Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане


3 августа 2020 года Андрей Сидорчик, Аргументы и факты


Середина 1990-х, вслед за рухнувшим Советским Союзом по швам трещит и Российская Федерация. В Чечне полыхает война, на остальных просторах страны процветает криминал на фоне полного обнищания населения.

«Ящики, 1200 штук»

Люди не столько живут, сколько выживают, полностью разуверившись в государстве как таковом. Но на родной земле все-таки проще. А каково было тем, кто в это время оказался в плену на чужбине?

Некогда могучая советская авиация в «лихие девяностые» выживала как могла. Разбившись на мелкие компании, авиаторы хватались за любую работу. Мощные советские транспортники Ил-76 пользовались спросом на международных линиях. Заказ в ту пору оценивался по щедрости оплаты, а не по опасности тех или иных перевозок.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», выполнял рейс по маршруту Тирана (Албания) — Кабул (Афганистан). В Тиране командир экипажа спросил: «Что везем?»

«Ящики, 1200 штук», — ответил менеджер.

Командир самолета Владимир Шарпатов был человеком опытным. По его собственному признанию, после развала Союза приходилось возить даже «самоходки», не говоря уже о военных грузах попроще. На этом фоне ящики с обычными патронами казались сущей мелочью. Тем более что поставки эти вполне официально осуществлялись в интересах кабульского правительства.

Принудительная посадка

О том, что так называемый «Северный Альянс» воюет с движением «Талибан» (организация, запрещенная на территории РФ), экипаж Ил-76, конечно, знал. Более того, до рейсов с патронами в Кандагар к талибам они возили продукты питания, воду, народно-хозяйственные грузы, поэтому знали и диспетчеров в Кандагаре, и даже летчиков, состоявших на службе у «Талибана».

Первые два рейса с «ящиками» прошли нормально, а вот 3 августа в районе Кандагара от них потребовали посадки для досмотра. На хвост Ил-76 сел старенький МиГ-21, и талибы пригрозили в случае отказа сбить транспортник. Шарпатов был готов побороться, но под давлением экипажа решил садиться.

А дальше была проверка ящиков, в ходе которой нашли единственную коробку с мелкокалиберными снарядами, запрещенным к перевозке на гражданских самолетах грузом. Экипажу грозили шариатским судом и смертной казнью. До этого, правда, не дошло: командиры талибов понимали, что русский самолет с экипажем может быть использован как предмет торга.

Долгое ожидание

Для Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, бортрадиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова начались тяжелые дни плена.

Переговоры шли очень трудно. От прежнего влияния нашей страны в мире не осталось и следа. О том, чтобы надавить на талибов, речь даже не шла. Об операции силами спецназа тоже не заикались: в 1995 году власти не давали подавить Басаева на собственной территории, какой уж там Афганистан. Худо-бедно удавалось привозить к пленникам врачей, воду, продовольствие. Но состояние экипажа, прежде всего моральное, постепенно ухудшалось. Талибы давили, предлагали сменить веру, поступить к ним на службу. С родины никаких обнадеживающих новостей не приходило. Так проходил месяц за месяцем...

В самом начале Шарпатову удалось убедить талибов в том, что Ил-76 нуждается в техническом обслуживании, иначе он быстро превратится в груду металлолома. Талибы понимали, что речь о машине ценой в миллионы долларов, поэтому пошли навстречу. Правда, на аэродром к самолету одновременно вывозили не больше четырех членов экипажа.

План побега

Шарпатов помнил историю советского летчика Михаила Девятаева, на вражеском самолете совершившего дерзкий побег из вражеского плена. А здесь свой, родной «Ильюшин», проверенный труженик, почему не рискнуть?

Когда провалилась попытка президента Татарстана Шаймиева обменять летчиков на запчасти для вертолетов «Талибана», пленники стали всерьез продумывать план побега. Помогло и то, что сами талибы расслабились, решив, что «шурави» смирились со своей судьбой.

10 июля 1996 года на очередное техобслуживание экипаж отправился в полном составе. Талибы не обратили на это внимания. В тот день летчики сумели «для профилактики» погонять самолет по летному полю. Охрана зорко следила за их действиями, но Шарпатов и не собирался идти на риск в этот день. Для начала нужно было прикинуть шансы на взлет, на уход от преследования. В тот день командир Ил-76 окончательно понял: побег остается единственной возможностью для освобождения.

Во время маневров по летному полю у самолета лопнуло одно колесо. ЧП стало поводом вновь попросить охрану вывезти экипаж к Ил-76 в полном составе.

Рукопашная на взлете

Произошло это только через месяц, 16 августа. Между этими двумя выездами исполнился год с момента пленения летчиков.

Шарпатов и его товарищи решили, что побег состоится именно в этот день. Была пятница, и талибы как ревностные мусульмане сосредоточились на молитве. Даже на аэродроме, когда работы затянулись, большая часть охраны отправилась совершать обряд. У самолета остались только три охранника, которые, спасаясь от жары, забрались внутрь салона.

Летчики запустили двигатели, радист Юрий Вшивцев предупредил диспетчера, что экипаж сделает контрольный круг по полосе. Ответа не последовало: как оказалось, диспетчер тоже ушел на молитву.

Хватились охранники только тогда, когда самолет начал выруливать на взлет. Наперерез понеслась машина с автоматчиками. Скорости не хватало, но опытнейший командир экипажа оторвал транспортник от земли буквально в последний момент. Но на борту еще оставались трое боевиков. Им стали объяснять, что это просто тренировочный круг вокруг аэродрома. Когда же те все-таки поняли, что их дурят, члены экипажа бросились на них с заранее приготовленными веревками. После ожесточенной рукопашной охранники сами превратились в пленных.

Чтобы сбить с толку талибов, Ил-76 шел на предельно малой высоте и не в сторону России, как можно было подумать, а в направлении Ирана. Трюк сработал: отправленный в погоню МиГ беглецов не нашел.

Представить к наградам

Через два часа самолет приземлился в Объединенных Арабских Эмиратах, в Шардже. И здесь Шарпатова едва не задержали вместе со связанными талибами: из-за отпущенной в плену бороды его поначалу приняли за боевика. К счастью, быстро разобрались.

За четверть века побег летчиков из Афганистана оброс множеством мифов и легенд. В частности, по одной из версий, коридор для побега обеспечил Виктор Бут, ныне отбывающий срок в американской тюрьме. Также говорят, что часть талибов была подкуплена. Как бы то ни было, решающим в этой истории все равно было личное мужество летчиков, не павших духом после 378 дней в плену.

Кажется, для российских властей побег экипажа из плена стал еще большей неожиданностью, чем для талибов. В эпоху разоблачения всего и вся от подвигов соотечественников успели отвыкнуть. Тем не менее в Кремле сумели быстро сориентироваться. 22 августа 2016 года был подписан указ о присвоении Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину звания Героя Российской Федерации. Остальных членов экипажа наградили орденами Мужества.

В 2010 году на экраны вышел фильм «Кандагар» режиссера Андрея Кавуна, основанный на истории экипажа Ил-76. Авторы, изменив детали, сохранили суть, рассказав и о непростых отношениях между летчиками. Так уж получилось, что пути участников афганской эпопеи после их освобождения из плена разошлись. Определять, кто прав, а кто виноват, мы не вправе. Для этого нужно пройти то, что прошли они. Пройти и не сломаться...




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer