Первомайский рубеж
ООП обратилось к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой поручить провести проверку авиакомпаний, которые выдают ваучеры вместо возврата денег за авиабилеты, проданные после 1 мая. Это способствует поощрению мошеннических схем, говорится в письме, с которым ознакомились «Известия».
«Авиакомпании осуществляют продажу билетов на несуществующие рейсы, пассажиры приобретают данные билеты и остаются без денег», — отмечается в обращении, направленном в кабмин 8 августа.
Правительство в июле утвердило постановление № 991, которое разрешает авиакомпаниям в случае отмены рейсов вместо возврата денежных средств оформлять пассажиру ваучер. Он дает право на перелет бортом отменившей рейс авиакомпании в течение трех лет с момента получения документа. Поездка может быть осуществлена на сумму, эквивалентную цене отмененного рейса, либо на большую сумму, но с доплатой.
Разрешение на выдачу ваучера — мера поддержки авиакомпаний, испытывающих дефицит ликвидности в условиях резкого обвала спроса на перевозки из-за пандемии коронавируса.
Источник «Известий» в одной крупной авиакомпании утверждает, что в условиях единовременного закрытия международного сообщения ваучеры стали единственной возможностью перевозчиков сохранить ликвидность и продолжить хозяйственную деятельность. В противном случае последовали бы массовые неплатежи поставщикам топлива, что всегда влечет остановку работы авиакомпании. Он напомнил, что уход с рынка «Трансаэро» в 2015 году и «ВИМ-Авиа» в 2017-м развивались именно по такому сценарию.
При этом в постановлении прописано, что выдавать ваучеры можно только за билеты, проданные до 1 мая. Но в ООП говорят, что по истечении этого срока ваучеры выдавали как минимум две авиакомпании — «Аэрофлот» и «Азимут».
Так, в претензии пассажирки Анны Соловьевой говорится, что «Азимут» 22 июня продал билет за 12 446 рублей по маршруту Бишкек–Ростов-на-Дону с вылетом 8 июля (международные рейсы с Киргизией не возобновлены до сих пор). На следующий день авиакомпания отменила перелет и не предоставила возможность вернуть деньги.
Фантомный рейс
ООП в письме выражает обеспокоенность ситуацией, которая складывается в сфере гражданской авиации. «Пассажиры из многих регионов нашей страны сообщают нам, что в период отсутствия регулярного авиационного сообщения со странами, входящими в Евросоюз, российские авиакомпании осуществляют продажу билетов в данные государства. Это обстоятельство вводит наших граждан в заблуждение, так как, приобретая билеты, пассажиры за пару дней до вылета получают сообщение авиакомпании об отмене рейса по причине отсутствия разрешения на международный полет», — говорится в письме.
«Аэрофлот» на протяжении всего лета продавал билеты на рейсы в Париж, Пекин, Нью-Йорк, Осло, Вену, Барселону, Берлин, Гавану и по другим международным направлениям с вылетом в августе, несмотря на то, что они оставались закрытыми с апреля. 4 августа в ФАС заявили, что реализация авиабилетов в недоступные страны с последующим предложением ваучера может нарушать права граждан, и обратили на это внимание Минтранса.
6 августа авиакомпания на своем официальном сайте объявила о «вынужденной отмене до 31 августа части регулярных рейсов по международным направлениям». «Аэрофлот» пообещал автоматический возврат денежных средств в соответствии с формой оплаты, но попросил пассажиров воздержаться от несрочных обращений в контакт-центр по вопросам, связанным с отменой рейсов. «В связи с большим количеством обращений в контакт-центр время ожидания обслуживания в настоящее время существенно увеличено», — говорится в сообщении на сайте перевозчика.
В выходные авиакомпания отменила продажи почти по всем международным направлениям уже до конца октября.
«Известия» направили запрос в «Аэрофлот». Ранее гендиректор авиакомпании Виталий Савельев в интервью ТАСС заявил, что она использовала ваучеры только с февраля по май, а с 1 мая возвращает деньги за купленные после этой даты неиспользованные билеты, если это предполагает тариф.
В объединении считают, что постановление вызывает вопросы и с точки зрения Конституции, так как пассажир не имеет возможности влиять на сроки выплат денежных средств за неоказанную услугу (срок выплаты составляет три года).
Так, жительница Санкт-Петербурга Любовь Свилева 9 марта приобрела у компании Red Wings билеты за 24 456 рублей из Санкт-Петербурга в Сочи и обратно с вылетом 11 и 18 апреля. После объявления 11 марта ВОЗ пандемии она отказалась от билетов, а перевозчик отменил рейс. Компания готова предоставить ваучер сроком на один год, что не устраивает пассажирку.
«Известия» направили запрос в правительство, Минтранс и крупнейшие авиакомпании.
Штраф за каждый ваучер
Руководитель направления коммерческих споров юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин уверен, что практика выдавать ваучеры за купленные после 1 мая билеты полностью противоречит существующему регулированию. Пассажиры могут рассчитывать на полное возвращение денег в случае отмены рейса, добавил он.
Если правительство признает неправомерной действующую практику предоставления ваучеров, авиакомпаниям могут грозить санкции вплоть до штрафов от 20 до 30 тыс. рублей за каждый случай выдачи таких документов по билетам, проданным после 1 мая, отметил Василий Малинин.
Старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин считает, что пассажиры могут взыскать с авиакомпании штраф за нарушение прав потребителя (половина стоимости билета) и неустойку за просрочку удовлетворения требования. По его словам, постановление правительства также может быть обжаловано в Верховном суде.