе нет аналогичных кораблей водоизмещением более 5 т. Планировалось, что самолет-корабль будет использоваться для перевозки пассажиров из Краснодарского края в Крым и из Санкт-Петербурга в Калининград, свяжет Камчатку, Сахалин и Курильские острова с Владивостоком. Создание опытного экземпляра должно было завершиться в 2017 году. Однако, как можно судить, дальше выставочной модели дело не пошло. Причина скорее всего кроется все в той же неэкономичности.

Сегодня важно, что единственный и уникальный экземпляр самолета-корабля удалось спасти от утилизации. Его размещение в парке «Патриот» в Дербенте станет хоть и грустным, но существенным напоминанием о том, что в России существуют научная школа и конструкторские коллективы, способные воплощать самые фантастические идеи в жизнь. Возможно, что со временем к идее самолета-корабля снова вернутся, но на новом технологическом уровне, когда эта техника не будет столь дорогостоящей в эксплуатации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer