Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Седьмая степень свободы от чистой прибыли. Оператор аэропорта Пулково отправил на Кипр больше половины годовой выручки


27 июля 2020 года Денис Лебедев, Фонтанка


ООО «Воздушные ворота Северной столицы» опубликовало бухгалтерскую отчетность, согласно которой в прошлом году компания впервые за все время существования выплатила своим учредителям дивиденды. Их размер оказался почти равен чистой прибыли за три предыдущих года.

Как пояснил один из совладельцев компании, дивиденды за 2019 год выплачивались «вперед», еще до окончания финансового года. Кроме того, в прошлом году компания выплатила дивиденды за 2018 и 2017 годы.

Согласно опубликованному в СПАРК отчету о движении средств, в 2019 году «ВВСС» направило на выплату дивидендов 10,25 млрд рублей. Все они достались зарегистрированному на Кипре владельцу 100% долей в ООО — Thalita Trading Limited.

У владельца 100% долей в ООО «ВВСС», которое с 2010 года в рамках ГЧП управляет петербургским аэропортом Пулково, сложная структура собственников. Как следует из сообщений компании, в состав консорциума «ВВСС» входят «ВТБ Капитал» (25,01%), международный оператор аэропортов Fraport AG (25%), суверенный инвестиционный фонд Катара Qatar Investment Authority (24,99%), а оставшиеся 25% контролирует группа инвесторов в составе Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ, создан РФПИ и China Investment Corporation), инвестиционной компании Mubadala Investment Company (ОАЭ), других ближневосточных инвесторов, а также фонда Baring Vostok Private Equity Fund V и ряда связанных фондов (Baring Vostok).

Дивиденды перечислены впервые с начала управления компанией петербургским аэропортом и инвестиций в 700 млн евро, которые были привлечены «ВВСС» для первой очереди глобального расширения петербургского аэропорта. Срок выплат по тем кредитам — 2024 год.

Выручка предприятия в прошлом году составила 20,97 млрд рублей, чистая прибыль — 6,19 млрд рублей. «Фонтанка» попросила руководство компании прокомментировать эти цифры, однако ответа по существу не пришло: «Информация о дивидендах не подлежит разглашению». В 2018 году чистая прибыль была еще меньше, чем в прошлом, — всего 3,45 млрд рублей. К тому же в 2013–2014 годах во время активной стадии реконструкции и развития у компании возник крупный не покрытый убыток — 15,5 млрд рублей. Затем он стал постепенно сокращаться за счет чистой прибыли и на 31 декабря 2018 года составил 7,48 млрд рублей. В конце 2019 года строчка «1370» (непокрытый убыток) в бухгалтерском балансе компании изменилась до 1,28 млрд рублей — ровно на сумму полученной чистой прибыли, 6,19 млрд рублей, все еще оставшись на весьма солидном уровне. Хотя председатель коллегии адвокатов «ЮрКонсалт Интернешнл» Ерлан Касенов отмечает, что законом не установлена обязанность сначала покрывать убытки прошлых лет и лишь после этого выплачивать дивиденды.

Оставшийся без ответа вопрос «Фонтанки» о дивидендах касался источника возникновения на счетах компании 10,25 млрд рублей, которые в прошлом году были переведены со счетов петербургского ООО «ВВСС» на счета кипрской материнской компании. Но представители компании лишь сочли необходимым отметить, что в 2020 году она не будет выплачивать дивиденды, так как «приоритетом акционеров является сохранение ликвидности компании».

Ситуацию с выплатами дивидендов по просьбе «Фонтанки» прояснили в «ВТБ Капитал» — это крупнейший участник консорциума: «В декабре прошлого года было принято решение об осуществлении выплат акционерам «ВВСС» по итогам 2019 и 2018 гг., когда аэропорт показал очень хорошие финансовые результаты. Ранее выплаты акционерам также были осуществлены по итогам 2017 года. До этого аэропорт находился на стадии реконструкции и развития».

Сумма показателей чистой прибыли за три года действительно оказывается выше выплаченных дивидендов — 11,18 против 10,25 млрд рублей. Выплаты при этом составили 91,7% от всей прибыли за трехлетний период.

То, что выплата дивидендов пришлась именно на декабрь, можно назвать большой удачей для владельцев «ВВСС». Ведь обычно компании принимают решение о выплате дивидендов лишь следующей весной. «По практике делового оборота, как правило, такие решения принимаются на общем годовом собрании участников или акционеров, которое проводится не ранее, чем по истечении двух месяцев по окончании отчетного года», — подтверждает Светлана Гузь, управляющий партнер Legal to Business. Однако по закону участники компании имеют право распределять дивиденды когда хотят.

Очевидно, что, если бы судьба дивидендов за 2019 год решалась не в декабре, а в апреле этого года, решение акционеров могло бы быть совсем другим, и несколько миллиардов рублей не уехали бы из Петербурга на Кипр. Кроме того, именно этой весной российские власти взяли курс на пересмотр соглашений о правилах налогообложения дивидендов, уезжающих в дальние страны. И вместо уплаты 5% от 10,25 млрд рублей владельцы «ВВСС», не успей они вовремя вывести деньги из компании, заплатили бы все 15%.

Еще больше вопросов встало перед компанией этой весной. В своем интервью гендиректор «ВВСС» Леонид Сергеев рассказывал о почти 90%-ном падении пассажиропотока в апреле: «По плану в это время должно было быть 46 тысяч пассажиров. А у нас 2,5–3 тысячи». При этом компания вкладывала очень серьезные деньги в обновление инфраструктуры аэропорта.

Одновременно его компания вела переговоры с городскими властями о судьбе концессионных выплат за этот год (около 1 млрд рублей), а также об отсрочке выплат федеральных налогов на два-три года. С государственным ВТБ было заключено соглашение о беспроцентном кредите на выплату зарплат. Кроме того, «ВВСС» готовило документы на получение федеральной субсидии, которая положена пострадавшим от кризиса компаниям. Вопрос о том, сколько именно попросит аэропорт, в компании оставили без ответа. Но если опираться на цифры потерь трафика, о которых ранее говорил Леонид Сергеев, и на формулу расчета, изложенную в постановлении правительства № 813, можно предположить, что речь пойдет о 200–300 млн рублей за каждый месяц вынужденного ограничения работы. То есть в пределах еще одного миллиарда рублей за весь период падения трафика.

Пулково называют одним из самых дорогих российских аэропортов в европейской части страны с точки зрения тарифов для авиакомпаний. И руководство операционной компании соглашается с этим, отмечая лишь, что готово давать серьезные скидки перевозчикам, которые будут развивать маршрутную сеть аэропорта. Кроме того, в конце прошлого года ФАС отменила регулирование тарифов для Пулково. А последние известия о повышении расценок на обслуживание пассажиров пришло на прошлой неделе. Расценки выросли для московских рейсов сразу на 19,3%, для международных — на 10%. При этом с середины марта в городе практически полностью прекратились рейсы из-за границы, а число внутренних рейсов серьезно сократилось.

В 2019 году воздушная гавань Петербурга обслужила почти 20 млн пассажиров, что на 8,1% превышает результат 2018 года. Еще в январе руководство «ВВСС» прогнозировало на конец 2020 года рост и этого рекордного показателя на 9%. Оптимизма прибавляло введение так называемой «седьмой степени свободы», позволявшей беспрепятственно летать в Петербург иностранным авиакомпаниям. Сейчас же самый крупный партнер Пулково в деле расширения международной маршрутной сети, венгерская компания WizzAir, рассчитывает начать летать из Петербурга не раньше сентября.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer