Самолет не больница
С инициативой сделать присутствие врача обязательным на длительных внутренних рейсах пассажирских лайнеров продолжительностью более трех часов в Минтранс обратился руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. По его мнению, именно врач может оказать профессиональную помощь пассажиру на борту или принять решение об экстренной посадке для госпитализации. Он попросил «рассмотреть целесообразность внесения изменений в действующее законодательство» и обязать авиакомпании дополнить экипаж врачами.
В Минздраве на запрос «Известий» ответили, что не располагают информацией об этой инициативе, поэтому прокомментировать не могут. Запросы были направлены в авиакомпании «Азимут», «Ямал», AZUR Air, Nordwind Airlines, Utair, «Уральские авиалинии», S7, «Аэрофлот» и «Победа». В компании S7 официально предпочли воздержаться от комментариев.
— Совершенно непонятно, как может быть реализована идея «врач в экипаже». Это будет врач от Минздрава РФ или от какой-то больницы? Кто будет оплачивать кресло, на котором путешествует врач? Это вызывает огромное количество вопросов, которые относятся к целесообразности. Общественная организация просто решила поднять себе цитируемость, видимо, — отметил источник в одной из авиакомпаний.
Вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины, вице-президент Европейского общества аэрокосмической медицины Ольга Верба подчеркнула, что задача гражданской авиации — перевозить пассажиров, а не лечить их.
— Пассажир не пациент. Самолет не медицинский кабинет. Каждому судну необходимо будет пройти полное лицензирование, для того чтобы оказывать медицинские услуги. По нашему законодательству лицензию на медицинскую деятельность может получить только, грубо говоря, недвижимость. Сам по себе врач, имея квалификацию, не может работать вне лечебного учреждения, только скорая помощь и терапевты при вызове врача на дом, — отметила она.
На борту бортпроводники, а также врачи, если они присутствуют в качестве пассажиров, имеют право оказывать лишь первую помощь, но не медицинскую.
Бортпроводник в помощь
Необходимость нововведения, по словам Курдесова, связана с тем, что бортпроводники не всегда способны оказать первую помощь надлежащим образом, если пассажир почувствовал себя плохо. В авиакомпании S7 в ответе на запрос подчеркнули, что бортпроводники компании получают все необходимые навыки для оказания первой помощи человеку на борту самолета. По словам источника в одной из авиакомпаний, первая медицинская помощь входит в обязательную программу подготовки бортпроводников.
Ольга Верба уточнила, что в случае угрозы жизни пассажиру бортпроводник оказывает первую помощь, не используя медикаменты. Под этим имеются в виду остановка дыхания, нарушение сердечного ритма, попадание в дыхательные пути инородных предметов, ожоги, травмы, переломы. В качестве помощи они проводят «комплексные мероприятия», в том числе сердечно-легочную реанимацию.
По словам основателя компании «Авиаюрист» Алексея Елтунова, лекарственные средства бортпроводник может предоставить лишь в одном случае.
— Поскольку бортпроводники не имеют медицинского образования, они не имеют право назначать медицинские препараты. Если пассажир сам попросил какие-либо лечебные средства, то [могут] по возможности предоставить. Они осуществляют напрямую только свою функцию — обеспечить комфортный полет пассажира и сообщить командиру воздушного судна, — отметил юрист.
Врач на борту
Согласно Воздушному кодексу России, в случае необходимости пилот может уточнить по громкой связи, есть ли врач в самолете. Но даже если медик и присутствует, он всё равно не обязан признаваться и оказывать помощь — только по желанию, подчеркнул Алексей Елтунов.
— Если же человек изъявил инициативу помочь и тем самым причинил вред — не важно, врач или нет — он будет нести ответственность за свои действия. Тем более если будут причинены тяжкие телесные повреждения. Это вообще-то уголовная статья. Причинение вреда здоровью физического лица карается по закону, — подчеркнул юрист.
В то же время Ольга Верба отметила, что врача никто не обвинит, если он оказывал именно первую помощь, используя соответствующую аптечку. При этом в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, которую подписала и Россия, на борту должны быть три вида комплектов аптечек: комплект первой помощи, медицинский комплект и универсальный профилактический комплект на случай инфекционных заболеваний при обнаружении на борту.
Но, по словам вице-президента Ассоциации врачей авиационной медицины, из-за того что в России, в отличие от западных стран, врач не имеет права самостоятельно заниматься врачебной практикой, а должен быть привязан к лечебному учреждению, он не может на борту самолета использовать аптечку с медикаментами.
Особенности авиамедицины
Ни в одной стране мира, по словам Вербы, нет практики, когда на борту официально работает врач.
В США, например, действует так называемый закон доброго самаритянина. В соответствии с ним пострадавший, как правило, не может обратиться в суд с иском на человека, который оказывал ему первую помощь, если он действовал добросовестно в пределах своих знаний и опыта.
А у авиакомпании Lufthansa, например, есть программа «Врач на борту». Такая имеется и у российской компании S7, которую разработали вместе с Ассоциацией врачей авиационной медицины.
— Это гуманитарно-просветительские проекты, которые дают знания в области авиационной медицины. Помощь человеку в воздухе имеет конкретные особенности. Не каждый медицинский специалист знает, какое барометрическое давление поддерживается в кабине воздушного судна и какой уровень насыщения крови кислородом у человека, не имеющего какой-либо патологии, во время горизонтального полета, — рассказала вице-президент организации.
В России в авиаиндустрию, по ее мнению, можно было бы включить возможности телемедицины. Ольга Верба подчеркнула, что в аэропортах есть медицинские центры, которые знают авиамедицину. Экипаж мог бы связываться по выделенным каналам со специалистами в случае необходимости для оказания дистанционной помощи пассажиру.