Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Закон и непорядок: вопрос о выдаче авиакомпаниями ваучеров дошел до кабмина


11 августа 2020 года Герман Костринский, Известия


Правительство попросили организовать проверку авиакомпаний, которые выдают ваучеры на билеты, проданные после 1 мая, что противоречит постановлению правительства № 991. Письмо главе кабмина Михаилу Мишустину направило Общероссийское объединение пассажиров (ООП). В организации считают, что подобная практика может вести к реализации мошеннических схем, при которых авиакомпании продают билеты на несуществующие рейсы и отказываются возвращать клиентам деньги. По мнению юристов, в отношении нарушающих законодательство авиакомпаний может быть применен штраф до 30 тыс. рублей за каждый выданный ваучер.

Первомайский рубеж

ООП обратилось к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой поручить провести проверку авиакомпаний, которые выдают ваучеры вместо возврата денег за авиабилеты, проданные после 1 мая. Это способствует поощрению мошеннических схем, говорится в письме, с которым ознакомились «Известия».

«Авиакомпании осуществляют продажу билетов на несуществующие рейсы, пассажиры приобретают данные билеты и остаются без денег», — отмечается в обращении, направленном в кабмин 8 августа.

Правительство в июле утвердило постановление № 991, которое разрешает авиакомпаниям в случае отмены рейсов вместо возврата денежных средств оформлять пассажиру ваучер. Он дает право на перелет бортом отменившей рейс авиакомпании в течение трех лет с момента получения документа. Поездка может быть осуществлена на сумму, эквивалентную цене отмененного рейса, либо на большую сумму, но с доплатой.

Разрешение на выдачу ваучера — мера поддержки авиакомпаний, испытывающих дефицит ликвидности в условиях резкого обвала спроса на перевозки из-за пандемии коронавируса.

Источник «Известий» в одной крупной авиакомпании утверждает, что в условиях единовременного закрытия международного сообщения ваучеры стали единственной возможностью перевозчиков сохранить ликвидность и продолжить хозяйственную деятельность. В противном случае последовали бы массовые неплатежи поставщикам топлива, что всегда влечет остановку работы авиакомпании. Он напомнил, что уход с рынка «Трансаэро» в 2015 году и «ВИМ-Авиа» в 2017-м развивались именно по такому сценарию.

При этом в постановлении прописано, что выдавать ваучеры можно только за билеты, проданные до 1 мая. Но в ООП говорят, что по истечении этого срока ваучеры выдавали как минимум две авиакомпании — «Аэрофлот» и «Азимут».

Так, в претензии пассажирки Анны Соловьевой говорится, что «Азимут» 22 июня продал билет за 12 446 рублей по маршруту Бишкек–Ростов-на-Дону с вылетом 8 июля (международные рейсы с Киргизией не возобновлены до сих пор). На следующий день авиакомпания отменила перелет и не предоставила возможность вернуть деньги.

Фантомный рейс

ООП в письме выражает обеспокоенность ситуацией, которая складывается в сфере гражданской авиации. «Пассажиры из многих регионов нашей страны сообщают нам, что в период отсутствия регулярного авиационного сообщения со странами, входящими в Евросоюз, российские авиакомпании осуществляют продажу билетов в данные государства. Это обстоятельство вводит наших граждан в заблуждение, так как, приобретая билеты, пассажиры за пару дней до вылета получают сообщение авиакомпании об отмене рейса по причине отсутствия разрешения на международный полет», — говорится в письме.

«Аэрофлот» на протяжении всего лета продавал билеты на рейсы в Париж, Пекин, Нью-Йорк, Осло, Вену, Барселону, Берлин, Гавану и по другим международным направлениям с вылетом в августе, несмотря на то, что они оставались закрытыми с апреля. 4 августа в ФАС заявили, что реализация авиабилетов в недоступные страны с последующим предложением ваучера может нарушать права граждан, и обратили на это внимание Минтранса.

6 августа авиакомпания на своем официальном сайте объявила о «вынужденной отмене до 31 августа части регулярных рейсов по международным направлениям». «Аэрофлот» пообещал автоматический возврат денежных средств в соответствии с формой оплаты, но попросил пассажиров воздержаться от несрочных обращений в контакт-центр по вопросам, связанным с отменой рейсов. «В связи с большим количеством обращений в контакт-центр время ожидания обслуживания в настоящее время существенно увеличено», — говорится в сообщении на сайте перевозчика.

В выходные авиакомпания отменила продажи почти по всем международным направлениям уже до конца октября.

«Известия» направили запрос в «Аэрофлот». Ранее гендиректор авиакомпании Виталий Савельев в интервью ТАСС заявил, что она использовала ваучеры только с февраля по май, а с 1 мая возвращает деньги за купленные после этой даты неиспользованные билеты, если это предполагает тариф.

В объединении считают, что постановление вызывает вопросы и с точки зрения Конституции, так как пассажир не имеет возможности влиять на сроки выплат денежных средств за неоказанную услугу (срок выплаты составляет три года).

Так, жительница Санкт-Петербурга Любовь Свилева 9 марта приобрела у компании Red Wings билеты за 24 456 рублей из Санкт-Петербурга в Сочи и обратно с вылетом 11 и 18 апреля. После объявления 11 марта ВОЗ пандемии она отказалась от билетов, а перевозчик отменил рейс. Компания готова предоставить ваучер сроком на один год, что не устраивает пассажирку.

«Известия» направили запрос в правительство, Минтранс и крупнейшие авиакомпании.

Штраф за каждый ваучер

Руководитель направления коммерческих споров юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин уверен, что практика выдавать ваучеры за купленные после 1 мая билеты полностью противоречит существующему регулированию. Пассажиры могут рассчитывать на полное возвращение денег в случае отмены рейса, добавил он.

Если правительство признает неправомерной действующую практику предоставления ваучеров, авиакомпаниям могут грозить санкции вплоть до штрафов от 20 до 30 тыс. рублей за каждый случай выдачи таких документов по билетам, проданным после 1 мая, отметил Василий Малинин.

Старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин считает, что пассажиры могут взыскать с авиакомпании штраф за нарушение прав потребителя (половина стоимости билета) и неустойку за просрочку удовлетворения требования. По его словам, постановление правительства также может быть обжаловано в Верховном суде.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer