Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вторые на Марсе: что означает отправка Китаем миссии на Красную планету


23 июля 2020 года Анатолий Глянцев, Forbes


23 июля 2020 года Китай запустил в космос свой первый марсианский ровер. Амбициозная миссия обещает сделать КНР второй страной после США, чьи марсоходы оставляют следы на пыльных тропинках соседней планеты.

23 июля 2020 года стартовала китайская марсианская миссия «Тяньвэнь-1». В ее составе как орбитальный зонд, так и планетоход. Аппарат должен выйти на орбиту Марса в феврале 2021 года. Через 2-3 месяца после этого посадочный модуль с ровером сядет на равнине Утопия. Орбитальный зонд продолжит обращаться вокруг планеты и начнет собственные научные наблюдения.

«Тяньвэнь» означает «вопросы к небу» (название взято из поэмы великого китайского поэта Цюй Юаня). И, судя по научному оснащению миссии, у ученых КНР есть немало вопросов к небесам.

Пятитонная махина (такова суммарная масса всех аппаратов миссии и топлива) вооружена 13 научными приборами. Семь из них приходится на орбитальный зонд, еще шесть — на марсоход. Как орбитальный аппарат, так и ровер будут делать фотоснимки, сканировать планету с помощью радаров, измерять магнитные поля и определять химический состав марсианского грунта. Марсоход оснащен и метеорологическими приборами. Своеобразные наблюдения за «погодой за бортом» будет вести и искусственный спутник Марса. Он изучит окружающие его частицы (космическое пространство — это все-таки не полная пустота, тем более вблизи планеты).

Орбитальный зонд рассчитан на один марсианский год работы (около двух земных), а 240-килограммовый ровер — на 90 марсианских суток. Впрочем, ровно на такой же срок был рассчитан американский марсоход Opportunity, проработавший более 14 лет.

Китай сделал первую попытку начать свою марсианскую программу в 2011 году. Китайский микроспутник «Инхо-1» должен был долететь до Марса борту российского зонда «Фобос-Грунт», но разделил печальную судьбу российской миссии.

После этого китайские стратеги решили обходиться собственными силами. Сегодняшний запуск был произведен с космодрома Вэньчан с помощью китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-5» («Великий поход — 5»). Китайцы пошли на это, несмотря на то что до сегодняшнего дня эта ракета совершила только четыре запуска и один из них закончился катастрофой.

Интересно отметить, что китайские власти старались не привлекать внимание СМИ к запуску. О том, что окно запуска открывается 23 июля, было известно давно, однако о точной дате и времени не сообщали до последнего момента. Даже когда до старта оставалось меньше суток, о нем было известно только из официальных предупреждений морским судам об опасности, связанной с возможным падением ракеты-носителя, сообщает ресурс spaceflightnow.com. Тем не менее сам запуск транслировался китайскими телеканалами в прямом эфире.

На сегодняшний день единственной страной, чьи аппараты успешно выполняли программу на поверхности Марса, остаются США. Советские зонды разбились при посадке или, как «Марс-3» в 1971 году, потеряли связь с Землей. Не повезло и двум миссиям Европейского космического агентства.

А вот на орбите Красной планеты продуктивно работали и советские, и европейские аппараты, не говоря об американских. Отметилась успешной миссией и Индия. На этом список «марсианских держав» пока исчерпывается. Правда, одновременно с Китаем в него собираются войти и ОАЭ, чей аппарат «Надежда» движется к Марсу прямо сейчас. Но арабская страна запустила (а если говорить точнее, скорее уж профинансировала) только орбитальный зонд без посадочного модуля.

Китайская ракета-носитель «Чанчжэн-5» — новичок в миссиях к другим небесным телам, однако китайская космическая техника в целом имеет в этом неплохой опыт. С 2007 года аппараты КНР летают к Луне. Первые два зонда были орбитальными, но уже в 2013 году на спутник Земли сел луноход «Юйту». Так Китай стал третьей державой после СССР и США, осуществившей мягкую посадку на Луну. Между прочим, с тех пор этот список так и не пополнился. Израильский зонд «Берешит» и индийский ровер «Прагьян» разбились при попытке посадки (оба в 2019 году).

В том же 2019 году Китай наконец перешел с позиции третьего догоняющего в ранг космической державы, сделавшей нечто впервые в мире. Речь идет о первой посадке на обратную сторону Луны. Ровер «Юйту-2» успешно работает там и сегодня.

После успешных лунных миссий Китай обратился к следующей цели — далекому Марсу. И это тот случай, когда политические амбиции азиатского гиганта идут на пользу всему человечеству.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer