Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Закон суров, но это Falcon


18 июля 2020 года Сергей Сергеев, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, в пятницу завершились прения сторон по делу о катастрофе в 2014 году в столичном аэропорту Внуково бизнес-джета Falcon 50 с президентом компании Total Кристофом де Маржери на борту. Гособвинение посчитало полностью доказанной вину в происшедшем трех авиадиспетчеров, запросив для них фактически по шесть лет заключения. По мнению Генпрокуратуры, именно из-за бездействия сотрудников Центра организации воздушного движения стал возможен выезд на взлетно-посадочную полосу (ВПП) снегоуборочной машины, в которую на полной скорости и врезался начинавший взлет самолет главы Total. Непосредственный виновник катастрофы, водитель снегоуборщика, ездивший по ВПП в пьяном виде, и его начальник были освобождены от наказания по амнистии.

Прения сторон по уголовному делу о гибели Кристофа де Маржери и трех членов экипажа Falcon 50 прошли в Солнцевском райсуде Москвы лишь спустя три года после начала процесса. Для подсудимых — руководителя полетов аэропорта Внуково Романа Дунаева, диспетчера-инструктора Александра Круглова и диспетчера руления Надежды Архиповой — гособвинители из Генпрокуратуры запросили шесть лет и два месяца, шесть лет и пять лет и десять месяцев соответственно в колониях общего режима. Кроме того, с подсудимых солидарно должно быть взыскано 604 тыс. руб. в пользу аэропорта Внуково. Это часть стоимости уничтоженной в ходе катастрофы снегоуборочной машины. Иск на чуть меньшую сумму был удовлетворен ранее к ее водителю Владимиру Мартыненко.

Стоит отметить, что с учетом минимальных скидок на смягчающие обстоятельства, связанные с личностями обвиняемых, которые ранее не были судимы, положительно характеризуются и прочее, обвинение фактически потребовало максимально возможное наказание, так как вменяемая им в вину ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) предусматривает до семи лет лишения свободы.

Уголовное дело о гибели Кристофа де Маржери и членов экипажа (двух пилотов и стюардессы) Falcon 50 было расследовано Следственным комитетом России в довольно короткие сроки, однако в суде его судьба оказалась весьма непростой. Суд начался еще в 2017 году, причем изначально обвиняемых было больше. Однако уголовное преследование диспетчера-стажера Светланы Кривсун, как сообщал “Ъ”, было прекращено, ее статус был изменен на свидетеля. Между тем, на скамье подсудимых находились непосредственный виновник катастрофы, водитель машины-снегоуборщика Владимир Мартыненко, и его начальник Владимир Леденев.

Как установило следствие, в злополучный вечер 20 октября 2014 года, совпавший с Международным днем диспетчера, водитель Мартыненко, выпив коньяка, при уборке ВПП потерялся на ней, начал беспорядочно двигаться и в результате оказался на пути начавшего разгон при взлете бизнес-джета. По некоторым данным, в последний момент пилоты-французы заметили неожиданное препятствие, но не стали прекращать взлет, решив, видимо, что снегоуборщик сам уедет в сторону или же они успеют поднять машину в воздух до столкновения с препятствием.

Обвинение считает, что диспетчеры ответственны за неосуществление должного контроля за действиями наземной техники.

По мнению СКР, диспетчер старта должна была обнаружить несанкционированный выезд машины на ВПП и сообщить об этом экипажу Falcon 50. Но как конкретно это должен был сделать диспетчер, по мнению защиты, следователи СКР так и не разъяснили. Примерно то же самое адвокаты говорят и в отношении диспетчера руления Надежды Архиповой, которая якобы не обнаружила несанкционированного покидания ее зоны ответственности одной из машин, работающих на закрытой для выполнения полетов крестовине ВВП.

«При этом обвинение не смогло указать, как именно нужно было обнаружить несанкционированные действия водителя машины и какими нормами должны были при этом руководствоваться диспетчеры»,— заявили “Ъ” представители подсудимых. Защита диспетчеров считает, что в ЧП виноваты снегоуборщик и контролировавший его действия начальник смены аэродромной службы. По их словам, это подтверждается данными экспертов, обнародованными в суде.

В ходе следствия и суда Владимир Мартыненко и Владимир Леденев полностью признали свою вину. В результате весной 2017 года Солнцевский суд разделил уголовное дело на две части. Материалы в отношении водителя и инженера передали на рассмотрение в особом порядке, а дело диспетчеров отправили на доследование.

В июле 2017 года Мартыненко и Леденева осудили на четыре и три года лишения свободы соответственно, но сразу же освободили от наказания по амнистии.

Уголовное дело диспетчеров, которые изначально были задержаны, побывали в СИЗО, были переведены под домашний арест, а затем и вовсе освобождены, снова отправили в суд.

При этом все они остались действующими работниками госкорпорации по организации воздушного движения и лишь числились отстраненными от исполнения должностных обязанностей.

Новый процесс уже шел полным ходом, но из-за смены судьи осенью 2018 года слушания пришлось начинать с нуля. Еще одна задержка произошла из-за пандемии коронавируса: суды приостановили рассмотрение всех дел, кроме неотложных — об избрании мер пресечения или их продлении.

После возобновления слушаний судья Екатерина Гришина дала понять, что намерена завершить процесс как можно быстрее. Сами подсудимые связывали это с тем, что в октябре уже истекает срок привлечения их к ответственности по ст. 263 УК РФ, который составляет всего шесть лет.

«Сторона защиты представила в прениях очень подробную доказательную базу невиновности подсудимых»,— заявил “Ъ” руководитель юрслужбы Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) России Олег Бабич, являвшийся также общественным защитником одного из участников процесса. «В ходе судебного следствия были выявлены грубые нарушения при проведении экспертиз, на которые ссылается обвинение»,— пояснил господин Бабич. По его словам, один из экспертов подписывал заключение после того, как оно «было отредактировано следствием». И этот факт даже подтвердил в суде сам эксперт. При этом, по словам господина Бабича, он даже не имел специальной подготовки, позволяющей выполнять экспертные заключения. По мнению защиты, обвинение так и не смогло внятно объяснить, какие правила были нарушены авиадиспетчерами при исполнении ими своих обязанностей 20 октября 2014 года. «Наш профсоюз надеется, что суд сможет объективно и непредвзято разобраться в данном деле и вынести справедливый приговор, который может быть исключительно оправдательным»,— заключил представитель ФПАД.

Сами подсудимые, выступая с последним словом, заявили о своей невиновности. «В тот момент (ЧП.— “Ъ”) просто некого было взять, поэтому взяли нас»,— заявил, в частности, диспетчер Круглов.

Стоит отметить, что французская сторона, признанная потерпевшей, весьма внимательно следила за ходом процесса. Периодически на слушаниях бывали не только представители дипмиссии, но также и родственники погибших французов. По некоторым данным, они были очень недовольны затягиванием процесса и подавали соответствующие жалобы.

Свое решение суд должен вынести 23 июля.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer