Невозвратные условия
Многие авиакомпании вместо возврата средств за билеты предлагают клиентам так называемые ваучеры — счета в личном кабинете, деньги с которых можно потратить только на новый перелет. Однако действующие нормативные акты РФ не содержат определения такого продукта и обстоятельств, при которых он может применяться. Об этом говорится в письме Общероссийского объединения пассажиров в кабмин от 29 апреля.
Общественники попросили правительство выплатить из бюджета адресные субсидии пассажирам за отмененные рейсы. По их мнению, это поддержит как авиакомпании, так и граждан.
— Можно использовать информационные ресурсы портала госуслуг, как это уже делали при вывозе российских граждан из-за рубежа. Либо выделить адресную субсидию авиакомпаниям по количеству поданных заявок от пассажиров, которые хотят вернуть средства не ваучером, а именно деньгами, — пояснил «Известиям» глава ООП Илья Зотов.
По оценкам объединения, речь идет более чем об 1 млн пассажиров, которые хотели бы, но не могут вернуть деньги.
В пресс-службе правительства на момент публикации на запрос «Известий» не ответили. В Минтрансе отказались от комментариев.
В апреле общественники уже просили разобраться в ситуации с возвратом денег за авиабилеты Генеральную прокуратуру (обращение есть у «Известий»). В пресс-службе ведомства подтвердили «Известиям», что от пассажиров прокурорам поступают многочисленные жалобы по этому поводу. По изложенным фактам организованы проверки, добавили в ГП.
Российские авиакомпании начали переходить на «безденежную» систему возврата средств за перелеты после закрытия международного авиасообщения как меры борьбы с распространением COVID-19. Первой о том, что будет возвращать средства баллами на личный счет пассажиров, еще 27 марта объявила «Победа» (авиакомпания прекратила полеты до конца мая). В апреле стало известно, что рассчитываться с пассажирами только ваучерами начали «Уральские авиалинии». Источник в отрасли подтвердил это «Известиям».
С 6 апреля в системе бронирования «Аэрофлота» отключили возможность возврата средств агентам за проданные билеты, сообщала ранее Ассоциация туроператоров России. 29 апреля авиакомпания официально подтвердила запуск системы ваучеров. Некоторые перевозчики предлагают тем, кто согласится на такую форму компенсации, бонусы. В частности, «Аэрофлот» в дополнение к сумме ваучера, которую в течение трех лет можно будет потратить на новый билет, дает однократную скидку в 15–25%. А S7 Airlines добавляет 10% к стоимости сертификата.
Пресс-секретарь «Аэрофлота» Юлия Спивакова подтвердила «Известиям», что авиакомпания приступила к оформлению ваучеров.
Ранее в «Аэрофлоте» также поясняли, что ваучеры будут выдавать до конца 2020 года, причем воспользоваться ими можно будет и тем, кто сам откажется от полета из-за ухудшения эпидемиологической обстановки.
В пресс-службе S7 заявили «Известиям», что сертификат — самый оперативный способ вернуть средства, но не единственный.
— Можно оставить заявку на классический возврат денег, но из-за высокой загрузки контакт-центра это займет больше времени, чем обычно, — добавили в компании. Там не смогли уточнить, в течение какого срока деньги вернутся пассажиру.
В других крупных авиакомпаниях не ответили на запросы «Известий».
Utair готова возвращать деньги при покупке билета на официальном сайте или в мобильном приложении, но обработка такой заявки «может занять до 60 рабочих дней» (то есть почти два календарных месяца), говорится на сайте перевозчика.
К настоящему моменту все авиакомпании по факту перешли на расчет ваучерами либо сертификатами по причине отсутствия средств, утверждает источник «Известий» на авиарынке. Теоретически возможность вернуть «живые» деньги сохраняется, но практически это нереально, говорит Илья Зотов.
Авиация ушла в пике
В конце марта решением оперштаба по борьбе с коронавирусом российские авиакомпании остановили выполнение всех международных рейсов. Количество полетов внутри страны также резко пошло вниз на фоне ограничений, введенных регионами из-за пандемии. Российские перевозчики, как и зарубежные, столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Эксперты консалтинговой компании Bain&Company ранее оценивали потери отечественных авиакомпаний в сотни миллиардов рублей до конца года.
— Про международные перелеты в этом сезоне можно забыть. Падение по внутренним перевозкам, по нашим оценкам, в нынешнем году составит около 56%, до 31,8 млн человек, — отмечал 30 апреля во время онлайн-конференции заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.
По данным ассоциации, только за первую половину апреля число перевезенных пассажиров рухнуло на 83%, к концу месяца — на 95%, занятость кресел снизилась более чем с 80 до 27%. Слабый пассажиропоток будет сохраняться еще на протяжении как минимум двух кварталов, считает Борис Шокуров.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представители которой говорят о самом серьезном кризисе в истории авиации, уже рекомендовала авиакомпаниям отказаться от возврата денег за отмененные рейсы и выдавать ваучеры. Общие потери перевозчиков по всему миру оцениваются в $250 млрд.
Проблемы авиапассажиров в такой обстановке имеют не первостепенное значение, считает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
— Спасать нужно именно перевозчиков, чтобы в будущем не лишиться авиаотрасли как таковой. Возможно, возврат денег за билеты несколько облегчит жизнь людей, но никак не поможет авиакомпаниям, — сказал он «Известиям».
По оценкам аналитика «Финама» Алексея Калачева, исходя из средней стоимости зарубежного перелета в апреле (17,7–29,6 тыс. рублей в обе стороны, по данным Туту.ру), на компенсации за отмененные рейсы может потребоваться более 25 млрд рублей. Эксперт сомневается, что кабмин пойдет на такую меру на фоне компромиссного предложения авиаперевозчиков о легализации ваучеров.