Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Около 100 пилотов "Победы" оказались в неоплачиваемых отпусках до 2021 года


4 августа 2020 года Мария Киселева, Ольга Шамина, Русская служба BBC


Пилоты, работающие в авиакомпании "Победа", жалуются, что их вынудили уйти в неоплачиваемые отпуска до конца года. Уволиться из компании им сложно: нужно будет выплатить около 1,5 млн рублей отступных. Один из пилотов уже начал подрабатывать курьером.

Российская бюджетная авиакомпания "Победа", дочернее предприятие "Аэрофлота", в конце мая возобновила полеты, которые была вынуждена прервать на два месяца из-за пандемии, вызванной коронавирусом. Лоукостер теперь планирует увеличивать свой флот и расширять расписание.

Но пилоты-стажеры, работающие в "Победе", рассказали Би-би-си, что компания якобы отправила их в неоплачиваемые отпуска до начала 2021 года. Тем, кто отказывается уходить в такие отпуска добровольно, грозят расторжением контракта, утверждают пилоты.

Для пилотов, пришедших в компанию менее пяти лет назад, это означает не только потерю работы, но и выплату "Победе" отступных - они должны будут вернуть деньги, которые компания потратила на переучивание летчиков. Стоимость обучения пилота составляет около полутора миллионов рублей.

О ситуации с неоплачиваемыми отпусками рассказали Би-би-си два пилота авиакомпании и подтвердили еще три источника в российской авиаотрасли, которые не уполномочены официально давать комментарии СМИ.

По оценкам пилотов "Победы", с которыми поговорила Би-би-си, в продолжительных неоплачиваемых отпусках оказалось около 100 вторых и младших пилотов авиакомпании. Это примерно треть всех пилотов "Победы".

Представитель "Победы" написал Би-би-си, что перевозчик, "как и многие другие авиакомпании", предлагал сотрудникам взять очередные отпуска в период вынужденного простоя, и некоторые сотрудники воспользовались предложением.

"Сегодня "налет" в "Победе" быстро восстанавливается и уже близок к докризисному уровню, кадрового профицита у компании нет", - заявил представитель компании.

Учился на летчика, работает курьером

Андрей (имя изменено по просьбе героя, поскольку он опасается еще больших проблем на работе) в 2019 году окончил летное училище и пошел на работу в "Победу", где стал вторым пилотом-стажером.

Зимой 2020 года Андрей получил допуск к полетам, но сесть за штурвал не успел, так как из-за пандемии компания прекратила полеты, а пилотов, по его словам, попросила "пойти навстречу" и взять неоплачиваемые отпуска до июля. "Победа" приостановила все полеты на период с 1 апреля по 31 мая.

"Деваться некуда - пошли", - рассказал он Би-би-си. Тем не менее в июле на работу Андрей не вышел.

"Перед окончанием отпуска начался обзвон - причем не только вторых пилотов-стажеров, но и тех, кто уже летал, но не успел налетать много", - вспоминает Андрей.

По его словам, компания обзвонила около 100 человек, якобы предлагая им добровольно уйти в отпуск до 11 января 2021 года. Как утверждает Андрей, другой вариант, который предлагала компания - уволиться, при этом заплатив отступные за переобучение.

"По контракту нельзя уйти из компании раньше, чем через пять лет работы, не заплатив за переучивание", - объясняет Андрей.

В доказательство Андрей предоставил Би-би-си запись телефонного разговора с руководством компании. На записи, которая, как он считает, должна подтвердить его слова, слышен разговор пилота с мужчиной, который не представляется по имени - Андрей утверждает, что это сотрудник компании.

"Мне надо подать списки, кто написал, кто не написал [заявление]. Кто не напишет - придется сокращать, с долгом, конечно", - объясняет мужчина на записи. Он утверждает, что при увольнении пилоту дается 15 дней на выплату отступных.

Андрей опасается, что компания может попытаться уволить его за профнепригодность: "Меня могут вызвать в офис, когда кончится отпуск, вызвать на экзамен и попытаться уволить по итогам его".

Пилот отметил, что его бы устроил вариант уйти из компании, но без долга за обучение.

"Победа" же, по его словам, отказалась идти на какие-либо уступки. В компании лишь сказали, что пилоты, находящиеся в неоплачиваемых отпусках, в это время могут "работать где угодно", но трудовую книжку Андрею не удалось получить.

"У нас возможна работа по совместительству, согласно Трудовому кодексу, я просил хоть письмо какое-то от компании, что я могу работать по совместительству в другой организации", - рассказал Андрей. Но и такое письмо он не смог получить.

В итоге он устроился курьером. "Работаю почти каждый день. Условия труда, конечно, не сопоставимые с работой пилота, вставать надо очень рано, а работать до самого вечера, а иногда и до ночи", - рассказывает Андрей.

Еще один второй пилот "Победы" подтвердил Би-би-си, что из 290-300 вторых пилотов в компании "добровольно-принудительно" отправились в неоплачиваемые отпуска до конца года около ста человек.

Олег (имя пилота изменено, поскольку он опасается потерять работу в "Победе") рассказал, что в отпусках без зарплаты якобы оказались не только вторые пилоты-стажеры, но и вторые пилоты - те, у кого был маленький налет, и те, за кем замечали нарушения и ошибки в работе.

Причем, по его словам, вторым пилотам-стажерам, которые не захотели писать заявления на отпуск, якобы перестали ставить в план полеты с инструкторами, лишив таким образом работы.

У оставшихся в "Победе" пилотов стало значительно больше работы после того, как компания возобновила полеты. "Я следующий месяц из самолета почти не вылезаю", - признается Олег.

Те же, кому не повезло, либо работают курьерами, либо уезжают из Москвы в родные города, рассказывает он.

В редких случаях некоторым летчикам удается устроиться по специальности. По словам Олега, он знает о двух бывших пилотах "Победы", которые ушли в "Азимут".

Впрочем, им пришлось переучиваться на другой типа самолета - флот "Победы" состоит из Boeing 737-800, а у "Азимута" только "Суперджеты" SSJ-100. Однако, по словам Олега, неустойку они не платили, так как отработали в компании больше пяти лет.

Представитель "Победы" в ответ на запрос Би-би-си написал, что "информация об ограничении выдачи трудовых книжек и других якобы имевших место нарушениях трудового законодательства не соответствует действительности".

Русская служба Би-би-си направила запрос "Аэрофлоту", материнской компании "Победы", но на момент публикации материала ответа не получила.

Почему именно "Победа"?

Авиаперевозки стали одной из первых отраслей российской экономики, пострадавших от пандемии коронавируса и карантинных мер. Россия с 27 марта прекратила регулярное и чартерное сообщение с другими странами. Авиакомпании сократили и перевозки внутри страны.

Правительство и президент Владимир Путин обещали отрасли достаточно серьезную поддержку, но помощь выделяется с ограничениями - например, ее получают перевозчики, в авиапарке которых есть российские самолеты.

Всего правительство выделило 23,4 млрд рублей на помощь авиакомпаниям, пострадавшим от падения трафика из-за пандемии.

"Победе" единственной из авиакомпаний отказано в бюджетных субсидиях", - писала газета "Ведомости".

3 августа Росавиация предложила продлить период выдачи авиакомпаниям субсидий до сентября. Регулятор предлагает распределить оставшиеся деньги из расчета 840 рублей на каждого "потерянного" в этом году пассажира. Сейчас деньги выделяются из расчета 365 рублей на пассажира.

Проблемы на фоне вызванного пандемией кризиса возникли не только у "Победы". Но Би-би-си не удалось найти другие авиакомпании, в которых пилотам приходилось бы уходить в неоплачиваемые отпуска на столь долгие сроки.

В первую очередь с избытком кадров в период кризиса столкнулись компании, которые росли быстро и для этого набирали избыточно много персонала - как, например, "Победа", рассказывает Би-би-си собеседник в руководстве одной из крупных российских авиакомпаний.

Авиакомпания, как и любой крупный бизнес, - это сложный комплекс социальных обязательств, продолжает собеседник Би-би-си. "В случае с авиакомпанией наивысшим приоритетом обладают обязательства перед пассажирами, - рассуждает он. - Если что-то угрожает возможности выполнять обязательства перед пассажирами, могут нарушаться обязательства перед другими контрагентами, в том числе и перед сотрудниками".

При этом у "Аэрофлота" и "Победы" достаточно амбициозные планы развития. 14 июля генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Виталий Савельев представил премьер-министру Михаилу Мишустину стратегию группы до 2028 года.

