Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Деньги из будущего: как и зачем россияне инвестируют в SpaceX Илона Маска


15 июля 2020 года Елена Тофанюк, Владислав Новый, Forbes


Россияне и китайцы де-факто не могут инвестировать в SpaceX, но они это делают. Как им это удается и стоит ли еще бежать за акциями частной компании, отправившей человека в космос?

30 мая в 22:22 по московскому времени компания SpaceX отправила в космос свой пилотируемый корабль Crew Dragon. Он стал первым частным пилотируемым космическим кораблем в истории. Акции SpaceX на внебиржевом рынке после запуска подорожали, а среди инвесторов начался ажиотаж, рассказали Forbes несколько инвесторов в акции SpaceX.

Как обойти запрет

«Сейчас акции на внебиржевом рынке стоят около $250, а спрос на них очень высокий — все акции, что у нас были, разобрали буквально за несколько часов», — говорил корреспонденту Forbes вскоре после запуска Crew Dragon менеджер по продажам инвестиционной компании United Traders. Он предложил купить акции специально под заказ, но при объеме инвестиций не менее $100 000.

United Traders инвестирует в SpaceX с 2015 года, самые первые акции компания покупала по цене $143,35, сказал Forbes представитель компании Алексей Марков. Своих инвесторов United Traders не раскрывает, но среди них, по словам Маркова, есть и сотрудники российской компании.

Вообще-то у россиян и китайцев, по наблюдениям инвесторов, мало шансов стать акционерами SpaceX, но это негласное ограничение все, кто хочет, успешно обходят. «SpaceX очень внимательно следит за тем, кто напрямую входит в их список акционеров», — говорит управляющий партнер MindRock Capital Павел Черкашин. Российские инвесторы покупают не напрямую у компании, а доли в фондах, это и позволяет обходить ограничения. «Мы не предлагаем инвесторам прямого участия в реестре акционеров, однако они получают доход от роста капитализации компании и ее последующего выхода на IPO. United Traders покупают долю в SPV (от англ. special purpose vehicle — компания специального назначения, создаваемая под определенный проект — Forbes) через одного из своих контрагентов, которые соблюдают требования регуляторов США и учитывают требования компании SpaceX», — говорит Марков.

Черкашин из MindRock тоже покупал долю в фонде, который уже владел акциями SpaceX. «Мы не подпадаем под требование проверки инвесторов — проверку нужна для тех, кто получает право голоса или доступ к секретной информации. Нам не нужно ни то, ни другое, мы покупаем чисто экономический интерес», — говорит Черкашин.

«Компания не хочет иметь новых мелких инвесторов — ни американцев, ни иностранцев, поэтому обычно продаются не сами акции, а специальная ими владеющая компания, SPV. Тогда разрешения у компании просить не надо. У таких покупок есть определенный риск. Конечно, нужно также разбираться, акции какого класса вы покупаете, это важно, если компания не выйдет на IPO, а будет продана в результате сделки M&A», — говорит управляющий партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский. Фонд Орловского бумаги SpaceX не покупал.

Ставка на спутники

Фонд Arctic Ventures совсем небольшой, всего $13 млн, и создан только в начале года. Его запустил бывший партнер швейцарской инвестиционной компании Blackfort Capital AG Антон Аликов специально для инвестиций в онлайн-образование, здравоохранение, аэрокосмические технологии, IT-безопасность, электронную торговлю, рекламу и маркетинг. «Нашей первой инвестицией была компания Coursera, а потом начался коронавирус, и мы начали искать устойчивые к пандемии отрасли», — сказал Аликов Forbes. Arctic Ventures, как и все остальные, инвестировал не напрямую в SpaceX, а через другой, более крупный, фонд. «Если ты хочешь напрямую инвестировать в эту компанию, ты должен прийти с чеком в десятки миллионов долларов, а у нас средний чек инвестора — $100 000–200 000», говорит Аликов. И даже инвестируя не напрямую, Arctic Ventures пришлось войти в синдикат инвесторов вместе с компанией MindRock Capital Черкашина, чтобы принять участие в мартовском раунде, когда SpaceX привлекла $221 млн. Вместе Arctic Ventures и MindRock Capitalсобрали $4 млн. После этого они подали заявку на приобретение бумаг еще на $2,8 млн, но пока смогли получить акции только на $1 млн, говорит Аликов.

При этом Аликов возлагает больше надежд не на сам SpaceX, а на его подразделение, компанию StarLink. Она собирается предоставлять доступ к высокочастотному интернету в любой точке мира. «Уже в конце 2021 года планируется покрыть высокоскоростной связью не только северную Америку, но и всю планету, что в будущем обеспечит интернетом около миллиарда человек. Уже проведены успешные испытания, можно наблюдать, как первые спутники выходят на орбиту и гуськом расходятся по своим местам», — рассказывает Аликов.

Когда StarLink запустит обещанное количество спутников, она может отделиться, и тогда инвесторы получат две бумаги — SpaceX и Starlink, полагает управляющий. «Сейчас стоимость SpaceX около $36 млрд, StarLink может стоить в два раза больше», — надеется он.

Экспедиция на Луну

Черкашин инвестировал в SpaceX, потому что он фанат космических технологий. Он ожидает от компании прорыва на нескольких фронтах, которые увеличат не только капитализацию SpaceX, но и размер всего космического рынка. Три основных события, полагает он, могут повлиять на стоимость его инвестиции. Это пилотируемый запуск, который уже состоялся, запуск StarLink и создание большой ракеты StarShip.

StarLink должен сделать передачу интернет-трафика очень дешевой — в 2000 раз дешевле, чем сейчас, прогнозирует инвестор. «Уже сейчас у Маска передача одного Гбит/c обходится дешевле, чем по оптоволоконному кабелю, а сама система станет крупнейшим оператором связи в мире в ближайшие 10 лет», — рассказывает он.

Революционным выглядит и проект StarShip. «Представьте Boeing 747, который может доставить на Луну экспедицию в 100 человек с оборудованием и запасом еды и вернуться обратно. Это меняет и стоимость доставки на орбиту, и горизонт этой доставки. И это не фантастика, это происходит прямо сейчас», — описывает Черкашин свои впечатления от проекта StarShip. По его мнению, эта ракета кардинально изменит и доставку грузов на околоземную орбиту, позволив в будущем любой агрофирме запустить спутник для мониторинга посевов.

Черкашин рассчитывает дождаться этих трех событий и продать свои акции. «Как только все эти события произойдут и капитализация компании вырастет пропорционально этим достижениям, мы продадим наши акции. Думаю, это будет через год или два. Не нужно ждать 10 лет, чтобы заработать», — говорит он. По расчетам инвестора, компания будет стоить дороже Tesla, капитализация которой превышает $286 млрд.

Крепкие нервы

Чтобы инвестировать в проекты Маска, нужно иметь крепкие нервы, говорит управляющий директор ITI Funds Глеб Яковлев. Он хотел купить акции SpaceX для платформы пре-IPO, но отказался от этой идеи — слишком необычный проект и слишком много ограничений. Он говорит, что его компания не готова покупать вместо акций доли в фондах или SPV — «это немного серая схема»: «Ты не уведомляешь компанию о том, что ты акционер, а это нарушение американских законов. Мы в такие игры не играем, потому что есть риск, что сделку объявят недействительной через суд». Яковлев говорит, что если бы был способ попасть в реестр акционеров, он купил бы бумаги SpaceX.

Виктор Орловский из Fort Ross Ventures считает SpaceX далеко не самым интересным «единорогом», в первую очередь, потому что компания уже очень дорогая. «Она уже сейчас стоит $35 млрд, допустим, она будет стоить $100 млрд через пять-шесть лет, но есть компании, которые сейчас стоят $3 млрд и тоже могут вырасти в три раза — для инвестора результат будет гораздо лучше», — говорит он и советует инвесторам не поддаваться хайпу.

«Если вы любите космос, хотите быть причастными к прорыву человечества в космос, то вам, конечно, стоит купить акции SpaceX. Но если вас интересует, сколько вы заработаете — а ведь это главная задача инвестора, тогда не стоит класть все яйца в одну корзину», — резюмирует он.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer