Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тяжелые беспилотники нацелили на рынок


16 июня 2020 года Елена Черненко, КоммерсантЪ


Совет национальной безопасности США собирается 16 июня одобрить предложение ряда американских ведомств о пересмотре обязательств страны в рамках режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Вашингтон хочет вывести из ограничительного списка РКРТ тяжелые ударные и разведывательные беспилотники, что позволит американским компаниям поставлять их в том числе и в «нестабильные» страны. В России предупреждают, что такой шаг существенно навредит режиму нераспространения. Однако этот аргумент на администрацию Дональда Трампа вряд ли подействует: США хотят потеснить конкурентов на быстрорастущем многомиллиардном рынке вооружений.

Администрация Дональда Трампа продолжает избавляться от обязанностей и ограничений, наложенных на США в рамках международных договоренностей в самых разных сферах. Едва ли не стремительнее всего это происходит в области нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями. При действующем президенте Вашингтон вышел из иранской ядерной сделки и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, объявил об отсутствии планов добиваться ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, инициировал процесс выхода из Договора по открытому небу и грозится не продлевать Договор о стратегических наступательных вооружениях. А во вторник в Белом доме, как сообщило агентство Reuters, оформят решение о пересмотре подходов США к РКРТ.

Режим контроля за ракетными технологиями — это неформальное объединение 35 стран, договорившихся о совместных «ответственных» подходах к экспорту ракетных вооружений и технологий. Оно было основано в 1987 году семью западными странами, Россия к нему присоединилась в 1995 году. В рамках принятых в соответствии с РКРТ договоренностей страны придерживаются определенных ограничений на экспорт вооружений и технологий, обмениваются информацией и координируют свою национальную лицензионную деятельность. По данным Reuters, в администрации Дональда Трампа с 2017 года вынашивают планы по пересмотру участия США в этом режиме.

Активнее всех снятие с США части ограничений лоббирует военно-промышленный комплекс.

Прежде всего бизнес просит вывести из категории I, существенно ограничивающей возможности передачи другим странам, ракеты с максимальной дальностью 300 км и более при весе полезной нагрузки 500 кг и более, а также тяжелые ударные и разведывательные беспилотники.
Речь идет о дронах, чья скорость не превышает 800 км/ч. Ранее такие страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания и Румыния, проявляли интерес к закупке американских беспилотников, однако РКРТ делал подобные сделки невозможными. Продавать их США ранее могли лишь своим ближайшим союзникам—членам РКРТ: Великобритании, Франции и Австралии.

В отсутствие конкуренции со стороны США другие производители тяжелых дронов, прежде всего Китай и Израиль, не являющиеся членами РКРТ, хотя и обещавшие соблюдать его положения, фактически поделили между собой этот перспективный рынок. Между тем, по прогнозу американских экспертов, к 2029 году его годовой объем вырастет до $20 млрд с нынешних $15,8 млрд.

От вывода из категории I тяжелых дронов выиграют прежде всего такие гиганты военно-промышленного комплекса США, как Northrop Grumman Corp. (производитель Global Hawk) и General Atomics Aeronautical Systems Inc. (производит Reaper, при помощи которого США в январе ликвидировали иранского генерала Касема Сулеймани). Власти уже оповестили их о грядущих переменах.

Новая интерпретация РКРТ уже одобрена Пентагоном, а также министерствами торговли, энергетики, юстиции и внутренних дел. Госдепартамент, как ожидается, первую сделку по новым правилам одобрит уже этим летом.
Директор администрации по вопросам безопасности оборонных технологий Пентагона Хайди Грант не прокомментировала журналистам информацию о намерении США изменить свой подход к РКРТ. В то же время она подтвердила, что США хотели бы увеличить свою долю на рынке беспилотников. «Если мы не отреагируем на растущие потребности, то выстрелим себе в ногу»,— сказала она.

В Москве к планам Вашингтона относятся отрицательно. Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков сказал агентству «РИА Новости», что вывод американцами тяжелых беспилотников из контрольного списка РКРТ станет серьезным ударом по соглашению, хотя пока речи о полном выходе США из этого режима не идет. Он отметил, что «позиция России в отношении этой идеи отрицательная, американцам об этом хорошо известно».

Между тем в 2021–2022 годах Россия должна принять на себя председательство в РКРТ. «И вряд ли Москва будет безучастно наблюдать за односторонним подходом к изменению если не содержания, то толкования положений очередного многостороннего режима, и, вероятно, у России в этом найдутся в том числе и европейские союзники»,— предположил в беседе с “Ъ” научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. В то же время эксперт отмечает, что распространение тяжелых разведывательных и ударных дронов — это уже реальность.

«Нельзя сказать, что они радикально меняют картину вооруженного противоборства, но в целом получение таких систем способствует наращиванию возможностей бесконтактной войны и при этом снижает издержки эскалации. Как в смысле самого нанесения точечных ударов без применения пилотируемой авиации, так и в контексте последствий потери таких систем»,— поясняет Дмитрий Стефанович.

При этом он не исключает, что действия американцев позволят активизировать работу по «управляемому» уточнению руководящих принципов РКРТ на основе консенсуса, чтобы, например, в перспективе создать условия для экспорта российских крылатых ракет с дальностью, превышающей 300 км.

Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Виктор Мизин, в свою очередь, отмечает, что отход США от универсальных подходов к РКРТ станет «еще одним шагом к подрыву ими основ глобальных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями». «Они себя здесь ведут просто как слон в посудной лавке. Снимая с себя часть обязательств по РКРТ, они в будущем не будут иметь никакого морального права давить на тех, кто распространяет соответствующие технологии,— говорит собеседник “Ъ”.— А между тем именно эти технологии сейчас активнее всего осваивают террористы и иные несистемные акторы. Так, например, представители Пентагона сами жалуются, что американские войска в Сирии подвергаются атакам с дронов, и неясно, кто ими управляет». По мнению эксперта, «выстрелят себе в ногу американцы, именно если пересмотрят свой подход к режиму ракетного распространения».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer