Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами


30 июля 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Самый совершенный российский переносной зенитный ракетный комплекс «Верба» получил новые возможности. Благодаря автоматизированным средствам управления он может атаковать даже цели, невидимые глазу оператора. Это позволит создать непроницаемый для дронов «купол безопасности» над войсками радиусом в 6 км и высотой свыше четырех. Такие ракеты уже массово поступают в Сухопутные войска и ВДВ. Вскоре, по словам экспертов, ими могут оснастить также флот и ВКС.

Купол над армией

Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Верба» теперь могут стрелять по невидимым целям, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. В войсках на практике отрабатывается руководство ими с командного пункта через автоматизированную систему управления (АСУ). Специальная аппаратура позволяет бойцам заранее навести «Вербу» на участок неба, где появится воздушный противник и подготовиться к стрельбе по небольшим дронам или скоростным крылатым ракетам задолго до того, как они станут различимы невооруженным глазом, пояснили источники издания.

В июне пресс-служба Центрального военного округа сообщила об учениях с использованием одного из элементов такой АСУ. Батарея ПЗРК обнаружила при помощи радара цели на расстоянии 80 км. АСУ комплекса определила параметры их полета и заранее распределила между солдатами, вооруженными «Вербами», задав им направление стрельбы. В результате все объекты были условно поражены на дистанции от шести до 3 тыс. м.

— Современные средства обнаружения пока не могут определить, какой дрон находится в воздухе: разведывательный, ударный или «камикадзе», — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Любой аппарат представляет серьезную угрозу. Мы видели, как в ходе недавних военных конфликтов беспилотники уничтожали военную технику и командные пункты. При этом тратить на них ракеты больших и дальнобойных зенитных систем — слишком дорого. Использование против дронов переносных комплексов гораздо эффективнее. Централизованное управление, целеуказание, распределение задач очень важно для подразделений ПВО. Как раз целеуказание было большой проблемой для переносных ЗРК. А теперь, благодаря новой АСУ, они смогут не только сбивать одиночные цели, но и отражать групповые налеты.

По данным Минобороны российские базы в Сирии регулярно подвергаются одиночным и групповым налетам небольших разведывательных и ударных дронов боевиков. Их приходится отражать силами развернутой там группировки ПВО. Основную нагрузку при этом на себя берут комплексы «Панцирь-С» и «Тор-М2». Но ранее СМИ сообщали и об успешном поражении беспилотников боевиков при помощи «Вербы» в районе Дамаска.

Молодая «Верба»

Новейшие ПЗРК 9К333 «Верба» с ракетой 9М336 начали поступать на вооружение российской армии в 2014 году. Разработанным «Конструкторским бюро машиностроения» комплексом в первую очередь оснащают части ВДВ и Сухопутных войск.

Перевооружение идёт сразу бригадными и дивизионными комплектами. По сообщениям военного ведомства, в прошлом году крупные партии новых переносных ЗРК и вспомогательной техники для них получили три общевойсковых соединения Сухопутных войск.

«Верба» — это не только ракета класса «земля-воздух» для стрельбы с плеча. По данным разработчика, в такие комплекты входят системы целеуказания, командные машины зенитчиков, малогабаритные радиолокационные станции и другая техника. В новом ПЗРК уделено большое внимание информационно-коммуникативной составляющей. Его можно увязать в автоматизированные системы управления и ПВО различного уровня.

Главной особенностью самой ракеты стало оснащение ее новейшей трехдиапазонной высокочувствительной головкой наведения. По информации разработчика, она в десять раз более устойчива к попыткам увести ее в сторону тепловыми помехами, чем предшественники. Малоразмерные и холодные цели, такие как беспилотники и крылатые ракеты, она видит на расстоянии в два с половиной раза большем, чем двухдиапазонные отечественные ПЗРК.

Дальность действия «Вербы» превышает 6 км, а досягаемость по высоте — 4 км. Увеличенная боевая часть массой 2,5 кг позволяет ей надежно поражать не только небольшие дроны, но и боевые самолёты и вертолёты. Благодаря входящему в комплекс прицелу ночного видения, комплекс можно использовать круглосуточно.

В состав батарей ПЗРК включают малогабаритную радиолокационную станцию 1Л122 «Гармонь». Собственная небольшая переносная РЛС зенитчиков позволяет им обнаруживать воздушные цели на расстоянии в 40 км. При необходимости они могут получать информацию также от АСУ дивизионного звена и более мощных радаров.

Не только в пехоте

Боевые модули, использующие ПЗРК, широко применяют на самой разнообразной военной технике. Поэтому «Вербу» вскоре можно будет встретить на кораблях, вертолетах, колесных и гусеничных бронемашинах.

Для прикрытия пехоты, ВДВ и спецназа в прошлом году завершена разработка и испытания мобильного ЗРК «Гибка-С». На него устанавливают как ракеты «Верба», так и ПЗРК предыдущего поколения. Пусковые установки для них и средства наблюдения монтируют на базе автомобиля «Тигр-М». С его помощью прямо из машины можно вести огонь на ходу при скорости до 30 км/ час.

Аналогичный по назначению модуль состоит на вооружении ВМФ. Установкой 3М47 «Гибка» оснащены не только малые артиллерийские корабли проекта 21630, но и оборудованные «Калибрами» «Буян-М».

Уже заявлялось об использовании «Вербы» в составе вооружения современных боевых вертолётов. Она станет одним из вариантов оснащения модернизированных Ми-28НМ и Ка-52М. Винтокрылым машинам эти комплексы пригодятся для самообороны от воздушных угроз и охоты на вражеские беспилотники.

Ранее «Известия» сообщали, что поставки ПЗРК «Верба» начались также в радиотехнические войска. С их помощью прикрывают от беспилотников и других воздушных угроз мощные дальнобойные радары ПВО.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer