Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Формула-1" в воздухе, или Гонки в трех измерениях. Что такое дрон-рейсинг


27 августа 2020 года Полина Панина, ТАСС


Если вы представили, что несколько десятков дронов на бешеной скорости просто летят к финишу по прямой, то спешим вас разуверить — это не совсем так.

Технический прогресс становится одной из главных причин возникновения все новых и новых видов спорта, хотя порой новое — это несколько видоизмененное старое. Например, авиамоделирование — давно и хорошо известный вид, но в последние годы в Федерации авиамодельного спорта России (ФАСР) появилось еще одно подразделение — комитет F-3U, который занимается дрон-рейсингом.

Как становится понятно уже из названия, дрон-рейсинг — это гонки на квадрокоптерах. Впервые подходящие для этого летающие аппараты — похожие на радиоуправляемые вертолеты, но более дешевые и стабильные — появились в Германии. Оттуда гоночные дроны попали в США, где их решили выделить в отдельный класс и устраивать соревнования, делиться опытом, отрабатывать различные техники полета. Потом дрон-рейсинг захватил Францию, Нидерланды, другие европейские страны. На сегодня гонки на дронах — привычный спорт не только для уже упомянутых стран, но и для Китая, Южной Кореи, Бельгии, Великобритании, Канады. И, конечно, России.

"В России первые подобные аппараты стали собираться еще в 2012 году, но как такового движения дрон-рейсинга еще не было, — вспоминает Константин Колотов, специалист Федерации авиамодельного спорта по организации соревнований по дрон-рейсингу. — В 2013 году это более-менее организовали, стали проводить соревнования. Помню, что я изготовлял первые элементы дистанции — поворотные столбы, флаги, ворота. В конце лета в Москве тогда прошел первый слет любителей гоночных дронов, первые соревнования. Сейчас у нас проходят Кубок России и чемпионат страны, существует сборная России по дрон-рейсингу".

Как и в любых гонках, главная задача пилота — показать лучшее время прохождения трассы.

"Гоночная трасса для дрон-рейсинга включает в себя достаточно сложные конфигурации элементов. Дроны проходят дистанцию не только в различных направлениях, но и в разных плоскостях, — рассказывает Колотов. — К примеру, могут быть вертикально проходимые ворота, когда аппарат пролетает их либо сверху вниз, либо снизу вверх. Существуют двух-трехуровневые ворота, в зависимости от того, на каком круге находится аппарат, в тот этаж он и залетает, и для каждого этажа будет предусмотрена своя последовательность прохождения элемента. Если пилот не смог пройти препятствие, то предусмотрены штрафные маневры — дрон должен вернуться и пройти эти же ворота чисто. Время остается ключевым показателем, по которому определяется победитель гонки".

По нынешним правилам на старт каждой гонки выходят не более четырех дронов. Такое ограничение существует для того, чтобы пролет был более безопасным для аппаратов, судейской бригаде было бы удобнее отслеживать качество пилотирования и прохождения трассы. Судейству активно помогают передовые технологии — автоматическая система контроля прохождения препятствий и кругов, а благодаря датчикам время прохождения дистанции считывается до тысячной доли секунды.

"Столкновения на дистанции происходят постоянно, причем не столько друг с другом, сколько с препятствиями, — рассказывает Константин. — Аппараты врезаются в поворотные столбы, флаги, ворота и маркеры. Некоторые элементы трассы крепятся тросиками и веревками, и дроны порой врезаются в них, а для аппаратов это зачастую заканчивается поломкой, которая не позволяет лететь дальше. Такие последствия в том числе происходят и из-за скоростей гонки. Современные гоночные дроны развивают скорость до 160−180 км/ч, хотя и на кратковременных отрезках".

За секунду до столкновения

Все гоночные дроны соответствуют одному классу, и пилот, например, не может поставить на свой дрон аккумулятор, который не проходит по техническим требованиям. Так, среднее время работы аккумулятора гоночного дрона составляет всего лишь около 3,5 мин. В спокойном режиме такой дрон может пролететь порядка 5 мин. Но, по словам Колотова, прохождение дистанции в дрон-рейсинге занимает обычно как раз 3,5 мин., редко — 4 мин.

Управление дроном происходит при помощи пульта, как и обычного квадрокоптера, но есть существенное отличие — в момент пилотирования на спортсмене надеты видеоочки. "В очках пилот видит картинку, сравнимую с той, что мы обычно видим в телевизоре, но несколько уступающую по качеству изображения, — поясняет Константин. — Современные аппараты имеют возможность передавать даже HD-сигнал, но они довольно дорогие. У нас в основном используется аналоговый видеосигнал, передается картинка до 520 пикселей. В принципе, спортсмен понимает и видит отдельные кусты, деревья, повороты и все остальное, но какие-то тонкие вещи — веревки, провода — пилот обычно может различить в последний момент, буквально за секунду перед ударом".

Посмотреть на дрон-рейсинг можно как на трансляциях в интернете, так и вживую. Практически на всех соревнованиях предусмотрено присутствие зрителей. "Во время гонки зрители в основном сидят на трибунах. При этом трассу и трибуны обязательно разделяет ограждение — специальная сетка, которая позволяет обезопасить болельщиков. Да, можно просто своими глазами смотреть на соревнования, кто как летит, но неподготовленный человек уже сразу после старта может немного потеряться и перестать понимать, что происходит, — смеется собеседник агентства. — Поэтому на гонках есть комментаторы, которые ориентируются на цветные индикаторы дронов, показания датчиков и рассказывают — кто лидирует и что произошло. В последнее время все чаще используют большие мониторы, которые устанавливают рядом с трибуной. Там можно увидеть видеоряд гонки, повтор каких-то моментов".

Соревнования по дрон-рейсингу проходят как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях. Гонки на улице гораздо проще в организации, но зато соревнования в помещении можно совместить с какой-либо тематической выставкой или конференцией. "На самом деле, для дрон-рейсинга подойдет даже автомобильная парковка, — считает Константин. — Соревнования в помещениях очень востребованы в холодное время года, ведь в такую погоду есть угроза утери аппарата. Если говорить про Россию, то в случае падения найти дрон в сугробах будет довольно сложно. К тому же электроника боится воды, и хотя дрон обрабатывают специальными составами, все равно есть риск того, что он может сгореть".

От восьми до бесконечности

Универсальность дрон-рейсинга в том, что стать пилотом гоночного аппарата никогда не поздно и не сложно, было бы желание. В этот спорт приходят "с улицы" — увидев видеоролик в интернете или случайно оказавшись на соревнованиях.

"Да, чаще всего так и происходит, — соглашается собеседник ТАСС. — Люди начинают активно искать места, где собираются дрон-рейсеры, читать форумы авиамоделирования. Так человек попадает на тренировочные сборы ребят или соревнования, приходит на поляну и начинает задавать вопросы — а что это, а как, и так уже пошло-поехало".

Заграничные любители дрон-рейсинга обычно заказывают и приобретают готовые летательные аппараты. Существуют отдельные сайты, специализирующиеся только на гоночных дронах и их комплектующих. В России помимо такой закупки активно практикуется самостоятельное изготовление дронов. С учетом всех расходных материалов, покупки очков и радиоаппаратуры гоночный дрон стоит от 60 тыс. рублей. Но если очень хочется полетать, а такой суммы в свободном распоряжении нет, можно найти и другой способ.

"Сейчас дрон-рейсинг стал гораздо более доступен благодаря авиасимуляторам, — рассказывает Константин. — Достаточно купить пульт управления и лицензионную программу, которая создает полный эффект присутствия. В этой программе даже можно модернизировать дрон — "поставить" моторы, определенный аккумулятор и так далее. Благодаря таким технологиям очень быстро человек проходит путь от совсем начинающего пилота до уже уверенного пользователя. И когда ему дают пульт управления настоящим дроном, он уже не боится сломать его в первые 30 секунд, а успешно управляет аппаратом".

Как и все молодые виды спорта, дрон-рейсинг особенно популярен среди молодежи. Но, как выяснилось, тут на возраст не смотрят. "Самому молодому участнику турнира, на котором я был организатором, на тот момент было всего восемь лет. Но возрастная вилка тут большая, ведь самым старшим участником на тех соревнованиях стал 48-летний спортсмен, — вспоминает собеседник ТАСС. — Этот восьмилетний мальчик выступил весьма неплохо, а в топе был 11-летний пилот. Сейчас ему уже 16, и он — один из лучших дрон-рейсеров страны, спортсмен российской сборной".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer