Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В воздушных боях победят "мозги"


4 августа 2020 года Сергей Лебедев, Военно-промышленный курьер


В публикации китайского портала Global Times истребителями пятого поколения называются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также китайский J-20. О распиаренном Су-57 наши «потенциальные» союзники почему-то умалчивают.

С искусственным интеллектом победит и «кукурузник»

Англоязычное издание Global Times, курируемое центральным комитетом компартии Китая, ссылаясь на публикацию в журнале Acta Aeronautica et Astronautica Sinica, приводит мнение заместителя директора по науке и технологиям корпорации Aviation Industry Corporation of China, генерального конструктора истребителя J-20 Яна Вэйя. По его словам, концепция сверхманевренности, актуальная для самолетов четвертого поколения, незлободневна для истребителей пятого поколения. Причина – в появлении современных ракет средней дальности класса «воздух-воздух», позволяющих поражать противника вне пределов прямой видимости.

Информация стала решающим фактором, поскольку современные истребители фокусируются на получении большего количества информации с помощью радаров с АФАР (активная фазированная антенная решетка) и цепочек данных, а также снижают способность противников получать данные, в том числе с применением стелс-технологий и радиоэлектронного подавления. Китайское издание отмечает, что ключевым условием успешной обработки получаемой с разнообразных устройств информации является использование искусственного интеллекта. Летчики должны обладать обширными знаниями и хорошими аналитическими способностями для работы с такими устройствами.
“Когда я делаю какие-то аналитические выкладки, находясь в Москве, то ищу данные о российском рынке во «Всемирной книге фактов» ЦРУ”

Истребителю пятого поколения, по сравнению с самолетом четвертого, требуется увеличенная дальность, малозаметность, акцент на вооружение ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» и обеспечение пилота легкими для использования средствами видения развивающейся в воздушном пространстве ситуации с возможностью прогнозирования ее будущих сценариев.

«В интегрированной системе самолет должен иметь возможность формировать сеть, показывать интегрированные ситуационные изображения в режиме реального времени, создавать множество маршрутов атаки и в реальном времени передавать целевую информацию через районы миссии», – пишет Global Times.

Подобные решения, используемые в истребителях пятого поколения, будут применены и в самолетах шестого поколения. Первый китайский самолет, отличающийся использованием двигателя с адаптивным циклом и управлением ведомыми беспилотниками, может появиться уже в 2035 году. А почему бы и нет? По крайней мере, по космической программе Поднебесная если и не обгоняет нас, но догоняет однозначно.

В июле портал The Drive, ссылаясь на китайскую прессу и собственные источники, предположил, что Китай уже смог заместить российские двигатели для истребителя J-20 на собственные. В декабре 2019 года в публикации на китайском портале Sohu российский самолет Су-57 был объявлен истребителем поколения 4+++ (3+++ в китайском варианте). Там же говорилось, что «русским нужно работать усерднее, чтобы их не оставили позади другие страны мира». Считается, что соответствующие службы КНР оперативно отреагировали на крушение самолета Су-57, который должен был стать первым российским серийным образцом истребителя пятого поколения.

Искусственный интеллект против высшего пилотажа

Отбросим абстрактное слово «авионика», которая вбирает в себя практически все, чем оснащен современный боевой истребитель. Главное, чем может защитить себя летчик от ракетного удара противника. Авиационная пушка – это оружие прошлого века. Если хотите, банальная дуэль, кто первый попадет в перекрестие прицела. И нажмет первым на гашетку. В ближайшем будущем пилотам предстоит использовать возможности искусственного интеллекта. На данный момент им в напарники пророчат беспилотники. «ВПК» уже писала о большой программе НАТО – «Скайборг». Ну это у них…

Ранее руководитель группы по исследованию «больших данных» Харбинского политехнического института Чжао Чжицян отмечал, что сотрудничество между РФ и Китаем в сфере работы над искусственным интеллектом (ИИ) проявляется не слишком активно. Трагедия в том, что китаец утверждал – «российская система образования с ее сильными фундаментальными науками выпускает немало хороших специалистов, которые впоследствии легко находят работу в китайских компаниях, занимающихся искусственным интеллектом».

Может быть, в очередной раз нашим руководителям стоило бы прислушаться к словам иностранцев и вывести процесс внедрения высоких технологий на уровень «национальной политики»? Как это делал 300 лет назад Петр Великий?

Увы, пока элементная база, о проблемах которой писали и пишут в последние десятилетия как у них, так и у нас, до сих пор строится на иностранных комплектующих. Также стоит напомнить, что ситуация в области создания и применения элементной базы для существующих и разрабатываемых образцов ВС выходит из-под контроля и становится угрозой национальной безопасности страны. Директор по развитию бизнеса «Ангстрем-Т» Н. Лисай, общаясь со многими специалистами, писал, что основная проблема у нас – в отсутствии четкой государственной стратегии развития. Микроэлектронная индустрия очень сильно связана с государственными интересами, российская микроэлектроника – это ренессанс или реанимация?

Забавным при наличии Интернета (а там есть все) было его высказывание о том, что высокая милитаризованность индустрии в какой-то степени предопределила ее закрытость. Что такое сегодня российский рынок микроэлектроники, каков его объем, что производится, что не производится? Непонятно. Честно скажу, когда я делаю какие-то аналитические выкладки, находясь в Москве, то ищу данные о российском рынке, например, во «Всемирной книге фактов» ЦРУ. В РФ достоверные данные о нас самих найти очень сложно.

А есть ли они у нас – это вопрос. Может быть, поэтому многие на Западе, а уже и в Китае, снисходительно смотрят на наши новые истребители, предрекая им поражение из-за отсутствия современной электронной базы.

И как эпилог, маленькая информация. Израильские оборонные компании готовы осуществить модернизацию истребителей МиГ-29 ВВС Украины. Израильская компания Elbit Systems уже получила от правительства официальное разрешение на проведение модернизационных работ с украинскими боевыми самолетами. По некоторым данным, Киев желает «сделать качественный скачок в наращивании боевых возможностей МиГ-29», которые должны получить новые бортовые РЛС и системы управления вооружением, способные «работать по земле».

Что еще раз подтверждает, высший пилотаж – хорошо, но будущее поле боя – за электронными мозгами.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer