Вот противолодочный Ка-27 на несколько минут замирает у небольшого строения, из которого выходит офицер в оранжевом жилете. Он внимательно обходит вертолёт, осматривает его внешний вид. Проверяет плотность закрытия лючков, контролирует работу бортовых аэронавигационных огней летательного аппарата, состояние других механизмов. Одобрительный взмах руки – и вертушка, набрав обороты, выруливает на старт.
Знакомимся: инженер авиационного комплекса вертолёта Ка-27ПЛ лейтенант Александр Якунин. Сегодня он дежурит на пункте технического осмотра. По сути, это последний рубеж технической готовности винтокрылой машины перед вылетом.
В авиацию Александр пришёл по совету друга, который годом раньше поступил в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Воронеже. Тот увлечённо рассказывал об учёбе в вузе, о жизни курсантов. Слова приятеля запали в душу, и Александр после окончания школы решил тоже связать свою судьбу с авиацией.
Отец, Юрий Александрович, майор МЧС запаса, поддержал выбор. Александр стал обучаться по специальности «Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей». Первое знакомство с военным вузом, его строгим распорядком дня и чёткой организацией образовательного процесса оказалось, как и положено для вчерашнего школьника, непростым. Было трудно привыкнуть обращаться к преподавателям по воинскому званию, начинать утро с зарядки, ходить строем.
И всё же к особенностям военной службы Александр со временем привык. К тому же учёба оказалась интересной, особенно специальные предметы – аэродинамика, системы управления самолётом. Каждая дисциплина требовала вдумчивого подхода и времени для усвоения информации. Нравились Александру и профильные предметы – «Конструкция самолёта», «Конструкция авиационных силовых установок».
Понять тонкости и особенности эксплуатации летательных аппаратов, их систем и двигателей курсантам помогали грамотные и опытные преподаватели. Подавляющее большинство из них имело за плечами годы службы. Действующие офицеры вуза, да и запасники тоже, доходчиво объясняли, как работает та или иная система, как на неё влияют климатические условия, отвечали на любой интересующий будущих инженеров вопрос.
Ответственность за безопасность полётов у наземных специалистов высокая: от их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи
С третьего курса началась специализация. Александр Якунин продолжил изучение вертолётной техники с упором на Ми-24. Большое внимание в обучении курсантов уделялось практическим занятиям. Благо, аэродром, на котором размещались образцы самолётов и вертолётов ВКС России, находился рядом. Кроме того, в период обучения будущие авиационные инженеры проходили практику и стажировку.
Курсанту Александру Якунину, можно сказать, повезло. Практику он проходил на Московском вертолётном заводе имени М.Л. Миля. Тут было на что посмотреть и чему поучиться. На прославленном предприятии ведётся проектирование новых образцов летательных аппаратов, создаются прототипы. Кроме того, уникальные специалисты контролируют весь процесс производства и модернизации уже созданных вертолётов, выполняют доработки, осуществляют техническую поддержку и ремонт винтокрылых машин.
Курсанты смогли своими глазами увидеть, как рождаются, набирают силы и уходят в большую жизнь одни из лучших вертолётов в мире.
Интересно, что местом войсковой стажировки у Александра Якунина стал полк, на вооружении которого находились военные вертолёты как раз ОКБ Миля. Специалисты инженерной авиационной службы щедро делились с курсантами своими знаниями и опытом эксплуатации летательных аппаратов, давали ребятам возможность поработать на технике.
Особых сложностей в это время не возникало. Помогала хорошая теоретическая база, полученная в вузе. В аудиториях их учебного заведения были широко представлены натурные стенды с двигателями, топливной, масляной, воздушной и другими системами вертолётов. Поэтому визуально всё было знакомо. Дело оставалось за практическим освоением.
Для Александра важным было и то, что он смог вплотную познакомиться с организацией службы в воинской части, особенностями выполнения полётов. Будущему офицеру было полезно погрузиться в повседневную жизнь и будни авиационного гарнизона.
В 2019 году после окончания ВВА лейтенант Александр Якунин был направлен в вертолётный полк морской авиации Балтийского флота. На выпуске офицер стоял уже в военно-морской парадной форме и с кортиком.
– Мне нравится моя профессия и то дело, которым я занимаюсь, – говорит лейтенант Якунин. – В нём есть своя романтика, а ещё – высокая ответственность. По большому счёту вместе с пилотами и штурманами мы выполняем одну работу. Только каждый на своём месте.
Правда, с флотской спецификой применения боевой авиации он был знаком лишь в общих чертах. Пришлось действовать по принципу «пришёл, увидел, изучил». Благо обстоятельства тому способствовали. Спустя время лейтенанта Якунина назначили на должность инженера авиационного комплекса вертолёта Ка-27ПЛ.
Изучение новой техники и ввод в строй заняли примерно два месяца. Параллельно молодой офицер сдал зачёты по смежным авиационным специальностям. Как полноправный хозяин вертолёта он должен чётко представлять, как работают все его системы: средства связи и навигации, гидроакустические станции, приборное и электрооборудование, средства огневого поражения.
Судьба благоволила офицеру. Так сложились обстоятельства, что по прибытии на Балтику лейтенант Александр Якунин несколько месяцев прослужил в технико-эксплуатационной части полка. Там он приобрёл необходимый опыт эксплуатации вертолётной техники, участвовал в выполнении сложных регламентных и ремонтных работ. К первому в своей жизни обслуживанию лётной смены офицер подошёл с весомым багажом знаний и практических навыков.
– Выпуская первый раз вертолёт в небо, конечно, волновался, – вспоминает Александр. – В момент, когда борт выруливал со стоянки, я в голове в очередной раз прокручивал схему предполётной подготовки: всё ли сделал, ничего не забыл?
Ответственность за безопасность полётов у наземных специалистов высокая. От их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи. В авиации нет мелочей. Увы, случается, что ценой ошибки могут стать жизни лётчиков, а потому условностей и неточностей в работе инженерно-технического состава быть не может.
Эту прописную истину лейтенант Александр Якунин усвоил на собственном опыте. А дело было так. В полку проводилась очередная лётная смена. У вернувшегося с задания экипажа замечаний к работе техники не было. Александр Якунин приступил к подготовке Ка-27 к повторному вылету.
Окрыли доступ к механизму, осмотрели его, стали искать причину. Оказалось, раньше времени износилась небольшая прокладка. Пришлось её заменить. Запустили вертолёт, проверили герметичность. На этот раз замечаний не возникло. Так внимательность и ответственное отношение к своей работе помогли избежать тяжёлых последствий.
Вообще, у авиаторов отношение к вертолёту как к живому организму. Если заботишься о нём, регулярно осматриваешь, настраиваешь, ремонтируешь, он никогда не подведёт.
– Техника у нас надёжная, проверенная временем, – говорит Александр. – Но конечно, ей необходимо уделять должное внимание.
Морская природа Ка-27 предполагает работу с палубы боевого корабля. Правда, сам Александр Якунин в море пока не выходил. Как признаётся офицер, он мечтает отправиться в дальний поход, почувствовать романтику плавания, познакомиться с жизнью на корабле. Попробовать свои силы и испытать профессиональные навыки в условиях выполнения задач боевой службы вдали от основного места базирования.
Александр оценивает свой профессиональный уровень объективно. Понимает, что многому ещё предстоит научиться: глубже изучить технику, понять особенности её эксплуатации, приобрести способность чувствовать вертолёт, слышать его.