По предыдущей стратегии к 2023 году группа "Аэрофлот" планировала довести свой годовой пассажиропоток до 100 млн человек (в 2019 году перевезено 60,7 млн). По новому плану к 2028 году показатель вырастет до 130 млн человек. "Победа" должна перевозить больше "Аэрофлота" - 55-65 млн пассажиров в год.

При этом "Победа" расширяет свой флот. ТАСС около недели назад сообщал, что авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") передала "Победе" четыре Boeing 737-800 из 13 таких самолетов, имеющихся у нее. А "Ведомости" со ссылкой на двоих сотрудников "Аэрофлота" писали, что компания отдаст "Победе" все 50 собственных самолетов Boeing 737-800.

Как другие авиакомпании справляются с кризисом?

В России и в мире в целом авиакомпании в последние месяцы массово сокращают персонал. В связи с сокращением объема авиаперевозок во время пандемии Covid-19 многие сотрудники стали не нужны.

Авиакомпания S7 сократила часть пилотов, а также закрыла подразделения в Омске, Челябинске и Перми. "К сожалению, в ситуации с существенным сокращением полетной программы S7 Airlines вынуждена работать над эффективной оптимизацией расходов, в том числе рассматривать частичное сокращение персонала", - сообщила Би-би-си PR-директор S7 Group Ирина Колесникова.

Одним из попавших под сокращение в S7 оказался выпускник Ульяновского института гражданской авиации 2019 года Андрей Кольцов, закончивший переучивание на Airbus A-320/321 в апреле этого года. Всего компания сократила, по его словам, около 20 пилотов-стажеров.

"В итоге они отдали нам все документы о переучивании и они с нас ничего не требуют, - рассказал Би-би-си Кольцов. - Они расторгли с нами договор, поскольку по нему они должны были уже брать нас на работу".

Бывший сотрудник S7 отмечает, что эта компания не стала требовать от пилотов-стажеров, попавших под сокращения, вернуть деньги за переучивание. По его словам, с полученными документами он может устроиться в другую компанию - правда, сейчас никто в России новых пилотов не набирает.

"Из двух наших групп [учеников] - 20 человек - никто никуда не устроился. Я дома в Черкесске, просто жду. Надежда, что границы откроются, и ситуация изменится", - рассказывает Кольцов.

В S7 Би-би-си рассказали, что продолжают развивать региональные хабы в Новосибирске, Иркутске и Владивостоке, а это предполагает усиление летных подразделений в этих городах. Туда компания готова переводить сотрудников, согласных на переезд.

"Пилоты и бортпроводники, попавшие под сокращение, в случае восстановления объемов и расширения полетной программы будут приглашены на работу в компанию в первую очередь - они внесены в приоритетную базу кандидатов", - заверили Би-би-си в S7.

Представители еще нескольких российских авиакомпаний утверждают, что не проводят масштабных программ по сокращению персонала.

"Мы не рассматриваем возможность сокращать количество пилотов, - сказала Би-би-си пресс-секретарь "Уральских авиалиний" Вера Гасникова. - Мы дорожим каждым. За период пандемии ни один пилот не покинул компанию".

По словам Павла Пермякова, президента "Utair - пассажирские авиалинии", в компании не отправляют пилотов в неоплачиваемый отпуск и "не заставляют увольняться".

"Если человек добровольно хочет покинуть нашу компанию, то нужно вернуть деньги за переучивание, это индустриальная практика, так во всех компаниях", - уточняет он. По его словам, из компании за время пандемии уволилось не больше 1-2% летного состава, "считай, что никто не уходил".

Крупные мировые авиакомпании уже заявили о больших программах сокращений. Британская бюджетная EasyJet в конце июня планировала сократить около 727 пилотов, предупреждала Ассоциация пилотов британских авиакомпаний. В конце мая EasyJet заявляла о планах сократить 30% своего персонала - это 4,5 тысячи человек.

В конце апреля British Airways сообщала о возможных планах по сокращению 12 тысяч своих сотрудников. В компании ожидали, что спрос на авиаперевозки будет восстанавливаться еще несколько лет.

Лоукостер Ryanair собирался из-за кризиса сократить около 3 тысяч человек. Air France также заявляла о подобных планах в отношении более 7,5 тыс. своих сотрудников, а немецкая Lufthansa - 26 тыс.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer