Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пассажир не пациент: появятся ли на внутренних авиарейсах врачи


30 августа 2020 года Александра Юшкявичюте, Известия


С предложением дополнить экипаж самолета медиком в Минтранс обратилось общественное движение «За безопасность». Там считают, что в случае необходимости бортпроводники не всегда могут оказать пассажиру первую помощь надлежащим образом. Эксперты с таким мнением в корне не согласны и не видят никакой необходимости в присутствии врача в качестве работника на борту. Подробности — в материале «Известий».

Самолет не больница

С инициативой сделать присутствие врача обязательным на длительных внутренних рейсах пассажирских лайнеров продолжительностью более трех часов в Минтранс обратился руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. По его мнению, именно врач может оказать профессиональную помощь пассажиру на борту или принять решение об экстренной посадке для госпитализации. Он попросил «рассмотреть целесообразность внесения изменений в действующее законодательство» и обязать авиакомпании дополнить экипаж врачами.

В Минздраве на запрос «Известий» ответили, что не располагают информацией об этой инициативе, поэтому прокомментировать не могут. Запросы были направлены в авиакомпании «Азимут», «Ямал», AZUR Air, Nordwind Airlines, Utair, «Уральские авиалинии», S7, «Аэрофлот» и «Победа». В компании S7 официально предпочли воздержаться от комментариев.

— Совершенно непонятно, как может быть реализована идея «врач в экипаже». Это будет врач от Минздрава РФ или от какой-то больницы? Кто будет оплачивать кресло, на котором путешествует врач? Это вызывает огромное количество вопросов, которые относятся к целесообразности. Общественная организация просто решила поднять себе цитируемость, видимо, — отметил источник в одной из авиакомпаний.

Вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины, вице-президент Европейского общества аэрокосмической медицины Ольга Верба подчеркнула, что задача гражданской авиации — перевозить пассажиров, а не лечить их.

— Пассажир не пациент. Самолет не медицинский кабинет. Каждому судну необходимо будет пройти полное лицензирование, для того чтобы оказывать медицинские услуги. По нашему законодательству лицензию на медицинскую деятельность может получить только, грубо говоря, недвижимость. Сам по себе врач, имея квалификацию, не может работать вне лечебного учреждения, только скорая помощь и терапевты при вызове врача на дом, — отметила она.

На борту бортпроводники, а также врачи, если они присутствуют в качестве пассажиров, имеют право оказывать лишь первую помощь, но не медицинскую.

Бортпроводник в помощь

Необходимость нововведения, по словам Курдесова, связана с тем, что бортпроводники не всегда способны оказать первую помощь надлежащим образом, если пассажир почувствовал себя плохо. В авиакомпании S7 в ответе на запрос подчеркнули, что бортпроводники компании получают все необходимые навыки для оказания первой помощи человеку на борту самолета. По словам источника в одной из авиакомпаний, первая медицинская помощь входит в обязательную программу подготовки бортпроводников.

Ольга Верба уточнила, что в случае угрозы жизни пассажиру бортпроводник оказывает первую помощь, не используя медикаменты. Под этим имеются в виду остановка дыхания, нарушение сердечного ритма, попадание в дыхательные пути инородных предметов, ожоги, травмы, переломы. В качестве помощи они проводят «комплексные мероприятия», в том числе сердечно-легочную реанимацию.

По словам основателя компании «Авиаюрист» Алексея Елтунова, лекарственные средства бортпроводник может предоставить лишь в одном случае.

— Поскольку бортпроводники не имеют медицинского образования, они не имеют право назначать медицинские препараты. Если пассажир сам попросил какие-либо лечебные средства, то [могут] по возможности предоставить. Они осуществляют напрямую только свою функцию — обеспечить комфортный полет пассажира и сообщить командиру воздушного судна, — отметил юрист.

Врач на борту

Согласно Воздушному кодексу России, в случае необходимости пилот может уточнить по громкой связи, есть ли врач в самолете. Но даже если медик и присутствует, он всё равно не обязан признаваться и оказывать помощь — только по желанию, подчеркнул Алексей Елтунов.

— Если же человек изъявил инициативу помочь и тем самым причинил вред — не важно, врач или нет — он будет нести ответственность за свои действия. Тем более если будут причинены тяжкие телесные повреждения. Это вообще-то уголовная статья. Причинение вреда здоровью физического лица карается по закону, — подчеркнул юрист.

В то же время Ольга Верба отметила, что врача никто не обвинит, если он оказывал именно первую помощь, используя соответствующую аптечку. При этом в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, которую подписала и Россия, на борту должны быть три вида комплектов аптечек: комплект первой помощи, медицинский комплект и универсальный профилактический комплект на случай инфекционных заболеваний при обнаружении на борту.

Но, по словам вице-президента Ассоциации врачей авиационной медицины, из-за того что в России, в отличие от западных стран, врач не имеет права самостоятельно заниматься врачебной практикой, а должен быть привязан к лечебному учреждению, он не может на борту самолета использовать аптечку с медикаментами.

Особенности авиамедицины

Ни в одной стране мира, по словам Вербы, нет практики, когда на борту официально работает врач.
В США, например, действует так называемый закон доброго самаритянина. В соответствии с ним пострадавший, как правило, не может обратиться в суд с иском на человека, который оказывал ему первую помощь, если он действовал добросовестно в пределах своих знаний и опыта.

А у авиакомпании Lufthansa, например, есть программа «Врач на борту». Такая имеется и у российской компании S7, которую разработали вместе с Ассоциацией врачей авиационной медицины.

— Это гуманитарно-просветительские проекты, которые дают знания в области авиационной медицины. Помощь человеку в воздухе имеет конкретные особенности. Не каждый медицинский специалист знает, какое барометрическое давление поддерживается в кабине воздушного судна и какой уровень насыщения крови кислородом у человека, не имеющего какой-либо патологии, во время горизонтального полета, — рассказала вице-президент организации.

В России в авиаиндустрию, по ее мнению, можно было бы включить возможности телемедицины. Ольга Верба подчеркнула, что в аэропортах есть медицинские центры, которые знают авиамедицину. Экипаж мог бы связываться по выделенным каналам со специалистами в случае необходимости для оказания дистанционной помощи пассажиру.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer