Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поставить на перо: птицы по-прежнему угрожают аэропортам России


15 августа 2020 года Сергей Гурьянов, Известия


15 августа 2019 года экипаж А321 «Уральских авиалиний» посадил лайнер «на брюхо» на кукурузное поле в Раменском районе. Причиной аварийной посадки стало столкновение самолета с чайками после взлета из аэропорта Жуковский и последующий отказ обоих двигателей. Эксперты отмечают: подобные инциденты могут повториться, так как за год каких-то кардинальных мер не принято. В ситуации разбирались «Известия».

Появились опасения

После громкого инцидента 15 августа 2019 года к птицам, летающим над взлетно-посадочной полосой, стали относиться внимательно и даже настороженно. Совсем недавно в соцсетях появилось сообщение из Ульяновска: рейс в Санкт-Петербург дважды откладывался, предположительно из-за птиц, которые кружат над летным полем. Рядом с аэропортом находится свалка. К сообщению прикладывалась фотография — стая в небе.

Гендиректор аэропорта имени Карамзина (Ульяновск) Сергей Наконечный в комментарии «Известиям» категорически эту информацию опроверг.

— Задержка произошла по технической причине — у них сработала сигнализация топливного фильтра, вот и всё. Когда причину устранили, борт вылетел. Свалка есть, но она сертифицирована, у нас из-за нее проблем нет, — заявил Наконечный.

Люди боятся не зря — инциденты продолжаются, и не только в России. Например, 14 июля самолет авиакомпании AirBaltic, столкнувшийся с птицей, был вынужден вернуться в аэропорт Риги. Между тем расследование аварии с самолетом А321 «Уральских авиалиний» еще не завершено. Однозначных выводов о том, виновата ли свалка у озера Глушица в катастрофе, тоже нет. При этом проверки обеспечения орнитологической безопасности полетов, как утверждают в Росавиации, ведутся постоянно: при выдаче сертификата оператора аэродрома, во время плановых и внеплановых проверок, а также проверок готовности организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний и весенне-летний период.

По советским принципам

— Каких-то кардинальных изменений в отрасли за этот год не произошло, — рассказал «Известиям» руководитель Отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов. — Надо совершенствовать и систему нормативных правил, и систему практических действий, надо менять подготовку персонала, который осуществляет мероприятия на летном поле, и повысить уровень подготовки проверяющих инспекторов. Пока уровня подготовки не хватает ни тем, кто исполняет мероприятия, ни тем, кто проверяет их исполнение.

По его словам, уже очень давно обсуждается вопрос о принятии нового документа, регулирующего работы по обеспечению орнитологической безопасности полетов. Сейчас единственный нормативный документ в этой сфере — руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденное приказом Министерства гражданской авиации СССР еще в ноябре 1988 года. И инцидент с А321 вроде бы подтолкнул власти к созданию нового регламента. В конце августа 2019 года Минтранс выделил 5,6 млн рублей ФГУП «ГосНИИ Гражданской авиации» на выполнение научно-исследовательских работ, а зимой был опубликован для публичного обсуждения проект федеральных авиационных правил по обеспечению орнитологической безопасности.

Однако документ до сих пор не принят. Более того, летом Счетная палата раскритиковала проект, заявив о «недостаточно качественно проведенной работе». Было указано, в частности, что результаты научных исследований в полной мере не реализованы. Кроме того, Минтранс не передал эти данные ни в Росавиацию, ни на авиапредприятия, ни в регионы.

В самом Минтрансе «Известиям» кратко сообщили, что документ «проходит стадию внутриведомственного согласования». Когда он будет принят — неизвестно.

— Научные исследования, проведенные в рамках создания этого проекта приказа, тоже вызывают сомнения, — комментирует Сергей Рыжов. — Генеральным исполнителем был «ГосНИИ Гражданской авиации», но там в последнее время специалистов в этой области нет вообще. А кто же, собственно, исследования проводил? А если не было специалистов, то на каком уровне они были проведены? Всё это вызывает вопросы.

При этом Отраслевая группа авиационной орнитологии с проектом ознакомлена не была.

Чайка клюнула

Отреагировали на инцидент с бортом «Уральских авиалиний» в первую очередь столичные аэропорты. В Жуковском «Известиям» сообщили, что сразу закупили новое оборудование, обновили программное обеспечение управляющих систем для орнитологической защиты, создали дополнительный контур безопасности со сверхмощными системами.

Большую часть оборудования ввели в строй еще до конца августа, то есть в течение двух недель после инцидента. Первый заместитель генерального директора АО «РАМПОРТ АЭРО» Евгений Солодилин заявил, что сейчас проводится также санация прилегающих к аэропорту проблемных территорий, которые являются центром притяжения и кормовой базой для птиц. В частности, правительством Московской области остановлена работа станции по сортировке и перегрузке мусора, которая находится возле аэропорта. В июле 2020 года выделены средства и проведен тендер на разработку комплекса инженерных изысканий и концепции рекультивации нарушенных земель вблизи озера Глушица — оттуда, предположительно, могли взлететь навстречу борту «Уральских авиалиний» чайки. Также прорабатывается вопрос очистки озера от камыша.

Во Внуково через шесть дней после «чуда» была создана внештатная группа для проведения мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов. В 2020 году были размещены дополнительные средства для отпугивания птиц, а также увеличен состав группы по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. График их работы изменяется при активных перелетах птиц, усиливается работа за счет внештатников.

— Состав и количество средств для орнитологического обеспечения полетов на аэродроме Москва (Внуково) постоянно обновляются, и сейчас их больше, чем регламентировано руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации и рекомендациями ИКАО, — заявили «Известиям» в пресс-службе аэропорта Внуково.

Совместно с Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проводится и «регулярное обследование приаэродромной территории с целью выявления несанкционированных свалок и других мест, привлекающих птиц».

В Шереметьево в 2020 году приобрели дополнительные пиротехнические и сигнальные средства, а также проработали план закупок на 2021 год, в который в том числе вошли новые разработки, например автоматический лазерный отпугиватель птиц. Здесь также создана внештатная группа авиационной орнитологии, которую могут более активно привлекать в периоды массового скопления птиц.

А вот в пресс-службе аэропорта Домодедово заявили, что в работе аэропорта по обеспечению орнитологической безопасности полетов ничего не поменялось: система как действовала раньше, так и продолжает работать сейчас. В аэропорту есть отдельное подразделение, в задачи которого входит контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

В петербургском Пулково отметили, что в 2020 году компания проводит мероприятия по ликвидации заболоченных мест на аэродроме, также совместно с НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина началась разработка российской системы обнаружения, распознавания и звукового воздействия на птиц.

Столкновений с птицами в этом году, как утверждают представители московских аэропортов, зафиксировано не было.

Пока без инцидентов

Впрочем, отсутствие инцидентов вполне объяснимо: в 2020 году гражданская авиация во всем мире встала на прикол.

— Мы не летаем сейчас практически, поэтому сложно сказать, улучшилась ситуация с птицами возле российских аэропортов за год или нет, — говорит действующий российский пилот на условиях анонимности. — Но от столкновений никто не застрахован, вероятность всегда присутствует. Тем более, если есть помойки вокруг аэропорта, это только ухудшает обстановку.

Росавиация ведет подробную статистику случаев столкновения самолетов с птицами. Нынешняя ситуация в отрасли мешает отслеживать динамику, но, например, в январе и феврале 2020 года и столкновений самолетов с птицами, и инцидентов, когда это привело к повреждению лайнера, было больше, чем в 2019 году (38 столкновений против 18 и пять инцидентов против четырех). Всего за последние 2,5 года в России произошло около 2,5 тыс. столкновений с птицами и 170 инцидентов.

Проблема характерна в первую очередь не для московских аэропортов, а для Южного, Западно-Сибирского и Северо-Западного округов Росавиации, следует из доклада ведомства. Чаще всего в 2016–2018 годах столкновения с птицами в расчете на 100 тыс. взлетов и посадок происходили во Владикавказе, Абакане, Калининграде, Махачкале, Минводах. Из московских аэропортов больше всего проблем — в Шереметьево.

Однако настоящих происшествий, когда люди реально могли пострадать или пострадали из-за столкновения самолета с птицами, за последние годы зафиксировано немного. В 2019 году — инцидент в Жуковском. В июне 2018 года в двигатель вертолета Ми-8Т в Омске попала птица, и он получил значительные повреждения при посадке.

Рыжов замечает: многие забыли, что катастрофа из-за птиц произошла 29 июля 2007 года, когда в аэропорту Домодедово разбился Ан-12 авиакомпании «Атран», погибли семь человек. После взлета он столкнулся с птицами, из строя вышли два двигателя, и судно рухнуло. При расследовании выяснилось, что, хотя в Домодедово были инструкция по орнитологическому обеспечению полетов и план мероприятий по предотвращению столкновений, до сведения специалистов они доведены не были.

Степень крайней запущенности

Виноваты в росте числа пернатых не только свалки — с ними худо-бедно справляются. Например, в Нижневартовске в августе транспортная прокуратура обязала местную администрацию убрать свалку, которая располагается в 5 км от аэропорта и угрожает безопасности полетов. Кроме того, сообщалось о намерении Минюста увеличить штрафы за организацию свалок у аэропортов примерно в полтора раза — до 1,5 млн рублей для юрлиц.

По словам Рыжова, нет понимания сути проблемы и достаточного внимания со стороны властей.

— Мы сейчас имеем степень крайней запущенности. И вливание 5 млн с неизвестным результатом остроту проблемы не снимут. Проверки по линии Росавиации и транспортной прокуратуры проводятся, но это не поможет исправить ситуацию в корне. Надо решать проблему с разных сторон.

Бездумная трата денег на новые «железки», которые ставят на летное поле, по мнению эксперта, не будет решением. Во внимание надо принимать все условия, которые влияют на присутствие птиц у аэропортов.

— Речь идет не только о переносе свалок, есть и другие объекты: рыборазводные пруды, отстойники и так далее. И хорошо, если мы имеем дело с объектами антропогенного происхождения. А если это просто русло крупной реки? Оно там так и останется, какие меры ты не принимай, — заметил Рыжов.

Он отметил, что ошибки могли допускаться даже при выборе места под строительство аэродрома и их необходимо нейтрализовывать с помощью глубокого, многофакторного анализа. Нужно понимать, какой объем мероприятий проводить, оценить производственные и природные условия аэропорта, кто будет этим заниматься, чем нужно вооружить специалистов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer