Новая норма
Депутат Госдумы Наталья Кувшинова попросила первого замминистра транспорта, главу Росавиации Александра Нерадько обязать российские авиакомпании предоставлять пассажирам дополнительные ремни безопасности при перевозке на руках малолетних детей. Она предлагает прописать требования о необходимости выдачи таких средств на уровне нормативных актов. «Известия» ознакомились с обращением.
Автор письма считает, что отказы в ремнях могут прямым образом влиять на безопасность полетов и стать угрозой получения травм при попадании самолета в зону турбулентности.
Письмо подготовлено после обращения к депутату Общероссийского объединения пассажиров, его представители сообщили об отказе сотрудников лоукостера «Победа» выдать такой ремень во время рейса из Минеральных Вод в Санкт-Петербург 9 июля. По информации объединения, авиакомпания отказывала в предоставлении ремней и на других рейсах.
Сегодня российское законодательство не обязывает авиаперевозчиков выдавать дополнительные ремни безопасности для пристегивания детей до двух лет на коленях, рассказала «Известиям» Наталья Кувшинова. По ее словам, для выработки эффективного решения депутаты готовы совместно с Росавиацией, представителями авиакомпаний и Общественного совета при Минтрансе в сентябре провести рабочее совещание по этому вопросу. Ответ из Росавиации пока не последовал, отметила депутат.
В Росавиации и Минтрансе «Известиям» не прокомментировали инициативу.
Опасный крепеж
В «Победе» говорят, что отказываются от использования дополнительных ремней безопасности, основываясь на опыте иностранных коллег.
— Производитель ремней AmSafe в марте 2020 года опубликовал правила их эксплуатации. В них прописано, что производитель рекомендует не использовать дополнительные ремни безопасности для детей до двух лет и оставляет за компаниями право полностью отказаться от них. Все авиакомпании США детские ремни не используют: американские авиационные власти уже ввели запрет на их эксплуатацию, — объяснили «Известиям» в «Победе».
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) проводило собственное исследование, подтвердившее опасения эксплуатантов США.
— В случае прерванного взлета или жесткой посадки использование ремней детьми до двух лет может повлечь травмы. Их применение приводит к тому, что взрослый человек фактически придавливает малыша при продольной нагрузке. Даже самое незначительное давление может быть опасно для несформировавшегося организма ребенка, — сказали в лоукостере.
В «Победе» подчеркнули, что считают недопустимыми любые риски, связанные со здоровьем клиентов.
Впрочем, в других российских авиакомпаниях, ответивших «Известиям», дополнительные ремни предоставляют. Так, в S7 рассказали, что бортпроводники на всех рейсах авиакомпании выдают родителям с детьми, которые летят на руках, специальные ремни и просят обязательно пристегивать их.
Авиакомпания «Россия» дает ремни для перевозки маленьких детей в соответствии с международными требованиями безопасности полетов, сказали в компании.
В «Ираэро» говорят, что на каждом самолете SSJ100 есть по пять дополнительных ремней.
— Они предоставляются пассажирам с детьми по требованию, но обязать их использовать мы не можем, эта норма нигде не прописана, как не прописано в правилах минимальное количество таких ремней на борту. Бывают случаи, когда их не хватает, особенно в высокий сезон, — сказали там.
Авиакомпания положительно оценивает инициативу.
— Примерная стоимость данных ремней — $200–300 за штуку, что вполне приемлемо для перевозчика, — добавили в компании.
Собеседник «Известий» в одной из крупных российских авиакомпаний утверждает, что в мире нет единой позиции по поводу использования дополнительных ремней. Так, европейские перевозчики пристегивают детей, американские и канадские — нет.
Поправки не без Думы
Для изменения законодательства достаточно внести коррективы в приказ Минтранса № 128 о подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации, полагает партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Станислав Данилов.
— Можно внести дополнения и в приказ Минтранса № 82 об общих правилах перевозок, включив в него раздел о правилах безопасной перевозки несовершеннолетних, создав комплекс норм, регламентирующих правила для авиакомпаний. Это довольно узкий вопрос, поэтому достаточно ограничиться поправками в два приказа и не трогать непосредственно Воздушный кодекс и иное законодательство, — говорит он.
По словам руководителя направления коммерческих споров юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василия Малинина, вероятно, необходимо будет изменить приказ Минтранса № 128, уточнив необходимость выдачи детских ремней безопасности при входе в самолет. Госдума может выступить с инициативой внесения изменений в Воздушный Кодекс, но учитывая отсутствие в нем указаний относительно ремней безопасности, нововведения будут выглядеть несколько инородно, считает юрист.
Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин считает необходимым закрепить норму о предоставлении детям дополнительного ремня безопасности в Воздушном кодексе и ведомственных инструкциях, так как отраслевые стандарты не могут обязать коммерческие авиакомпании следовать этим нормам. При принятии Госдумой этих норм Минтранс будет обязан разработать поправки в своих инструкциях.