Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Путь в небо начинается с земли


12 августа 2020 года Владимир Дашевский, Красная звезда


В раскалённом дневном мареве выруливающие на взлёт винтокрылые машины словно плывут над зелёным полем аэродрома. В вертолётном полку морской авиации Балтийского флота проходят плановые полёты.


Вот противолодочный Ка-27 на несколько минут замирает у небольшого строения, из которого выходит офицер в оранжевом жилете. Он внимательно обходит вертолёт, осматривает его внешний вид. Проверяет плотность закрытия лючков, контролирует работу бортовых аэронавигационных огней летательного аппарата, состояние других механизмов. Одобрительный взмах руки – и вертушка, набрав обороты, выруливает на старт.

Знакомимся: инженер авиационного комплекса вертолёта Ка-27ПЛ лейтенант Александр Якунин. Сегодня он дежурит на пункте технического осмотра. По сути, это последний рубеж технической готовности винтокрылой машины перед вылетом.

В авиацию Александр пришёл по совету друга, который годом раньше поступил в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Воронеже. Тот увлечённо рассказывал об учёбе в вузе, о жизни курсантов. Слова приятеля запали в душу, и Александр после окончания школы решил тоже связать свою судьбу с авиацией.

Отец, Юрий Александрович, майор МЧС запаса, поддержал выбор. Александр стал обучаться по специальности «Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей». Первое знакомство с военным вузом, его строгим распорядком дня и чёткой организацией образовательного процесса оказалось, как и положено для вчерашнего школьника, непростым. Было трудно привыкнуть обращаться к преподавателям по воинскому званию, начинать утро с зарядки, ходить строем.

И всё же к особенностям военной службы Александр со временем привык. К тому же учёба оказалась интересной, особенно специальные предметы – аэродинамика, системы управления самолётом. Каждая дисциплина требовала вдумчивого подхода и времени для усвоения информации. Нравились Александру и профильные предметы – «Конструкция самолёта», «Конструкция авиационных силовых установок».

Понять тонкости и особенности эксплуатации летательных аппаратов, их систем и двигателей курсантам помогали грамотные и опытные преподаватели. Подавляющее большинство из них имело за плечами годы службы. Действующие офицеры вуза, да и запасники тоже, доходчиво объясняли, как работает та или иная система, как на неё влияют климатические условия, отвечали на любой интересующий будущих инженеров вопрос.

Ответственность за безопасность полётов у наземных специалистов высокая: от их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи

С третьего курса началась специализация. Александр Якунин продолжил изучение вертолётной техники с упором на Ми-24. Большое внимание в обучении курсантов уделялось практическим занятиям. Благо, аэродром, на котором размещались образцы самолётов и вертолётов ВКС России, находился рядом. Кроме того, в период обучения будущие авиационные инженеры проходили практику и стажировку.

Курсанту Александру Якунину, можно сказать, повезло. Практику он проходил на Московском вертолётном заводе имени М.Л. Миля. Тут было на что посмотреть и чему поучиться. На прославленном предприятии ведётся проектирование новых образцов летательных аппаратов, создаются прототипы. Кроме того, уникальные специалисты контролируют весь процесс производства и модернизации уже созданных вертолётов, выполняют доработки, осуществляют техническую поддержку и ремонт винтокрылых машин.

Курсанты смогли своими глазами увидеть, как рождаются, набирают силы и уходят в большую жизнь одни из лучших вертолётов в мире.
Интересно, что местом вой­сковой стажировки у Александра Якунина стал полк, на вооружении которого находились военные вертолёты как раз ОКБ Миля. Специалисты инженерной авиационной службы щедро делились с курсантами своими знаниями и опытом эксплуатации летательных аппаратов, давали ребятам возможность поработать на технике.

Особых сложностей в это время не возникало. Помогала хорошая теоретическая база, полученная в вузе. В аудиториях их учебного заведения были широко представлены натурные стенды с двигателями, топливной, масляной, воздушной и другими системами вертолётов. Поэтому визуально всё было знакомо. Дело оставалось за практическим освоением.

