Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тяжелые беспилотники нацелили на рынок


16 июня 2020 года Елена Черненко, КоммерсантЪ


Совет национальной безопасности США собирается 16 июня одобрить предложение ряда американских ведомств о пересмотре обязательств страны в рамках режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Вашингтон хочет вывести из ограничительного списка РКРТ тяжелые ударные и разведывательные беспилотники, что позволит американским компаниям поставлять их в том числе и в «нестабильные» страны. В России предупреждают, что такой шаг существенно навредит режиму нераспространения. Однако этот аргумент на администрацию Дональда Трампа вряд ли подействует: США хотят потеснить конкурентов на быстрорастущем многомиллиардном рынке вооружений.

Администрация Дональда Трампа продолжает избавляться от обязанностей и ограничений, наложенных на США в рамках международных договоренностей в самых разных сферах. Едва ли не стремительнее всего это происходит в области нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями. При действующем президенте Вашингтон вышел из иранской ядерной сделки и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, объявил об отсутствии планов добиваться ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, инициировал процесс выхода из Договора по открытому небу и грозится не продлевать Договор о стратегических наступательных вооружениях. А во вторник в Белом доме, как сообщило агентство Reuters, оформят решение о пересмотре подходов США к РКРТ.

Режим контроля за ракетными технологиями — это неформальное объединение 35 стран, договорившихся о совместных «ответственных» подходах к экспорту ракетных вооружений и технологий. Оно было основано в 1987 году семью западными странами, Россия к нему присоединилась в 1995 году. В рамках принятых в соответствии с РКРТ договоренностей страны придерживаются определенных ограничений на экспорт вооружений и технологий, обмениваются информацией и координируют свою национальную лицензионную деятельность. По данным Reuters, в администрации Дональда Трампа с 2017 года вынашивают планы по пересмотру участия США в этом режиме.

Активнее всех снятие с США части ограничений лоббирует военно-промышленный комплекс.

Прежде всего бизнес просит вывести из категории I, существенно ограничивающей возможности передачи другим странам, ракеты с максимальной дальностью 300 км и более при весе полезной нагрузки 500 кг и более, а также тяжелые ударные и разведывательные беспилотники.
Речь идет о дронах, чья скорость не превышает 800 км/ч. Ранее такие страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания и Румыния, проявляли интерес к закупке американских беспилотников, однако РКРТ делал подобные сделки невозможными. Продавать их США ранее могли лишь своим ближайшим союзникам—членам РКРТ: Великобритании, Франции и Австралии.

В отсутствие конкуренции со стороны США другие производители тяжелых дронов, прежде всего Китай и Израиль, не являющиеся членами РКРТ, хотя и обещавшие соблюдать его положения, фактически поделили между собой этот перспективный рынок. Между тем, по прогнозу американских экспертов, к 2029 году его годовой объем вырастет до $20 млрд с нынешних $15,8 млрд.

От вывода из категории I тяжелых дронов выиграют прежде всего такие гиганты военно-промышленного комплекса США, как Northrop Grumman Corp. (производитель Global Hawk) и General Atomics Aeronautical Systems Inc. (производит Reaper, при помощи которого США в январе ликвидировали иранского генерала Касема Сулеймани). Власти уже оповестили их о грядущих переменах.

Новая интерпретация РКРТ уже одобрена Пентагоном, а также министерствами торговли, энергетики, юстиции и внутренних дел. Госдепартамент, как ожидается, первую сделку по новым правилам одобрит уже этим летом.
Директор администрации по вопросам безопасности оборонных технологий Пентагона Хайди Грант не прокомментировала журналистам информацию о намерении США изменить свой подход к РКРТ. В то же время она подтвердила, что США хотели бы увеличить свою долю на рынке беспилотников. «Если мы не отреагируем на растущие потребности, то выстрелим себе в ногу»,— сказала она.

В Москве к планам Вашингтона относятся отрицательно. Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков сказал агентству «РИА Новости», что вывод американцами тяжелых беспилотников из контрольного списка РКРТ станет серьезным ударом по соглашению, хотя пока речи о полном выходе США из этого режима не идет. Он отметил, что «позиция России в отношении этой идеи отрицательная, американцам об этом хорошо известно».

Между тем в 2021–2022 годах Россия должна принять на себя председательство в РКРТ. «И вряд ли Москва будет безучастно наблюдать за односторонним подходом к изменению если не содержания, то толкования положений очередного многостороннего режима, и, вероятно, у России в этом найдутся в том числе и европейские союзники»,— предположил в беседе с “Ъ” научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. В то же время эксперт отмечает, что распространение тяжелых разведывательных и ударных дронов — это уже реальность.

«Нельзя сказать, что они радикально меняют картину вооруженного противоборства, но в целом получение таких систем способствует наращиванию возможностей бесконтактной войны и при этом снижает издержки эскалации. Как в смысле самого нанесения точечных ударов без применения пилотируемой авиации, так и в контексте последствий потери таких систем»,— поясняет Дмитрий Стефанович.

При этом он не исключает, что действия американцев позволят активизировать работу по «управляемому» уточнению руководящих принципов РКРТ на основе консенсуса, чтобы, например, в перспективе создать условия для экспорта российских крылатых ракет с дальностью, превышающей 300 км.

Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Виктор Мизин, в свою очередь, отмечает, что отход США от универсальных подходов к РКРТ станет «еще одним шагом к подрыву ими основ глобальных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями». «Они себя здесь ведут просто как слон в посудной лавке. Снимая с себя часть обязательств по РКРТ, они в будущем не будут иметь никакого морального права давить на тех, кто распространяет соответствующие технологии,— говорит собеседник “Ъ”.— А между тем именно эти технологии сейчас активнее всего осваивают террористы и иные несистемные акторы. Так, например, представители Пентагона сами жалуются, что американские войска в Сирии подвергаются атакам с дронов, и неясно, кто ими управляет». По мнению эксперта, «выстрелят себе в ногу американцы, именно если пересмотрят свой подход к режиму ракетного распространения».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer