«Чудо на Гудзоне»
Один из лучших и самых эмоциональных шедевров позднего Клинта Иствуда основан на реальной истории. У самолета, выполнявшего пассажирский рейс из нью-йоркского аэропорта, почти сразу отказали оба двигателя. Каким-то немыслимым образом пилоту Салленбергеру (для друзей он Салли) удалось посадить его на воду в черте города, ни один человек на борту не пострадал. Салли объявили героем, но потом началось громкое расследование.
Летчику пришлось доказывать, что ему действительно нужно было рискнуть жизнью пассажиров и что он никак не мог вернуться в аэропорт. Том Хэнкс блестяще играет внутренние метания своего героя, который и сам временами сомневается, что поступил правильно. В формате IMAX фильм смотрится с особым ощущением: рев двигателей и все перипетии короткого полета вступают в резкий контраст с тихими кабинетами, где Салли вслух и про себя вновь и вновь возвращается к этим злосчастным минутам.
Летчику пришлось доказывать, что ему действительно нужно было рискнуть жизнью пассажиров и что он никак не мог вернуться в аэропорт. Том Хэнкс блестяще играет внутренние метания своего героя, который и сам временами сомневается, что поступил правильно. В формате IMAX фильм смотрится с особым ощущением: рев двигателей и все перипетии короткого полета вступают в резкий контраст с тихими кабинетами, где Салли вслух и про себя вновь и вновь возвращается к этим злосчастным минутам.
«Изгой»
Еще один фильм про крушение самолета с Томом Хэнксом в главной роли — за эту роль он номинировался на «Оскар» и получил «Золотой глобус». Его персонаж тоже сотрудник авиакомпании, но, к сожалению, не пилот, а инспектор, поэтому падение лайнера он предотвратить не смог.
Чак (так зовут героя Хэнкса) единственный выжил после катастрофы, добрался до необитаемого острова и повторил подвиг Робинзона Крузо. Для него этот опыт послужил началом внутреннего перерождения — сухой неврастеничный педант превратился в по-настоящему свободного человека. Может, всё это произошло не без высшего вмешательства?
Чак (так зовут героя Хэнкса) единственный выжил после катастрофы, добрался до необитаемого острова и повторил подвиг Робинзона Крузо. Для него этот опыт послужил началом внутреннего перерождения — сухой неврастеничный педант превратился в по-настоящему свободного человека. Может, всё это произошло не без высшего вмешательства?
«Отрыв»
Первый и самый мощный игровой фильм по мотивам трагедии над Боденским озером в 2002 году. В реальной жизни Виталий Калоев нашел и убил диспетчера, которого винил в смерти своих близких. У Александра Миндадзе, а это его режиссерский дебют, всё куда сложнее. Катастрофа перенесена в Россию и подана в более притчевой манере. У героев нет имен, они вместе пытаются разобраться, что случилось и кто виноват. И хотя диспетчера в фильме тоже убивают, на первый план выходит всё же ощущение смятения и хаоса, беды, которую невозможно компенсировать мщением.
Киноязык картины оказался настолько новаторским, что после премьеры на «Кинотавре» не все поняли, что произошло на экране. Поэтому создатели «Отрыва» перед пресс-конференцией раздали всем краткий пересказ фильма. По мотивам Боденской трагедии вышли также фильмы «Непрощенный» Сарика Андреасяна и «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером.
Киноязык картины оказался настолько новаторским, что после премьеры на «Кинотавре» не все поняли, что произошло на экране. Поэтому создатели «Отрыва» перед пресс-конференцией раздали всем краткий пересказ фильма. По мотивам Боденской трагедии вышли также фильмы «Непрощенный» Сарика Андреасяна и «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером.