Для Александра важным было и то, что он смог вплотную познакомиться с организацией службы в воинской части, особенностями выполнения полётов. Будущему офицеру было полезно погрузиться в повседневную жизнь и будни авиационного гарнизона.

В 2019 году после окончания ВВА лейтенант Александр Якунин был направлен в вертолётный полк морской авиации Балтийского флота. На выпуске офицер стоял уже в военно-морской парадной форме и с кортиком.

– Мне нравится моя профессия и то дело, которым я занимаюсь, – говорит лейтенант Якунин. – В нём есть своя романтика, а ещё – высокая ответственность. По большому счёту вместе с пилотами и штурманами мы выполняем одну работу. Только каждый на своём месте.

Правда, с флотской спецификой применения боевой авиации он был знаком лишь в общих чертах. Пришлось действовать по принципу «пришёл, увидел, изучил». Благо обстоятельства тому способствовали. Спустя время лейтенанта Якунина назначили на должность инженера авиационного комплекса вертолёта Ка-27ПЛ.

Изучение новой техники и ввод в строй заняли примерно два месяца. Параллельно молодой офицер сдал зачёты по смежным авиационным специальностям. Как полноправный хозяин вертолёта он должен чётко представлять, как работают все его системы: средства связи и навигации, гидро­акустические станции, приборное и электрооборудование, средства огневого поражения.

Судьба благоволила офицеру. Так сложились обстоятельства, что по прибытии на Балтику лейтенант Александр Якунин несколько месяцев прослужил в технико-эксплуатационной части полка. Там он приобрёл необходимый опыт эксплуатации вертолётной техники, участвовал в выполнении сложных регламентных и ремонтных работ. К первому в своей жизни обслуживанию лётной смены офицер подошёл с весомым багажом знаний и практических на­выков.

– Выпуская первый раз вертолёт в небо, конечно, волновался, – вспоминает Александр. – В момент, когда борт выруливал со стоянки, я в голове в очередной раз прокручивал схему предполётной подготовки: всё ли сделал, ничего не забыл?

Ответственность за безопасность полётов у наземных специалистов высокая. От их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи. В авиации нет мелочей. Увы, случается, что ценой ошибки могут стать жизни лётчиков, а потому условностей и неточностей в работе инженерно-технического состава быть не может.

Эту прописную истину лейтенант Александр Якунин усвоил на собственном опыте. А дело было так. В полку проводилась очередная лётная смена. У вернувшегося с задания экипажа замечаний к работе техники не было. Александр Якунин приступил к подготовке Ка-27 к повторному вылету.

Окрыли доступ к механизму, осмотрели его, стали искать причину. Оказалось, раньше времени износилась небольшая прокладка. Пришлось её заменить. Запустили вертолёт, проверили герметичность. На этот раз замечаний не возникло. Так внимательность и ответственное отношение к своей работе помогли избежать тяжёлых последствий.

Вообще, у авиаторов отношение к вертолёту как к живому организму. Если заботишься о нём, регулярно осматриваешь, настраиваешь, ремонтируешь, он никогда не подведёт.

– Техника у нас надёжная, проверенная временем, – говорит Александр. – Но конечно, ей необходимо уделять должное вни­мание.
Морская природа Ка-27 предполагает работу с палубы боевого корабля. Правда, сам Александр Якунин в море пока не выходил. Как признаётся офицер, он мечтает отправиться в дальний поход, почувствовать романтику плавания, познакомиться с жизнью на корабле. Попробовать свои силы и испытать профессиональные навыки в условиях выполнения задач боевой службы вдали от основного места базирования.

Александр оценивает свой профессиональный уровень объективно. Понимает, что многому ещё предстоит научиться: глубже изучить технику, понять особенности её эксплуатации, приобрести способность чувствовать вертолёт, слышать его.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer