Горящий керосин
АЭВТ обратилась к министру транспорта Евгению Дитриху с просьбой инициировать совместную с ФАС и Минэнерго проверку обоснованности резкого увеличения стоимости авиакеросина в российских аэропортах. В письме, отправленном в министерство (есть у «Известий»), говорится, что по итогам проведенных авиакомпаниями тендеров на поставку авиатоплива в период с 11 августа по 10 сентября стоимость керосина выросла по сравнению с проведенными в июле торгами на 62,1% в аэропорту Кольцово (Екатеринбург), на 33,4% — в Домодедово, на 36% — в Жуковском, на 18% — в Пулково, на 20,4% — в аэропорту Владивостока, на 21,1% — в Благовещенске, на 28,1% — в Иркутске, на 48,4% — в Краснодаре и на 48,6% — в Красноярске.
«Столь резкий рост цен на авиатопливо почти полностью нивелирует все принимаемые правительством и самими авиакомпаниями меры по преодолению текущего кризиса в отрасли и созданию условий для поступательного восстановительного роста. Стремительное удорожание стоимости топлива неминуемо приведет к общему росту стоимости услуг воздушной перевозки для конченых потребителей», — говорится в письме.
Источник «Известий» в одной из российских авиакомпаний отметил, что приведенные АЭВТ данные получены по итогам августовских торгов «Уральских авиалиний». При этом рост затронул и других перевозчиков. Так, S7 зафиксировала подорожание топлива на 5% в аэропорту «Домодедово» и на 20% в аэропорту Кневичи (Владивосток), добавил он.
— Изначально местный топливно-заправочный комплекс (ТЗК) пытался заключить контракт с повышением цены на 25% по сравнению с июлем, но авиакомпании удалось договориться о росте только на 20%, — отметил собеседник «Известий».
В авиакомпании Smartavia «Известиям» сказали, что заправочные компании повысили цены на керосин с 1 августа, но для компании рост был небольшим. В некоторых аэропортах он составил не более 1%, в других цена снизилась.
В «Аэрофлоте», S7, «Уральских авиалиниях», UTair на запрос не ответили.
В «Роснефти» «Известиям» сказали, что в августе подняли цены реализации авиакеросина в аэропортах Москвы на 11% вслед за котировками внутрироссийской биржи Platt’s. При этом во втором квартале компания снижала цены на авиакеросин в Шереметьево на 46%, во Внуково и Домодедово — на 40%.
«Известия» направили запросы в «Газпром нефть», «Лукойл», Минтранс, Росавиацию, Минэнерго и ФАС.
В 2018 году АЭВТ обращалась к Владимиру Путину с просьбой компенсировать резкий рост цен на авиакеросин. Президент тогда поручил ФАС организовать мониторинг цен на топливо и билеты для недопущения их необоснованного роста. Также глава государства в 2019 году распорядился выделить из бюджета 23 млрд рублей на компенсации авиакомпаниям удорожания керосина, но в конце года в резервном фонде правительства закончились средства.
Источник «Известий» на рынке авиаперевозок объясняет, что поставщики топлива каждый год повышают цены на авиакеросин с началом высокого летнего сезона. Как правило это происходит в мае, но в этом году международные рейсы, которые дают перевозчикам основную часть прибыли, открылись только в августе. Обычно авиакомпании не обращали внимания на такое удорожание, так как цены на билеты в течение лета позволяли покрыть убытки зимнего сезона. Но в этом году отрасль генерировала убыток вплоть до августа, и оставшегося до ноября времени не хватит, чтобы выйти в прибыль по итогам года. В этих условиях повышение цен на керосин может грозить банкротством перевозчикам, считает он.
На отпускных настроениях
По данным Минфина, в январе 2020 года средняя цена нефти марки Urals составляла $61,67 за баррель, что на 3% выше, чем в январе прошлого года. Но с началом пандемии коронавируса цены на нефть постепенно начали снижаться, составив в среднем $54,24 за баррель в феврале. После провала переговоров по продлению сделки ОПЕК+ 6 марта последовал обвал цен на черное золото по всему миру, в результате чего стоимость некоторых сортов на короткое время стала отрицательной. Ценовая война, развязанная Саудовской Аравией привела к резкому падению котировок. Так, по данным агентства Argus Media, цена Urals доходила до $10,54.
Пройдя минимальные значения в начале апреля, стоимость нефти начала постепенно восстанавливаться. Так, цена барреля Urals в мае достигла $31,03. По сообщениям Минфина, в период с 15 июня по 14 июля среднемесячная цена Urals впервые превысила уровень в $42, заложенный в бюджетном правиле на 2020 год, и составила $43,83 за баррель.
Но ТЗК, по большей части связанные с нефтяными компаниями, вероятно, продолжат повышать цены по мере восстановления пассажирских авиаперевозок. Кроме того, керосин может дополнительно подорожать осенью из-за увеличения производства зимнего дизтоплива на российских НПЗ, считает он.
По словам генерального директора Infomost Бориса Рыбака, стратегия топливных компаний повторяется каждый высокий сезон — как только у перевозчиков увеличивается пассажиропоток и доходы, поставщики топлива резко увеличивают цены и удерживают их до завершения высокого сезона, изымая часть прибыли у авиакомпаний.
— События этого года приведут к тому, что авиакомпании поднимут цены и зафиксируют их на приемлемом для себя уровне, при котором они даже с низкой загрузкой смогут рассчитываться с контрагентами. Тарифной войны, характерной для последних нескольких лет, когда перевозчики предельно опускали цены, наращивая пассажиропоток, больше не будет, — уверен эксперт.
По его словам, экономически обоснованной считается цена, при которой пассажир платит $100 за 1 тыс. км.
Расходы авиакомпании на керосин занимают в цене билета примерно 25%. Генеральный директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что при увеличении цены топлива на 50–60% авиабилеты при низкой чувствительности спроса могут подорожать на 10–15%.
При этом эксперты считают, что роста цен в августе не произойдет: авиакомпании уже продали большую часть билетов на предстоящие до конца лета рейсы, поэтому не смогут заложить в них увеличение стоимости топлива.