Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Путь в небо начинается с земли


12 августа 2020 года Владимир Дашевский, Красная звезда


В раскалённом дневном мареве выруливающие на взлёт винтокрылые машины словно плывут над зелёным полем аэродрома. В вертолётном полку морской авиации Балтийского флота проходят плановые полёты.


Вот противолодочный Ка-27 на несколько минут замирает у небольшого строения, из которого выходит офицер в оранжевом жилете. Он внимательно обходит вертолёт, осматривает его внешний вид. Проверяет плотность закрытия лючков, контролирует работу бортовых аэронавигационных огней летательного аппарата, состояние других механизмов. Одобрительный взмах руки – и вертушка, набрав обороты, выруливает на старт.

Знакомимся: инженер авиационного комплекса вертолёта Ка-27ПЛ лейтенант Александр Якунин. Сегодня он дежурит на пункте технического осмотра. По сути, это последний рубеж технической готовности винтокрылой машины перед вылетом.

В авиацию Александр пришёл по совету друга, который годом раньше поступил в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Воронеже. Тот увлечённо рассказывал об учёбе в вузе, о жизни курсантов. Слова приятеля запали в душу, и Александр после окончания школы решил тоже связать свою судьбу с авиацией.

Отец, Юрий Александрович, майор МЧС запаса, поддержал выбор. Александр стал обучаться по специальности «Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей». Первое знакомство с военным вузом, его строгим распорядком дня и чёткой организацией образовательного процесса оказалось, как и положено для вчерашнего школьника, непростым. Было трудно привыкнуть обращаться к преподавателям по воинскому званию, начинать утро с зарядки, ходить строем.

И всё же к особенностям военной службы Александр со временем привык. К тому же учёба оказалась интересной, особенно специальные предметы – аэродинамика, системы управления самолётом. Каждая дисциплина требовала вдумчивого подхода и времени для усвоения информации. Нравились Александру и профильные предметы – «Конструкция самолёта», «Конструкция авиационных силовых установок».

Понять тонкости и особенности эксплуатации летательных аппаратов, их систем и двигателей курсантам помогали грамотные и опытные преподаватели. Подавляющее большинство из них имело за плечами годы службы. Действующие офицеры вуза, да и запасники тоже, доходчиво объясняли, как работает та или иная система, как на неё влияют климатические условия, отвечали на любой интересующий будущих инженеров вопрос.

Ответственность за безопасность полётов у наземных специалистов высокая: от их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи

С третьего курса началась специализация. Александр Якунин продолжил изучение вертолётной техники с упором на Ми-24. Большое внимание в обучении курсантов уделялось практическим занятиям. Благо, аэродром, на котором размещались образцы самолётов и вертолётов ВКС России, находился рядом. Кроме того, в период обучения будущие авиационные инженеры проходили практику и стажировку.

Курсанту Александру Якунину, можно сказать, повезло. Практику он проходил на Московском вертолётном заводе имени М.Л. Миля. Тут было на что посмотреть и чему поучиться. На прославленном предприятии ведётся проектирование новых образцов летательных аппаратов, создаются прототипы. Кроме того, уникальные специалисты контролируют весь процесс производства и модернизации уже созданных вертолётов, выполняют доработки, осуществляют техническую поддержку и ремонт винтокрылых машин.

Курсанты смогли своими глазами увидеть, как рождаются, набирают силы и уходят в большую жизнь одни из лучших вертолётов в мире.
Интересно, что местом вой­сковой стажировки у Александра Якунина стал полк, на вооружении которого находились военные вертолёты как раз ОКБ Миля. Специалисты инженерной авиационной службы щедро делились с курсантами своими знаниями и опытом эксплуатации летательных аппаратов, давали ребятам возможность поработать на технике.

Особых сложностей в это время не возникало. Помогала хорошая теоретическая база, полученная в вузе. В аудиториях их учебного заведения были широко представлены натурные стенды с двигателями, топливной, масляной, воздушной и другими системами вертолётов. Поэтому визуально всё было знакомо. Дело оставалось за практическим освоением.

Для Александра важным было и то, что он смог вплотную познакомиться с организацией службы в воинской части, особенностями выполнения полётов. Будущему офицеру было полезно погрузиться в повседневную жизнь и будни авиационного гарнизона.

В 2019 году после окончания ВВА лейтенант Александр Якунин был направлен в вертолётный полк морской авиации Балтийского флота. На выпуске офицер стоял уже в военно-морской парадной форме и с кортиком.

– Мне нравится моя профессия и то дело, которым я занимаюсь, – говорит лейтенант Якунин. – В нём есть своя романтика, а ещё – высокая ответственность. По большому счёту вместе с пилотами и штурманами мы выполняем одну работу. Только каждый на своём месте.

Правда, с флотской спецификой применения боевой авиации он был знаком лишь в общих чертах. Пришлось действовать по принципу «пришёл, увидел, изучил». Благо обстоятельства тому способствовали. Спустя время лейтенанта Якунина назначили на должность инженера авиационного комплекса вертолёта Ка-27ПЛ.

Изучение новой техники и ввод в строй заняли примерно два месяца. Параллельно молодой офицер сдал зачёты по смежным авиационным специальностям. Как полноправный хозяин вертолёта он должен чётко представлять, как работают все его системы: средства связи и навигации, гидро­акустические станции, приборное и электрооборудование, средства огневого поражения.

Судьба благоволила офицеру. Так сложились обстоятельства, что по прибытии на Балтику лейтенант Александр Якунин несколько месяцев прослужил в технико-эксплуатационной части полка. Там он приобрёл необходимый опыт эксплуатации вертолётной техники, участвовал в выполнении сложных регламентных и ремонтных работ. К первому в своей жизни обслуживанию лётной смены офицер подошёл с весомым багажом знаний и практических на­выков.

– Выпуская первый раз вертолёт в небо, конечно, волновался, – вспоминает Александр. – В момент, когда борт выруливал со стоянки, я в голове в очередной раз прокручивал схему предполётной подготовки: всё ли сделал, ничего не забыл?

Ответственность за безопасность полётов у наземных специалистов высокая. От их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи. В авиации нет мелочей. Увы, случается, что ценой ошибки могут стать жизни лётчиков, а потому условностей и неточностей в работе инженерно-технического состава быть не может.

Эту прописную истину лейтенант Александр Якунин усвоил на собственном опыте. А дело было так. В полку проводилась очередная лётная смена. У вернувшегося с задания экипажа замечаний к работе техники не было. Александр Якунин приступил к подготовке Ка-27 к повторному вылету.

Окрыли доступ к механизму, осмотрели его, стали искать причину. Оказалось, раньше времени износилась небольшая прокладка. Пришлось её заменить. Запустили вертолёт, проверили герметичность. На этот раз замечаний не возникло. Так внимательность и ответственное отношение к своей работе помогли избежать тяжёлых последствий.

Вообще, у авиаторов отношение к вертолёту как к живому организму. Если заботишься о нём, регулярно осматриваешь, настраиваешь, ремонтируешь, он никогда не подведёт.

– Техника у нас надёжная, проверенная временем, – говорит Александр. – Но конечно, ей необходимо уделять должное вни­мание.
Морская природа Ка-27 предполагает работу с палубы боевого корабля. Правда, сам Александр Якунин в море пока не выходил. Как признаётся офицер, он мечтает отправиться в дальний поход, почувствовать романтику плавания, познакомиться с жизнью на корабле. Попробовать свои силы и испытать профессиональные навыки в условиях выполнения задач боевой службы вдали от основного места базирования.

Александр оценивает свой профессиональный уровень объективно. Понимает, что многому ещё предстоит научиться: глубже изучить технику, понять особенности её эксплуатации, приобрести способность чувствовать вертолёт, слышать его.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer