«ЭТО ПРЕПОДНОСИТСЯ КАК ВЫБОР ЧЕМЕЗОВА, НО…»
Сенсационную новость сообщили сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе: генерального директора АО «НПО „Радиоэлектроника им. Шимко“» Рониса Шарипова могут назначить шефом ПАО «Туполев». Смена руководителя «Ту» должна состояться сегодня на совете директоров компании, об этом вчера сообщил «Интерфакс» и подтвердил источник «БИЗНЕС Online» в руководстве Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), причем он полагает, что преемником нынешнего гендиректора Александра Конюхова будет именно Шарипов. «Крепкий, порядочный», — добавил он.
Плюс, отметим, его двигает могущественный гендиректор АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» (КРЭТ) Николай Колесов. И дело не только в том, что «Радиоэлектроника» входит в эту компанию, но и в давних близких отношениях.
Шарипов (родился 5 мая 1966 года в селе Гороховое Поле Сабинского района ТАССР) окончил (1990-й) Казанский университет по специальности «правоведение». Пять лет он проработал в прокуратуре следователем и надзирающим прокурором, но, по его словам, решил «более досконально разобраться в механизмах функционирования реального сектора экономики, в основах макроэкономики». Ему предложили работу в госкомимущества РТ: он был начальником управления комитета, заместителем председателя комитета РТ по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению. В 2000–2001-х — заместитель главы Пестречинского района. В 2001–2007-х прошел через колесовскую кузницу кадров — ОАО «КОМЗ»: первый заместитель гендиректора — коммерческий директор, генеральный директор.
В 2007 году Шарипов вслед за Колесовым, который возглавил Амурскую область, отправился на Дальний Восток. До 2008-го он был на постах министра имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства, а также первого заместителя председателя правительства области, однако незадолго до скандальной отставки своего патрона с губернаторского поста написал заявление об уходе по собственному желанию и вернулся в Казань. Амурские СМИ, охарактеризовавшие его как «самого порядочного и профессионального из казанцев», объясняли этот шаг тем, что Ронис Накипович «морально не выдержал ситуацию с уголовными делами нескольких подчиненных губернатора и возможность отставки самого Колесова». Кстати, Шарипов оказался одним из немногих в казанском десанте на Дальнем Востоке, кто был вне подозрений в злоупотреблениях.
Как бы то ни было, он вернулся на КОМЗ — советником гендиректора, но уже через пару месяцев оказался председателем совета директоров завода, который примерно тогда же стал одним из главных личных активов Колесова, передвинувшегося в кресло советника гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова.
В 2009 году Шарипов назначен гендиректором ОАО «Радиоприбор», которое находилось едва ли не на краю гибели, а в 2012-м Колесов забрал его первым замом в КРЭТ. Туда Ронис Накипович отправился без энтузиазма. На вопрос, почему все-таки согласился, отвечал как герой фильма «Белое солнце пустыни»: «Позвали». Через год «дезертировал» и оттуда. «Он сбежал из Москвы потому, что не его это», — говорит один хорошо знающий Шарипова собеседник «БИЗНЕС Online». «Меня меньше всего волновал вопрос статуса — было важнее вернуться в Казань, к семье», — объяснял Ронис Накипович свой демарш (у него жена и двое детей).
В июне 2013 года его представили как гендиректора «Радиоэлектроники им. Шимко» — головного российского предприятия по системам и средствам государственного опознавания («свой-чужой»), которому предстояло серьезное реформирование. Утверждают, что с этой задачей Шарипов прекрасно справился. Вообще чувствуется, что Ронис Накипович любит свою нынешнюю работу. Корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился в подобном, побывав пару лет назад на предприятии. Это заметно по тому, с каким чувством гендиректор рассказывал о людях, показывал модернизированные цеха, в конце концов, говорил о том, что никогда не согласится отдать на аутсорсинг питание работников, чтобы не угробить его.
Неудивительно, что Шарипов, как говорят наши источники, всеми силами противодействует нынешнему назначению в Москву. «Пожелаем ему, чтобы этого не случилось», — говорит один из казанских ОПК-директоров (узнать мнение самого Рониса Накиповича вчера не удалось — его телефон не отвечал). Но, похоже, от желания Шарипова в данном случае мало что зависит. «Вовне это преподносится как выбор Чемезова, — говорит один из наших собеседников, — но тот его всего пару раз видел и вдруг вспомнил?! Понятно, чья затея». Намек на Колесова, который, по одной из версий, метит в гендиректора объединенных ОАК и «Вертолетов России» (вариант слияния прорабатывается), а потому заблаговременно расставляет там своих людей. По нашим данным, Шарипов произвел хорошее впечатление на собеседовании у Чемезова и «очень понравился» индустриальному директору авиационного кластера «Ростеха», председателю совета директоров ОАК, экс-министру обороны Анатолию Сердюкову.
КОНЮХОВ НЕ СПРАВИЛСЯ С ТУ-160?
Однако экспансия команды Колесова встречает противодействие министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. «Минпромторг против Рониса и в целом не дает колесовским людям распространяться — блокирует все такие поползновения», — указывает источник, напоминая неудачные попытки назначить экс-гендиректора КОМЗа Сергея Раковца сначала гендиректором ПАО «Казанский вертолетный завод», потом — исполнительным директором АО «Гражданские самолеты Сухого». Нынешний гендиректор «Туполева» Конюхов, в 2016 году сменивший на этом посту Николая Савицких, считается ставленником Мантурова, потому шеф минпромторга всячески сопротивляется его отставке.
Что можно занести в актив Конюхову за время управлением «Туполевым»? Достройку из советских заделов одного Ту-160, подъем прототипа Ту-160М, двух прототипов Ту-22М3М, летающей лаборатории Ту-214ЛМК, восстановление разрушенного в постсоветское время участка электронно-лучевой сварки и начало сборки первого совершенно нового Ту-160 (Ту-160М). В пассиве — так и не начатая толком реконструкция КАЗа: с планового 2020 года ее завершение перенесено на 2022-й.
Это и называют главной причиной отставки. «Провал модернизации, конечно, вина Конюхова, — говорит один из источников. — Допущена фундаментальная ошибка. Там логичнее было все сломать и отстроить заново, вместо этого пошли по пути капитального ремонта. Теперь все валят на Тихомирова (Борис Тихомиров — генеральный директор АО „Казанский Гипронииавиапром“, ответственного за реконструкцию КАЗа, — прим. ред.), а он ведь предлагал решения… В результате процесс модернизации стал бесконечным».
С этим мнением не согласен председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. «Что значит „провалена“, когда в стране нет технической базы и надо все по крупицам восстанавливать? — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Одно дело, когда при Копылове выделяли немереные деньги, было необходимое оборудование, и другое — когда ничего этого нет. Комплектующие заводы довели до того, что они компетенции растеряли. На этом фоне то, что сделали и делают на КАЗе, — настоящий подвиг. Прогресс очень большой. Другой вопрос, что Конюхову не удалось пролоббировать некоторые вещи, например комплексный характер модернизации и средства на подготовку кадров».
По второй версии, Конюхов не нашел понимания у министра обороны Сергея Шойгу, предложив ему пересмотреть цены и сроки исполнения заказов — проблемы с тем и другим обострились во время «коронакризиса». «Туполя занимаются ограниченным количеством программ — стратегической авиацией и не менее значимыми для позиций гендиректора машинами для специального летного отряда „Россия“ (КАЗ строит самолеты для перевозки высших чиновников — прим. ред.), — напомнил один из наших собеседников. — С обоими заказчиками шутки плохи. Если сделаешь неправильный шаг, то дело может закончиться жесткими выводами».
«ТАСУЮТ ЛЮДЕЙ, А РЕЗУЛЬТАТА НЕТ»
Впрочем, не факт, что у отставки Конюхова вообще есть конкретная причина. По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, это лишь продолжение реструктуризации ОАК. «Через смену руководителей в ближайшее время пройдет не одно подразделение корпорации», — заверил он «БИЗНЕС Online». Напомним, что сегодня ОАК находится в процессе вхождения в «Ростех». Как заявил в конце прошлого года Чемезов, процесс передачи акций завершится в первом полугодии 2020-го, весь 2021-й будет посвящен реорганизации авиастроительной отрасли, которая сконцентрируется в авиационном кластере «Ростеха» под руководством Сердюкова. Последний же заявил тотальную модернизацию управления отраслью. «Просто „Ростех“ расставляет своих людей, а Конюхов не из чемезовских», — обобщает собеседник.
Но источники настроены скептически. «В авиастроение вложили и вкладывают уже не миллиарды, а триллионы, но там конца и края нет — все съедается, — говорит один из собеседников. — Чемезов с Сердюковым тасует людей, а результата нет. Система виновата, система пустых людей». Он подчеркнул, что во многом это происходит потому, что все директора предприятий поставлены в условия, когда не они принимают решения — всем крутят корпорации. «Сегодня директора заводов — это начальники цехов, — усмехается собеседник. — У них нет рычагов для принятия решений». Такого же мнения придерживается исполнительный директор портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Беда в том, что сегодня как таковые руководители компаний выполняют лишь техническую роль, то есть не определяют стратегию и даже тактику, — основные вопросы решаются на уровне корпораций», — подчеркнул он в беседе с «БИЗНЕС Online».
«А „наверху“ сидят люди, которые не имеют отношения к технике, не работали с большими коллективами, — добавляет один из наших собеседников. — Интересно, авиастроители когда-нибудь будут управлять отраслью (камень в огород и Конюхова с Шариповым — прим. ред.)?! Юристы, экономисты в таких вещах неприемлемы. Надо, чтобы человек когда-то сам руководил авиазаводом. В советское время люди, которые возглавляли минавиапром, ранее командовали авиазаводами, осознавали, что это такое, а сегодня приходят те, кто только и умеет, что считать и отправлять деньги».
С такой точкой зрения не согласен Гусаров: «Человек, который руководит крупной компанией, должен обладать иными знаниями. Управлять корпорацией, холдингом должны люди с экономико-юридическими знаниями, а создавать самолеты — для этого есть руководители второго эшелона. Ни „Боингом“, ни „Эйрбасом“ авиконструкторы или инженеры не руководят — и результат вполне себе положительный. Можно вспомнить авиаконструктора Погосяна в качестве руководителя ОАК: вряд ли кто-то может сказать, что имелись подвижки в лучшую сторону. Берия не учился на физика-ядерщика, однако под его руководством сделали атомную бомбу — он создал все условия, по сути, был руководителем компании. Микоян не авиаконструктор — этими вопросами занимался Гуревич, но именно первый все держал в руках, всем обеспечивал и выдавал прекрасные результаты».
Еще один небезынтересный вопрос: удержится ли на своем месте Савицких (руководит КАЗом с декабря 2013 года, к слову, свежеиспеченный депутат Госсовета РТ)? Есть мнение, что если в «Ту» придет Шарипов, то он, конечно, поставит на КАЗ своего человека. С другой стороны, в ОПК-кругах Татарстана распространено мнение о прочности позиций нынешнего директора КАЗа. «Не думаю, что его будут менять», — говорит источник в ОАК. «Обратите внимание: когда Савицких снимали с гендиректоров „Туполева“, его же не просто так оставили на КАЗе, — говорит другой источник. — Значит, он через кого-то надавил на Конюхова и остался первым замом». «Савицких — очень удачный директор, — полагает Агеев. — Он блестящий организатор, его с руками и ногами везде возьмут. Посмотрите, как в нынешних непростых условиях четко организовал работу, в 3 раза увеличил коллектив».
Словом, ждем решений совета директоров «Туполева». Агеев уверен, что Шарипов — это хороший вариант: «Конюхов — немного рафинированный, не производственник, а Ронис — производственник. И он более татарин, поэтому будет больше помогать авиазаводу».
Другой наш собеседник полагает, что вероятность назначения Шарипова высокая, но не стопроцентная. «Это колесовские „хотелки“, но есть и другие люди, — говорит он. — К тому же учтем, что сам Шарипов, так скажем, не очень рад такому повороту — место-то расстрельное. И готовых к назначению — три-четыре человека, все решится в последний момент — росчерком пера можно любого назначить, а сейчас еще идет подковерная война».