Кризис длиной в год
Ранее предполагалось, что компенсации аэропортам будут ограничены II кварталом.
— Сегодня мы находимся в диалоге с Белым домом. В Минтрансе и аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова с пониманием отнеслись к нашему предложению. В данный момент идут расчеты финансовых потерь аэропортов, по итогам которых будет принято решение, — рассказал источник «Известий» в одной из крупных воздушных гаваней страны.
В конце мая правительство выделило из резервного фонда 10,9 млрд рублей, чтобы компенсировать аэропортам расходы на оплату труда и операционные затраты. Операторы воздушных гаваней генерируют убытки с апреля.
По правилам распределения субсидий им полагается 195,4 рубля на одного потерянного пассажира по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Авиавласти ожидали, что к середине лета отрасль восстановится от пандемии. Но полного восстановления не произошло. Число пассажиров на внутренних рейсах сравнялось с прошлогодними показателями, по некоторым дням идет даже превышение. Но международное сообщение в июле оставалось закрытым, а оно формирует около половины доходов крупных аэропортов — Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково, объясняет источник «Известий» в авиаотрасли.
Собеседник «Известий» в крупном аэропортовом холдинге говорит, что в правительстве пока не обсуждается выделение дополнительных средств. По итогам II квартала у Росавиации осталось 1,9 млрд рублей, которые не были освоены, эти деньги и предлагается выплатить аэропортам за потери в июле. В противном случае они вернутся в резервный фонд правительства.
В Минтрансе и аппарате Андрея Белоусова не прокомментировали ситуацию. В Минфине и правительстве сказали, что им не поступали предложения об увеличении общего объема финансирования (дополнительного к 10,9 млрд). В аппарате кабмина также сообщили, что пока не получали инициатив о продлении срока субсидирования на июль.
В аэропорту Пулково сказали «Известиям», что трафик на региональных направлениях (обеспечивают 80% пассажиропотока аэропорта на внутренних линиях) восстановился в середине июля. За первые пять дней августа он даже превысил прошлогодний показатель на 23%. По итогам года аэропорт планирует обслужить 11,7 млн пассажиров, что на 40% меньше, чем в 2019 году (19,6 млн человек).
— С учетом постепенного восстановления пассажиропотока внутри страны и частичного открытия международных направлений не исключен сценарий выхода на безубыточность, — сказал представитель воздушной гавани.
В Пулково не раскрыли сумму убытков за июль. В других аэропортах воздержались от комментариев.
Собеседник «Известий» в одном из крупных аэропортов полагает, что осторожное поведение воздушных гаваней связано с тем, что некоторые из них еще не получили субсидии за II квартал, несмотря на то, что они уже одобрены.
— До сих пор отрасль ни разу не получала прямую государственную поддержку, это впервые, — объясняет он.
По данным Международной ассоциации аэропортов (МАА), объединяющей крупнейших игроков отрасли, общий пассажиропоток в июле составил 55% от уровня прошлого года.
Покроют не всё
Источники «Известий» в управляющих компаниях воздушных гаваней в целом положительно оценивают предоставление субсидий.
— Западные коллеги получили от своих властей льготные займы, которые придется отдавать. Нам же не придется отдавать субсидии, так что на условия жаловаться не приходится, — говорит собеседник «Известий» в одном из московских аэропортов.
Впрочем, размер субсидий не позволил операторам, уже получившим деньги, полностью покрыть убытки II квартала.
— Деньги уходят на оплату труда сотрудников, на операционные расходы (материальное обеспечение, топливо), их нельзя направлять на погашение кредитов, — объясняет собеседник «Известий».
В авиационной отрасли III квартал — традиционно самый прибыльный в году. Если в этом году август, как и июль, окажется убыточным, высок риск получения убытка по итогам всего года: с середины октября пассажиропоток начнет падать.
Генеральный директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что в Европе один пассажир в среднем приносит аэропорту $20 (около 1,4 тыс. рублей) на внутренних рейсах и $40 (около 2,8 тыс. рублей) на международных. Это существенно больше, чем предусмотрено методикой Минтранса в расчете на одного потерянного пассажира.
— Сегодня в отрасли наблюдается оживление и оптимизм из-за частичного восстановления авиаперевозок. Но прогнозировать прибыль для российских аэропортов по итогам августа довольно сложно — пассажиропоток будет существенно ниже, чем в прошлом году, — считает эксперт.
Рекордный убыток
Ранее в Минтрансе приняли решение пересмотреть методику распределения субсидий для авиакомпаний — им было выделено 23,4 млрд рублей на компенсацию потерь за полгода (февраль–июль). Применяемый тариф, который предполагал выплату 365 рублей за потерянного пассажира, не позволяет распределить весь объем средств: в Росавиации остается около 10 млрд рублей, которые могли вернуться в резервный фонд. РБК писал, что тариф будет увеличен до 840 рублей за пассажира, что позволит распределить оставшиеся средства.
Старший эксперт авиационной практики Bain Сергей Зайцев говорит, что из-за ограничений международных перелетов и общего снижения спроса российские авиакомпании потеряли около 500 млрд рублей доходов.
— Внутренние перелеты не позволяют покрыть убытки: основную прибыль приносят международные линии. Далеко не все самолеты сейчас будут летать с полной загрузкой: люди опасаются второй волны пандемии. Наконец, летний сезон, во время которого авиакомпании зарабатывают основную выручку, фактически потерян. Даже если международное авиасообщение восстановится в сентябре, убытки перевозчиков за 2020 год могут превысить 200 млрд рублей, — говорит аналитик.
По его мнению, на полное восстановление отрасли может уйти до трех лет. Российским компаниям необходима дополнительная господдержка, чтобы конкурировать с иностранными перевозчиками, которым выделили значительно большие средства. Так, Lufthansa получила от правительства €9 млрд, Air France-KLM — €7 млрд, Австралия и Новая Зеландия — $430 млн и $890 млн соответственно, а правительство Италии готово потратить $500 млн на поддержку и национализацию Alitalia.
Среди возможных дополнительных мер поддержки в России эксперт называет отсрочку платежей по налогам и сборам, выделение беспроцентных кредитов, помощь с лизинговыми платежами.