Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нелетные полгода: вернуть деньги за авиабилеты предложили из бюджета


7 мая 2020 года Александр Волобуев, Известия


Деньги за авиабилеты по отмененным рейсам предложили вернуть из бюджета. Об этом Общероссийское объединение пассажиров (ООП) попросило кабмин. С письмом ознакомились «Известия». Российские авиакомпании, оказавшиеся в критической ситуации после закрытия международного сообщения из-за пандемии коронавируса, настойчиво предлагают своим клиентам вместо возврата денег сертификаты или ваучеры на будущие перелеты. Сегодня, по данным общественников, около 1 млн пассажиров не могут получить средства за билеты. По экспертным оценкам, на компенсации за отмененные рейсы может потребоваться более 25 млрд рублей. А слабый спрос на авиабилеты сохранится как минимум в ближайшие полгода.

Невозвратные условия

Многие авиакомпании вместо возврата средств за билеты предлагают клиентам так называемые ваучеры — счета в личном кабинете, деньги с которых можно потратить только на новый перелет. Однако действующие нормативные акты РФ не содержат определения такого продукта и обстоятельств, при которых он может применяться. Об этом говорится в письме Общероссийского объединения пассажиров в кабмин от 29 апреля.

Общественники попросили правительство выплатить из бюджета адресные субсидии пассажирам за отмененные рейсы. По их мнению, это поддержит как авиакомпании, так и граждан.

— Можно использовать информационные ресурсы портала госуслуг, как это уже делали при вывозе российских граждан из-за рубежа. Либо выделить адресную субсидию авиакомпаниям по количеству поданных заявок от пассажиров, которые хотят вернуть средства не ваучером, а именно деньгами, — пояснил «Известиям» глава ООП Илья Зотов.

По оценкам объединения, речь идет более чем об 1 млн пассажиров, которые хотели бы, но не могут вернуть деньги.

В пресс-службе правительства на момент публикации на запрос «Известий» не ответили. В Минтрансе отказались от комментариев.

В апреле общественники уже просили разобраться в ситуации с возвратом денег за авиабилеты Генеральную прокуратуру (обращение есть у «Известий»). В пресс-службе ведомства подтвердили «Известиям», что от пассажиров прокурорам поступают многочисленные жалобы по этому поводу. По изложенным фактам организованы проверки, добавили в ГП.

Российские авиакомпании начали переходить на «безденежную» систему возврата средств за перелеты после закрытия международного авиасообщения как меры борьбы с распространением COVID-19. Первой о том, что будет возвращать средства баллами на личный счет пассажиров, еще 27 марта объявила «Победа» (авиакомпания прекратила полеты до конца мая). В апреле стало известно, что рассчитываться с пассажирами только ваучерами начали «Уральские авиалинии». Источник в отрасли подтвердил это «Известиям».

С 6 апреля в системе бронирования «Аэрофлота» отключили возможность возврата средств агентам за проданные билеты, сообщала ранее Ассоциация туроператоров России. 29 апреля авиакомпания официально подтвердила запуск системы ваучеров. Некоторые перевозчики предлагают тем, кто согласится на такую форму компенсации, бонусы. В частности, «Аэрофлот» в дополнение к сумме ваучера, которую в течение трех лет можно будет потратить на новый билет, дает однократную скидку в 15–25%. А S7 Airlines добавляет 10% к стоимости сертификата.

Пресс-секретарь «Аэрофлота» Юлия Спивакова подтвердила «Известиям», что авиакомпания приступила к оформлению ваучеров.

— Предложение пользуется большим спросом, поскольку условия во всех случаях предполагают не только оформление ваучера на сумму неиспользованной перевозки, но и премии в виде дополнительной скидки от тарифа. Мы сделали пассажирам, возможно, лучшее возвратное предложение на рынке, — добавила она.

Ранее в «Аэрофлоте» также поясняли, что ваучеры будут выдавать до конца 2020 года, причем воспользоваться ими можно будет и тем, кто сам откажется от полета из-за ухудшения эпидемиологической обстановки.

В пресс-службе S7 заявили «Известиям», что сертификат — самый оперативный способ вернуть средства, но не единственный.

— Можно оставить заявку на классический возврат денег, но из-за высокой загрузки контакт-центра это займет больше времени, чем обычно, — добавили в компании. Там не смогли уточнить, в течение какого срока деньги вернутся пассажиру.

В других крупных авиакомпаниях не ответили на запросы «Известий».

Utair готова возвращать деньги при покупке билета на официальном сайте или в мобильном приложении, но обработка такой заявки «может занять до 60 рабочих дней» (то есть почти два календарных месяца), говорится на сайте перевозчика.

К настоящему моменту все авиакомпании по факту перешли на расчет ваучерами либо сертификатами по причине отсутствия средств, утверждает источник «Известий» на авиарынке. Теоретически возможность вернуть «живые» деньги сохраняется, но практически это нереально, говорит Илья Зотов.

В начале апреля Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейших отечественных перевозчиков) просила правительство узаконить в России практику использования ваучеров за неиспользованные авиабилеты, которая сейчас широко применяется за рубежом.

Авиация ушла в пике

В конце марта решением оперштаба по борьбе с коронавирусом российские авиакомпании остановили выполнение всех международных рейсов. Количество полетов внутри страны также резко пошло вниз на фоне ограничений, введенных регионами из-за пандемии. Российские перевозчики, как и зарубежные, столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Эксперты консалтинговой компании Bain&Company ранее оценивали потери отечественных авиакомпаний в сотни миллиардов рублей до конца года.

— Про международные перелеты в этом сезоне можно забыть. Падение по внутренним перевозкам, по нашим оценкам, в нынешнем году составит около 56%, до 31,8 млн человек, — отмечал 30 апреля во время онлайн-конференции заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.

По данным ассоциации, только за первую половину апреля число перевезенных пассажиров рухнуло на 83%, к концу месяца — на 95%, занятость кресел снизилась более чем с 80 до 27%. Слабый пассажиропоток будет сохраняться еще на протяжении как минимум двух кварталов, считает Борис Шокуров.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представители которой говорят о самом серьезном кризисе в истории авиации, уже рекомендовала авиакомпаниям отказаться от возврата денег за отмененные рейсы и выдавать ваучеры. Общие потери перевозчиков по всему миру оцениваются в $250 млрд.

Проблемы авиапассажиров в такой обстановке имеют не первостепенное значение, считает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

— Спасать нужно именно перевозчиков, чтобы в будущем не лишиться авиаотрасли как таковой. Возможно, возврат денег за билеты несколько облегчит жизнь людей, но никак не поможет авиакомпаниям, — сказал он «Известиям».

По оценкам аналитика «Финама» Алексея Калачева, исходя из средней стоимости зарубежного перелета в апреле (17,7–29,6 тыс. рублей в обе стороны, по данным Туту.ру), на компенсации за отмененные рейсы может потребоваться более 25 млрд рублей. Эксперт сомневается, что кабмин пойдет на такую меру на фоне компромиссного предложения авиаперевозчиков о легализации ваучеров.

В середине апреля сообщалось, что авиакомпаниям выделят 23 млрд рублей экстренной поддержки для покрытия лизинговых платежей за авиатехнику, пополнения оборотных средств, выплаты зарплат, оплаты стоянки самолетов. Однако в АЭВТ указывают, что до настоящего времени перевозчики финансовой помощи пока не получили.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer