Первым перед судом предстал Владимир Солнцев. Арестное ходатайство следствия и многочисленные дополнения к нему почему-то оглашал не следователь подмосковного ГСУ СКР, а судья. В бумагах, которые она получила от следствия, говорилось, что уголовное дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) было возбуждено 3 августа, а его фигурантами помимо господ Солнцева и Борисова являются бывший заместитель главы РКК «Энергия» Степан Прохоров и Александр Прохоров, экс-директор по закупкам Завода экспериментального машиностроения. Все они были задержаны следователями 26 августа, а на следующий день обвинены в хищениях. Еще трое подозреваемых, прочитала судья, от следствия скрылись.
Помимо стандартного набора подозрений, из которого следовало, что господин Солнцев, обладающий связями в правоохранительных органах, может скрыться и оказать давление на свидетелей, были приведены выдержки из документа, подписанного главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным по итогам проверки департаментом аудита госкорпорации РКК «Энергия» летом прошлого года. В нем речь шла о контракте на 1,5 млрд руб., заключенном РКК на поставку электроники для модуля МКС. По версии проверяющих, тендер был проведен с нарушениями, поскольку его победителем стала компания «Циклон», в то время как пять ее конкурентов предлагали более низкие цены.
К тому же, утверждалось в документах, поставки для МКС были сорваны по вине исполнителей договора. Выводы следствия о виновности фигурантов подтверждались аудиторами «Роскосмоса», показаниями свидетелей, а также оперативно-разыскными материалами, полученными сотрудниками подмосковной полиции.
«Я не понимаю, в чем меня обвиняют»,— сказал на это Владимир Солнцев, когда очередь дошла до него. По версии экс-главы РКК «Энергия», он вообще не участвовал в тендерной процедуре, а лишь зафиксировал результаты торгов, подписав соответствующий контракт. По данным господина Солнцева, НИИ «Циклон», входящий в «Ростех», полностью исполнил договорные обязательства, поставив продукцию, к которой не возникло никаких нареканий. Однако, отметил обвиняемый, с поставщиком до сих пор не расплатились в полном объеме. При этом он полагает, что с «Циклоном», который является фактически госкомпанией, работать было гораздо проще, чем с другими поставщиками.
От частников одна только головная боль»,— подчеркнул обвиняемый, назвавший свое уголовное преследование «расправой со старой командой» РКК.
Господин Солнцев отметил, что показания на него дали люди, которых он в свое время уволил за пьянство или профнепригодность. «Я просто умру в СИЗО»,— сказал господин Солнцев, обращаясь к судье, а его защитник попросил ограничиться домашним арестом или запретом на определенные действия. Опровергая версию следствия и «Роскосмоса», защитник добавил, что есть заключение специалистов о том, что контракт был заключен не по завышенным, а по среднерыночным ценам, однако СКР почему-то не хочет его приобщать к уголовному делу.
Не произошло это и в ходе судебного заседания, закончившегося арестом господина Солнцева до 3 октября. На тот же срок был заключен под стражу и гендиректор АО «НПП "Исток"» Александр Борисов — эта компания также входит в холдинг «Радиоэлектроника» «Ростеха» и выступала исполнителем контракта по МКС, вызвавшего вопросы у «Роскосмоса» и СКР. Адвокат господина Борисова сказал, что здесь дело явно «нечисто», ссылаясь на необычный объем заявленного следствием ходатайства. Он попросил приобщить к делу около 60 листов с положительными характеристиками на своего клиента, а также перечнями его наград и благодарностей. А в качестве главного основания в отказе от ареста привел диагноз господина Борисова, который уже пять лет страдает от лейкемии. Сам обвиняемый Борисов привел другой аргумент против СИЗО: «В конце года мне предстоит сдать президенту Путину крупное производство радиоэлектронных компонентов, строительство которого мы заканчиваем». Однако суд решил, что гособоронзаказ может быть реализован и без участия обвиняемого, заключив его под стражу.