Стремительное снятие ограничений на передвижение между регионами совпало с разгаром курортного сезона, однако улететь на отдых в последние дни смогли далеко не все желающие. В последние дни авиакомпании регулярно отменяют рейсы из российских аэропортов, причем не только международные (ограничения на вылет за границу продлены до 1 августа), но и внутренние. В частности, в петербургском аэропорту «Пулково» 2—3 июля было отменено более 30 рейсов, примерно половина из которых приходилась на внутрироссийские направления, а по данным на утро 6 июля, в расписании аэропорта значилась отмена еще 18 рейсов, теперь уже преимущественно внутренних (Москва, Новый Уренгой, Минеральные Воды, Екатеринбург, Симферополь и др.). Наибольшее количество отмененных рейсов пришлось на компании «Россия», «Уральские авиалинии», «Белавиа» и Finnair. В московских аэропортах, по информации сервиса «Яндекс.Расписания» на 4 июля, было отменено порядка 20 рейсов, главным образом из «Домодедово», а в первой половине дня отменили 11 рейсов. Приходят сообщения и об отмене рейсов в региональных аэропортах — например, из Мурманска утром 6 июля не вылетели самолеты в Москву, Санкт-Петербург и Анталью.
Пассажиры, которые бронировали туры до начала карантина (31 марта), теоретически могут не переживать. Для защиты их прав Госдума приняла в мае законопроект, который позволяет туристическим компаниям выдавать клиентам ваучеры вместо денег за туры, отменённые из-за режима ЧС, повышенной готовности либо угрозы их возникновения, или на возврат денег, если ваучер не был использован. По сути, это было фактическим признанием той практики, которая сложилась сама собой в связи с начавшимся в марте коллапсом авиаперевозок и туристической отрасли в целом: авиакомпании, отели и туроператоры стали выдавать своим клиентам ваучеры на право получить услуги в будущем, после прояснения ситуации с коронавирусом.
«Ваучеры сейчас выдает вся мировая туристическая отрасль, причем не только авиакомпании, но и круизные операторы и гостиницы. Вернуть деньги клиентам возможности у них нет — туризм и так терпит миллиардные убытки, и если представить, что все одномоментно обратятся за своими деньгами, отрасль рухнет. Поэтому решение российских законодателей продлить действие авиабилетов до 2023 года, а турпутевок до конца 2021 года, а если человек не воспользуется ваучером, он получит живые деньги, выглядит правильным. Абсолютное большинство ваучерами рано или поздно воспользуются не в этом году, так в следующем», — комментирует ситуацию в отрасли член президиума Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян.
Переоформление билетов на ваучеры уже активно идет. Еще в середине июня «Аэрофлот» сообщил, что обработал более 100 тысяч заявок пассажиров на оформление электронных ваучеров взамен неиспользованных авиабилетов или дополнительных услуг, приобретенных до 1 мая.
Однако эта картина существенно осложняется тем, что в период карантина ряд российских и зарубежных авиакомпаний активно продавали билеты (как правило, недорогие) на даты, относительно которых никаких гарантий выполнения рейсов не было. Разумеется, деньги, заплаченные за билеты, при отмене таких рейсов не сгорают — авиакомпании точно так же предоставляют пассажирам документы на право воспользоваться их услугами в будущем. Тем не менее, в ряде случаев продажа билетов на рейсы с неизвестными перспективами слишком уж напоминает системную политику.
Судя по российским форумам, посвященным авиаперевозкам, особо «отличилась» в этом авиакомпания «Белавиа», за период карантина регулярно выкладывавшая на своем сайте предложения по авиабилетам из Москвы и российских регионов в Минск (откуда можно улететь в Европу по многим направлении) и столь же регулярно объявлявшая об очередном их переносе. Последнее по времени такое сообщение появилось 30 июня, когда белорусская авиакомпания объявила, что «вынуждена продлить приостановку рейсов в Россию (все рейсы) по 31 июля включительно», а также «Белавиа» до 31 июля не будет выполнять рейсы во все города Казахстана и Ташкент.
О том, какие эмоции это вызывает у пассажиров, легко догадаться. Вот лишь один случай, описанный на популярном форуме Airlines Inform: «В продаже были билеты Париж-Минск-Москва на июль месяц. Полмесяца я пыталась добиться от уважаемой авиакомпании, полетят ли данные рейсы и почему их продают. Но все вопросы остались без ответа, дозвониться вообще не представляется возможным. Так как ситуация того требует, билеты пришлось купить с большой надеждой, но не переставая просить подтвердить „Белавиа“ о действительности данных рейсов. На сегодня 1 июля во всех новостях, что „Белавиа“ до 30 июля продлевает приостановку рейсов в Россию, кроме официального сайта „Белавиа“, где царит тишина. На почту ни ответа, ни привета. Официальных уведомлений также нет: когда они планируют сообщить об отмененных рейсах и каким образом? Не отрицаю, что брать билет было опрометчивым решением, но сам факт такого поведения „Белавиа“ просто вызывает недоумение, начиная с того, что напрашивается вопрос: зачем который месяц подряд продавать билеты на рейсы, которые не полетят?»
С отмененными внутрироссийскими рейсами ситуация несколько иная. После того, как регионы стали снимать коронавирусные ограничения наподобие обязательной обсервации всех прилетевших из других субъектов федерации граждан, авиакомпании стали наращивать количество рейсов в расписании. Но выполняют их отдельные перевозчики, похоже, по фактической загрузке — если на конкретный рейс не набирается достаточное количество пассажиров, его попросту отменяют, а пассажиры получают на руки все тот же ваучер. При этом перевозчики представляют универсальную причины отмены рейсов — «в связи с эпидемиологической ситуацией», о чем и сообщили сотням пассажиров, которые не смогли вылететь из «Пулково».
В результате, по слова Гусарова, может возникнуть нечто вроде ваучерной пирамиды, когда в определенный момент в авиакомпании придут люди с ваучерами, но окажется, что некоторые перевозчики уже неспособны выполнять рейсы. Один из признаков такой пирамиды — дешевые билеты, предупреждает эксперт, напоминая, что точно так же в свое время действовали скандально обанкротившиеся перевозчики «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа». Они собирали выручку, продавая билеты на будущие даты, а после того, как «внезапно» наступало банкротство, оказывалось, что у компаний огромное количество пассажиров с билетами на руках — в случае с «Трансаэро» это были 1,8 млн человек.
«Поэтому сейчас пассажирам стоит очень внимательно смотреть на то, какие именно перевозчики предлагают недорогие билеты, — рекомендует Роман Гусаров. — Наиболее надежными выглядят самые крупные российские авиакомпании, а также региональные перевозчики, имеющие системообразующее значение для своих территорий. Гораздо хуже положение дел у компаний, обслуживавших чартерные рейсы — сейчас у них, по сути, нет никаких других возможностей, кроме как попытаться собрать выручку, а осенью, когда будет понято, что летний сезон полностью провалился, среди этих перевозчиков могут начаться банкротства. В зоне особых рисков оказываются и те авиакомпании, которые имеют большие долги перед кредиторами».
Риски, что некоторые авиакомпании или туроператоры за это время обанкротятся, действительно есть, полагает Алексан Мкртчян. Однако, по его словам, механизм ваучеров как раз и направлен на то, чтобы сохранить индустрию отдыха, дав ей возможность выполнять свои обязательства с отсрочкой. Поэтому ваучеры существенно минимизируют риски в сравнении с ситуацией, если бы люди имели возможность потребовать деньги обратно прямо сейчас, считает эксперт.
Однако общего мнения о том, как должен работать этот механизм, у чиновников, похоже, нет — вокруг массовой ваучеризации авиапассажиров второй месяц идет заочная дискуссия различных ведомств. Уже после того, как поправки в законодательство, связанные с ваучерами, прошли слушания в Госдуме, но еще не были подписаны президентом, стало известно, что Роспотребнадзор отказался согласовать подготовленный Минтрансом проект постановления правительства о легализации ваучеров. Как сообщало агентство РБК, подготовленный Минтрансом проект постановления предполагал, что деньги за отмененный рейс пассажир сможет получить только через три года, если до этого времени не воспользуется ваучером, в связи с чем Роспотребнадзор отметил, что такое решение в значительной степени переложит риски предпринимательской деятельности перевозчика на потребителей.
Свежее предложение на днях поступило от антимонопольщиков, которые ранее предлагали дать возможность правительству выкупать у пассажиров неиспользованные ваучеры на авиабилеты, а также менять их на железнодорожные билеты. На минувшей неделе руководитель ФАС России Игорь Артемьев сообщил, что его ведомство по-прежнему не поддерживает выдачу ваучеров, но признает, что текущая ситуация вряд ли позволит авиакомпаниям возвращать средства за билеты. В связи с этим Артемьев предложил фактически создать открытый рынок ваучеров. «Я думаю, что будет принят все-таки такой подход, когда мы все, кто заплатил за билеты, должны будем получить ваучеры и полететь куда-то, либо мы настаиваем еще на том, и боремся за это, чтобы вышли соответствующие акты правительства, чтобы этот ваучер имел обращение, чтобы я мог его продать в установленном порядке другому лицу, тем самым получить деньги назад», — цитирует главу ведомства пресс-служба ФАС.
Все это, отмечает Роман Гусаров, говорит о том, что статус ваучеров до конца по-прежнему не очевиден — иными словами, авиакомпании предлагают пассажирам документ, фактически не имеющий юридического статуса. «Придать ваучерам официальный статус — идея здравая, но остается вопрос, как она будет реализована. Предложение запустить ваучеры в свободный оборот означает, что они фактически могут превратиться в нечто вроде ценных бумаг, а это чревато появлением фальшивок и другими мошенничествами», — предупреждает эксперт.