«Экипаж» (2016)
Для режиссера Николая Лебедева «Экипаж», как и «Легенда № 17», —это отношения условных сына и отца, которые должны найти друг друга. Перифраз мифа об Одиссее и Телемахе. В «Легенде» эти образы были распределены между тренером и хоккеистом, в «Экипаже» — между молодым и опытным пилотами. Старший считает себя независимым и умелым, младший все силы кладет на то, чтобы доказать «отцу» свои таланты. Для этого ему нужно пройти через суровый обряд инициации: спасти людей после землетрясения, в воздухе перебросить их с одного борта на другой, а потом посадить горящий самолет в аэропорту. После этого он уже будет считаться взрослым, достойным уважения мужчиной, а не безумным юнцом.
«Пункт назначения»
Серия хорроров «Пункт назначения» рассказывает о роковом стечении обстоятельств. Композиционно все фильмы строятся одинаково. Нескольким пассажирам удается избежать смерти в крупной аварии, но потом они один за другим умирают, словно невидимый судья мстит им за обман судьбы. Примечательно, что стартовый фильм серии рассказывает об авиакатастрофе и семи счастливчиках, которые почему-то решили не лететь в Париж.
Самолет взрывается на взлете, и теперь нужно понять, как остаться в живых на земле. Игры со смертью — сюжет средневековый, Ингмар Бергман великолепно обыграл его в «Седьмой печати», но в этой идее присутствует нечто настолько жуткое и древнее, что и сегодня «Пункт назначения» остается хитом жанра хоррора.
Самолет взрывается на взлете, и теперь нужно понять, как остаться в живых на земле. Игры со смертью — сюжет средневековый, Ингмар Бергман великолепно обыграл его в «Седьмой печати», но в этой идее присутствует нечто настолько жуткое и древнее, что и сегодня «Пункт назначения» остается хитом жанра хоррора.
«Юнайтед»
Спортивная драма о трагедии в Мюнхене, случившейся в 1958 году, где разбился самолет с командой «Манчестер Юнайтед» на борту. Погибли несколько спортсменов, которых называли «Малыши Басби» (тренер команды — Мэтт Басби), им всем было меньше 22 лет, и их считали надеждой английского футбола. Сам Басби остался жив, но долгое время провел в больнице. Звезда команды Бобби Чарльтон хотел после трагедии покончить с футболом. Это фильм о страшном горе и его преодолении — как известно, команда выстояла, Чарльтон вернулся в «Манчестер» и даже установил рекорд голов, забитых в играх за этот коллектив.
«Аэропорт»
Принято считать, что киномода на авиакатастрофы началась с этой экранизации одноименного романа Артура Хейли. Девять номинаций на «Оскар», стомиллионные сборы в прокате (при бюджете 10 млн). Среди исполнителей главных ролей — Берт Ланкастер, Дин Мартин, Жаклин Биссет и Джин Сиберг.
В картине рассказывается, как психопат со взрывчаткой сел на Boeing, заперся в туалете и взорвал себя. В разгерметизированном самолете образуется огромная дыра, и в таком состоянии он должен добраться до Чикаго и сесть на заснеженную полосу. Спойлер: всё заканчивается наилучшим образом, пассажиры и летчики целы. А вдова террориста попросила прощения у тех, кого ее муж пытался убить в воздухе.
В картине рассказывается, как психопат со взрывчаткой сел на Boeing, заперся в туалете и взорвал себя. В разгерметизированном самолете образуется огромная дыра, и в таком состоянии он должен добраться до Чикаго и сесть на заснеженную полосу. Спойлер: всё заканчивается наилучшим образом, пассажиры и летчики целы. А вдова террориста попросила прощения у тех, кого ее муж пытался убить в воздухе.
Сколько стоит разбитый самолет
В России фильмы-катастрофы фактически начались с «Экипажа» Александра Митты. Правда, была еще документальная «Повесть о нефтяниках Каспия», ради которой Роман Кармен заставил пожарных вновь разжечь потушенный ими пожар на воде и опять ликвидировать его.
В игровом кино снимать про катастрофы было не принято. В СССР катастроф не было и не могло быть, даже на экране. Но в итоге фильм стал рекордсменом проката 1980 года, его посмотрело более 70 млн зрителей.
— Интересен человек, а не катастрофа, — рассказывал «Известиям» автор ремейка «Экипажа» Николай Лебедев. — При этом жанр фильма-катастрофы позволяет делать то, что другим жанрам несвойственно. Упиваться воссозданием на экране всяческих бедствий, пожаров и катаклизмов бессмысленно, однако и отказываться от возможностей, заложенных в подобном материале, было бы глупо. Потому что на фоне катастрофы объемнее воспринимаются характеры персонажей и их поступки. Оглядываясь назад, я понимаю, что сколь бы ни были головокружительны и увлекательны ситуации, о которых рассказывает фильм, кино получается лишь тогда, когда в центре повествования — не они, а люди с их проблемами.
У нового «Экипажа» зрителей в России было меньше — 5,4 млн, но он входит в десятку самых кассовых отечественных картин, занимая девятое место между «Льдом» и «Викингом». Его сборы — 1,4 млрд рублей, то есть «Экипаж» в нашем прокате еще и рекордсмен в своем жанре. Следом за ним с отставанием в 200 млн идет фэнтезийный фильм-катастрофа «Ной», а среди картин про авиакрушения никто не придвинулся к «Экипажу» даже близко. «Непрощенный» собрал менее 400 млн рублей, «Чудо на Гудзоне» — 153 млн, «Последствия» — 13 млн, «Отрыв» — 166 тыс. «Юнайтед» у нас вовсе не выпустили.
Самым же кассовым фильмом про авиакатастрофы в мире был и остается «Изгой» с Томом Хэнксом: $430 млн. При этом спустя 20 лет после выхода картина остается чрезвычайно востребована на домашнем экране. В ней особенно очевидно, что остаться достойным человеком в экстремальной ситуации, может быть, куда сложнее, чем выбраться из горящих обломков.
В игровом кино снимать про катастрофы было не принято. В СССР катастроф не было и не могло быть, даже на экране. Но в итоге фильм стал рекордсменом проката 1980 года, его посмотрело более 70 млн зрителей.
— Интересен человек, а не катастрофа, — рассказывал «Известиям» автор ремейка «Экипажа» Николай Лебедев. — При этом жанр фильма-катастрофы позволяет делать то, что другим жанрам несвойственно. Упиваться воссозданием на экране всяческих бедствий, пожаров и катаклизмов бессмысленно, однако и отказываться от возможностей, заложенных в подобном материале, было бы глупо. Потому что на фоне катастрофы объемнее воспринимаются характеры персонажей и их поступки. Оглядываясь назад, я понимаю, что сколь бы ни были головокружительны и увлекательны ситуации, о которых рассказывает фильм, кино получается лишь тогда, когда в центре повествования — не они, а люди с их проблемами.
У нового «Экипажа» зрителей в России было меньше — 5,4 млн, но он входит в десятку самых кассовых отечественных картин, занимая девятое место между «Льдом» и «Викингом». Его сборы — 1,4 млрд рублей, то есть «Экипаж» в нашем прокате еще и рекордсмен в своем жанре. Следом за ним с отставанием в 200 млн идет фэнтезийный фильм-катастрофа «Ной», а среди картин про авиакрушения никто не придвинулся к «Экипажу» даже близко. «Непрощенный» собрал менее 400 млн рублей, «Чудо на Гудзоне» — 153 млн, «Последствия» — 13 млн, «Отрыв» — 166 тыс. «Юнайтед» у нас вовсе не выпустили.
Самым же кассовым фильмом про авиакатастрофы в мире был и остается «Изгой» с Томом Хэнксом: $430 млн. При этом спустя 20 лет после выхода картина остается чрезвычайно востребована на домашнем экране. В ней особенно очевидно, что остаться достойным человеком в экстремальной ситуации, может быть, куда сложнее, чем выбраться из горящих обломков.