Традиционно китайские истребители получают индекс J («Цзянь» – «Меч») при принятии на вооружение Народной освободительной армии Китая (НОАК) и индекс FC (Fighter China – «Китайский истребитель») – при поставке на экспорт.
«Окитаевшийся» Су-27СК
Начиная с 2013 года в морскую авиацию Китая начались поставки палубного истребителя J-15, созданного для вооружения авианосца «Ляонин» национальных военно-морских сил. Самолет сконструирован на основе истребителя J-11B и приобретенного в 2005 году на Украине Т-10К-3 (прототипа российского палубного истребителя Су-33). J-15 должен был стать основным и единственным палубным истребителем Китая, однако, по оценке западных военных экспертов, к 2018 году было построено и принято на вооружение не более 24 боевых машин. Палубные J-15 зарекомендовали себя не с лучшей стороны после целого ряда механических поломок и отказов. СМИ КНР сообщали по меньшей мере о четырех серьезных инцидентах с данными самолетами, начиная с 2016 года. Китайские эксперты назвали основной причиной произошедших аварий наряду с несовершенством бортовых систем еще и критические недостатки в конструкторской разработке данных истребителей на базе боевых летательных аппаратов (ЛА) 30-летней давности. Поэтому в Китае ведут работы и по модернизации J-15, и по созданию нового палубного самолета.
«Меч» под катапульту
Поэтому началась разработка палубной модели перспективного истребителя пятого поколения J-31 (FC-31) для авианосца, оснащенного катапультой. В октябре 2012 года Китай заявил о себе в качестве второго в мире государства после США, реализующего две параллельные программы по строительству истребителей пятого поколения. Второй программой стало строительство Авиационной промышленной корпорацией в городе Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Group) многоцелевого малозаметного истребителя J-20. Первый полет он совершил в 2011 году, а в марте 2017-го поступил на вооружение НОАК.
“Успех проекта истребителя J-31 во многом будет зависеть как от достижения китайскими авиастроителями соответствующего технологического уровня, так и от позиции руководства КНР”
J-31 может стать первым боевым ЛА непосредственно китайского производства, способным базироваться на авианосцах. Он представляет одноместный двухдвигательный самолет с треугольным крылом умеренной стреловидности и срезанными законцовками, двумя сильно наклоненными наружу вертикальными килями и двумя горизонтальными хвостовыми стабилизаторами. По имеющимся сведениям, построено как минимум два летных прототипа.
Анализ военно-технических изданий КНР показывает, что второй опытный образец J-31 имеет некоторые конструктивные отличия от первого: цельный фонарь, несколько расширенный фюзеляж, измененное вертикальное оперение, При этом новый вариант на три тонны тяжелее предшественника и длиннее его на полметра. Основные улучшения отмечены в области аэродинамики – направленные на снижение ЭПР самолета (более радионевидимая форма крыла, система маскировки выхлопа двигателей) и усовершенствования БРЭО (вероятно, РЛС с АФАР KLJ-7A китайской компании CETC International) в соответствии с концепцией Advanced Avionics Concept головного национального авиастроительного концерна Aviation Industry Corporation of China (AVIC).
Изменения также выражены в установке оптико-локационной станции в носовой части, кабина пилота оснащена дополнительными дисплеями над одним большим многофункциональным дисплеем. Увеличен размер отсека вооружения для размещения до шести ракет «воздух-воздух» PL-10, PL-12 и PL-21. Предположительно новый J-31 оснащен китайскими двигателями серии WS-13, но в качестве силовой машины также могут быть использованы и аналогичные российские ТРДД РД-93, устанавливаемые на истребителе-бомбардировщике FC-1 Xiaolong – боевом самолете совместной китайско-пакистанской разработки. В ВВС Пакистана этот ЛА носит обозначение JF-17 Thunder.
Прототип J-31 имеет двухколесную носовую стойку шасси, как большинство палубных истребителей, скорее всего с учетом того, что перспективные авианосцы ВМС КНР планируется оснастить паровыми/электромагнитными катапультами. При этом подчеркивается, что по сравнению со стоящим на вооружении морской авиации Китая истребителем J-15 новый боевой ЛА имеет меньшие размеры, обеспечивающие ему большую маневренность в условиях размещения на авианосном корабле.
Предполагаемый палубный вариант J-31 будет иметь складывающееся крыло большего размаха, более мощную переднюю стойку шасси, тормозной гак и увеличенный набор датчиков. Следует также учесть, что J-31 по размерности близок к российскому самолету МиГ-29К/КУБ, который экспертами относится к поколению «4++», и китайский истребитель имеет больше признаков, характерных для ЛА пятого поколения, в первую очередь – отсек вооружения. Планируется, что первый полет прототипа данного самолета, который может быть рассмотрен в качестве перспективы для размещения на авианосцах ВМС Китая, состоится не раньше середины 2020 года.
В целом создание китайского истребителя J-31 за собственные средства фирмы-разработчика может свидетельствовать о том, что строится прототип ЛА, в ходе испытаний которого будут развиты и отработаны перспективные технологии пятого поколения, оценены возможности как головной компании, так и предприятий кооперации. По результатам этих мероприятий может быть подготовлено тактико-техническое задание НОАК, осуществлена быстрая, сроком до пяти лет доработка опытного образца и проведены его испытания на соответствие требованиям армии. При этом успех проекта истребителя J-31 во многом будет зависеть как от достижения китайскими авиастроителями соответствующего технологического уровня, так и от позиции руководства КНР по возможному принятию нового боевого ЛА на вооружение, в том числе с целью замены палубных самолетов J-15, и оказанию поддержки при продвижении нового самолета на мировой рынок военной техники.
Носители «Мечей»
После официального ввода в строй ВМС НОАК 25 сентября 2012 года первого авианосца «Ляонин» и начала в мае 2017-го ходовых испытаний второго китайского авианосца проекта 001А стали появляться сообщения о строительстве в Китае третьего, более тяжелого авианосца. В одной из статей, опубликованных в китайских СМИ, выражается мнение, что модернизация китайского военно-морского флота осуществляется по стратегии трех шагов.
Первым шагом стал реализованный проект глубокой модернизации приобретенного в 1998 году Китаем у Украины тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» водоизмещением 60 тысяч тонн с неядерной силовой установкой, вошедшего в состав ВМС НОАК под названием «Ляонин».
Вторым шагом стало начало строительства в 2013 года на судоверфи города Далянь нового авианосца с неядерной энергоустановкой, в результате был построен второй для ВМС НОАК, но первый полностью китайского производства авианосец проекта 001 А под названием «Шаньдун». Несмотря на то, что корпусом и водоизмещением авианосец проекта 001А мало отличается от «Ляонина», при его проектировании был реализован ряд более передовых технологических решений. В частности, на корабле установлена паротурбинная энергоустановка «Тип 453», спроектированная в Китае.
Третьим шагом является строительство на судоверфи в Шанхае авианосца проекта 002 с ядерной энергоустановкой. Отмечается, что водоизмещение нового авианосца составит примерно 70 тысяч тонн, корпус выйдет более габаритным, для взлета палубных истребителей будут использоваться новейшие катапульты.
Большое количество авианосцев позволит осуществить прикрытие стратегических атомных подводных лодок. Американские специалисты считают, что китайские стратегические атомные подлодки проектов 093 и 094 не смогут скрытно выйти в районы, откуда будут способны нанести удар по американским целям. Однако по мнению китайских экспертов, одной из основных задач для китайских авианосных сил является выход в Тихий океан для прикрытия позиционных районов, из которых китайские ПЛАРБ проекта 094А способны совершать ракетные удары по американским объектам.