Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вспомнили все: три космические миссии из разных стран возьмут курс к Марсу


25 июля 2020 года Михаил Котов, Известия


В 2020 году сразу три космических аппарата из разных стран полетят к Марсу. Две миссии уже стартовали: 20 июля в путь отправился проект Объединенных Арабских Эмиратов, а утром 23 июля на отлетную траекторию вышла китайская межпланетная станция. Спустя несколько дней, в самом начале августа должны стартовать и американцы. Почему в этом году так много марсианских миссий и что случилось с российско-европейским проектом «ЭкзоМарс-2020», читайте в материале «Известий».

Примерно раз в два года Земля и Марс подходят друг к другу на оптимальное для запуска космических аппаратов расстояние. Этот период называется марсианское стартовое окно, и чаще всего именно в это время стартуют исследовательские миссии на Марс. В этом году ожидалось, что миссий будет аж четыре, своеобразная гонка между США, Китаем, совместной европейско-российской командой и примкнувшими к ним Объединенными Арабскими Эмиратами, впервые запускающими космический аппарат к Марсу. Увы, но в 2020 году смогут стартовать только три команды.

Двухлетняя задержка

Начать стоит с совместного проекта Европейского космического агентства (ESA) и «Роскосмоса» — «ЭкзоМарс-2020». Он должен был стать второй совместной миссией к Красной планете после частично удачной «ЭкзоМарс-2016». Четыре года назад она успешно стартовала при помощи российской ракеты-носителя «Протон-М». Полезная нагрузка состояла из двух аппаратов — орбитального модуля «Трейс Гас Орбитер» (TGO) и посадочного «Скиапарелли».

Орбитальный модуль успешно вышел на требуемую орбиту Марса и до сих пор функционирует, а вот мягкая посадка «Скиапарелли» не удалась. Предполагалось, что он опустится на плато Меридиана, замедлившись при помощи аэродинамического торможения, сначала парашюта, а затем и специальных ракетных двигателей. Первые две стадии прошли успешно, но двигатели проработали всего три секунды, гораздо меньше, чем нужно. «Скиапарелли» просто упал с высоты трех километров на поверхность Марса и разбился, столкнувшись с планетой на скорости более трехсот километров в час.

Миссия «ЭкзоМарс-2020» планировалась как своеобразная работа над ошибками. Российская посадочная платформа «Казачок» должна мягко опустить на Марс европейский марсоход и множество научных приборов. К сожалению, в августе 2019 года во время проверки парашютов произошла авария, что привело к затягиванию сроков. Кроме того, обнаружилось и еще несколько некритичных проблем, например с программным обеспечением, которое создавала европейская сторона.

Из-за этого в марте 2020 года было принято решение о переносе миссии. Свою роль в этом сыграла и пандемия, сделавшая невозможным плотную совместную работу по своевременному устранению ошибок. Такой перенос в конечном счете лучше, чем отправка миссии с недоделками. Так что придется подождать еще, запуск должен состояться летом 2022 года.

Ход новичка

Из запускаемых в 2020 году миссий технически самая простая у Объединенных Арабских Эмиратов, состоящая только из орбитального аппарата «Аль-Амаль» («Надежда»). Это и понятно: «Эмиратская миссия на Марс» (Emirates Mars Mission) — первый подобный проект для ближневосточной страны. Более того, это первый марсианский спутник арабского мира в целом.

Для его создания Объединенные Арабские Эмираты сформировали большую команду, состоящую из более чем двухсот человек. Что примечательно, в команде, созданной главной космической организацией ОАЭ Космическим центром имени Мухаммеда бин Рашида, женщины составляют 34% персонала миссии и 80% научного штаба. В среднем же доля работающих женщин в ОАЭ составляет всего 28% от общего количества занятых.

Межпланетная орбитальная станция «Аль-Амаль» на борту имеет всего три научных инструмента — это многодиапазонная камера для получения изображений Марса с орбиты и инфракрасный и ультрафиолетовый спектрометры для изучения атмосферы. Спектрометры работают следующим образом: образец облучается различными источниками, от ультрафиолетовой лампы до лазера или рентгеновского излучателя, после чего детектор получает спектр отраженного от образца излучения. Компьютер анализирует спектр и показывает состав образца. Таким образом можно изучать не только газы, но и твердые материалы.

В процессе создания космического аппарата арабам помогали американские специалисты, а запуск космического аппарата производился при помощи японской ракеты-носителя H-IIA с космодрома Танэгасима.

Предполагается, что на орбите Марса аппарат проработает два года, а его главной целью станет создание полного описания марсианской атмосферы.

Вопросы к небу накопились

23 июля китайская ракета-носитель «Чанчжэн-5» успешно вывела на отлетную траекторию миссию «Тяньвэнь-1» («Вопросы к небу», это название поэмы великого китайского поэта Цюй Юаня). Китай четко и планомерно занимается исследованием космоса и после двух успешных лунных миссий по своей программе принялся за Марс с учетом уже накопленного опыта. Китайская миссия гораздо больше, чем у ОАЭ, и включает в себя орбитальный аппарат и посадочную платформу с марсоходом внутри массой 1715 кг.

Китай решил попробовать отличающийся от современного способ посадки. «Тяньвэнь-1» подлетит к Марсу 11 февраля, но еще до 23 апреля 2021 года будет потихоньку сбрасывать скорость на орбите, тормозя о разреженную марсианскую атмосферу. Так делали когда-то американские аппараты «Викинг», но в наши дни в большинстве случаев посадочные платформы начинают тормозить и приземляться сразу же.

Марсоход невелик, весит 240 кг и рассчитан на 90 солов работы. Сол — это марсианские сутки, период обращения Марса вокруг своей оси, они равны примерно 24,5 земным часам. Кстати, 90 солов — гарантированный расчетный срок для выполнения минимальной программы. Сам марсоход оборудован камерами, георадаром и анализатором грунта на основе спектрометра. Подобный «джентльменский набор» поможет Китаю получить много информации о поверхности Марса и подготовит к следующим миссиям.

Всё дело в «Настойчивости»

Самой объемной из запускаемых в 2020 году миссий должна стать американская «Марс-2020». Главной полезной нагрузкой миссии станет марсоход Perseverance («Настойчивость»). Запуск назначен на 1 августа, но из-за технических сложностей может быть отложен еще на несколько дней, почти до самого конца стартового окна.

Perseverance весит более тонны. По конструкции он близок к работающему в настоящее время на Красной планете марсоходу Curiosity, но обладает другим набором инструментов. У Perseverance большой набор различных спектрометров, способных определить состав почвы или камней, встреченных на пути. Есть у него и специальный радар, разработанный Норвежским центром оборонных исследований. С помощью такого прибора марсоход сможет находить возможные полости или каверны на своем пути, а также искать возможные включения льда в грунт.

Отдельно стоит упомянуть небольшой дрон вертолетного типа, которым оборудован Perseverance. Летательный аппарат Ingenuity оснащен соосными винтами диаметром 1,2 м, способными вращаться со скоростью 2400 оборотов в минуту, что гораздо быстрее, чем у земных вертолетов. Всё дело в том, что марсианская атмосфера очень разрежена, и для взлета там требуется гораздо большая скорость вращения винта или его большие размеры. Предполагается, что дрон будет находиться на марсоходе, взлетать с него для разведки, поднимаясь на несколько десятков метров, и садиться обратно для подзарядки.

Perseverance начнет важную и очень сложную миссию по доставке на Землю марсианского грунта, которая должна будет продлиться несколько лет. Во время своей работы он будет собирать марсианский песок и камни в специальные герметичные капсулы и возить их с собой, а в конце периода своей работы он сложит все в одном месте в кратере Езеро. В 2026 году на Марс должна будет стартовать двойная миссия, проводимая совместно NASA и ESA.

Первая ее часть — посадочная платформа выгрузит небольшой марсоход, который положит собранные Perseverance образцы в твердотопливную ракету. Это должно занять несколько месяцев, а после взлета космический аппарат на околоземной орбите встретится со специальной орбитальной станцией, которая стартует в том же 2026 году. Образцы переложат в стерильную камеру орбитальной станции, и она начнет свой путь к Земле. Если всё пройдет удачно, то в 2031 году на Земле получат образцы марсианского грунта и камней.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer