Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нелетные полгода: вернуть деньги за авиабилеты предложили из бюджета


7 мая 2020 года Александр Волобуев, Известия


Деньги за авиабилеты по отмененным рейсам предложили вернуть из бюджета. Об этом Общероссийское объединение пассажиров (ООП) попросило кабмин. С письмом ознакомились «Известия». Российские авиакомпании, оказавшиеся в критической ситуации после закрытия международного сообщения из-за пандемии коронавируса, настойчиво предлагают своим клиентам вместо возврата денег сертификаты или ваучеры на будущие перелеты. Сегодня, по данным общественников, около 1 млн пассажиров не могут получить средства за билеты. По экспертным оценкам, на компенсации за отмененные рейсы может потребоваться более 25 млрд рублей. А слабый спрос на авиабилеты сохранится как минимум в ближайшие полгода.

Невозвратные условия

Многие авиакомпании вместо возврата средств за билеты предлагают клиентам так называемые ваучеры — счета в личном кабинете, деньги с которых можно потратить только на новый перелет. Однако действующие нормативные акты РФ не содержат определения такого продукта и обстоятельств, при которых он может применяться. Об этом говорится в письме Общероссийского объединения пассажиров в кабмин от 29 апреля.

Общественники попросили правительство выплатить из бюджета адресные субсидии пассажирам за отмененные рейсы. По их мнению, это поддержит как авиакомпании, так и граждан.

— Можно использовать информационные ресурсы портала госуслуг, как это уже делали при вывозе российских граждан из-за рубежа. Либо выделить адресную субсидию авиакомпаниям по количеству поданных заявок от пассажиров, которые хотят вернуть средства не ваучером, а именно деньгами, — пояснил «Известиям» глава ООП Илья Зотов.

По оценкам объединения, речь идет более чем об 1 млн пассажиров, которые хотели бы, но не могут вернуть деньги.

В пресс-службе правительства на момент публикации на запрос «Известий» не ответили. В Минтрансе отказались от комментариев.

В апреле общественники уже просили разобраться в ситуации с возвратом денег за авиабилеты Генеральную прокуратуру (обращение есть у «Известий»). В пресс-службе ведомства подтвердили «Известиям», что от пассажиров прокурорам поступают многочисленные жалобы по этому поводу. По изложенным фактам организованы проверки, добавили в ГП.

Российские авиакомпании начали переходить на «безденежную» систему возврата средств за перелеты после закрытия международного авиасообщения как меры борьбы с распространением COVID-19. Первой о том, что будет возвращать средства баллами на личный счет пассажиров, еще 27 марта объявила «Победа» (авиакомпания прекратила полеты до конца мая). В апреле стало известно, что рассчитываться с пассажирами только ваучерами начали «Уральские авиалинии». Источник в отрасли подтвердил это «Известиям».

С 6 апреля в системе бронирования «Аэрофлота» отключили возможность возврата средств агентам за проданные билеты, сообщала ранее Ассоциация туроператоров России. 29 апреля авиакомпания официально подтвердила запуск системы ваучеров. Некоторые перевозчики предлагают тем, кто согласится на такую форму компенсации, бонусы. В частности, «Аэрофлот» в дополнение к сумме ваучера, которую в течение трех лет можно будет потратить на новый билет, дает однократную скидку в 15–25%. А S7 Airlines добавляет 10% к стоимости сертификата.

Пресс-секретарь «Аэрофлота» Юлия Спивакова подтвердила «Известиям», что авиакомпания приступила к оформлению ваучеров.

— Предложение пользуется большим спросом, поскольку условия во всех случаях предполагают не только оформление ваучера на сумму неиспользованной перевозки, но и премии в виде дополнительной скидки от тарифа. Мы сделали пассажирам, возможно, лучшее возвратное предложение на рынке, — добавила она.

Ранее в «Аэрофлоте» также поясняли, что ваучеры будут выдавать до конца 2020 года, причем воспользоваться ими можно будет и тем, кто сам откажется от полета из-за ухудшения эпидемиологической обстановки.

В пресс-службе S7 заявили «Известиям», что сертификат — самый оперативный способ вернуть средства, но не единственный.

— Можно оставить заявку на классический возврат денег, но из-за высокой загрузки контакт-центра это займет больше времени, чем обычно, — добавили в компании. Там не смогли уточнить, в течение какого срока деньги вернутся пассажиру.

В других крупных авиакомпаниях не ответили на запросы «Известий».

Utair готова возвращать деньги при покупке билета на официальном сайте или в мобильном приложении, но обработка такой заявки «может занять до 60 рабочих дней» (то есть почти два календарных месяца), говорится на сайте перевозчика.

К настоящему моменту все авиакомпании по факту перешли на расчет ваучерами либо сертификатами по причине отсутствия средств, утверждает источник «Известий» на авиарынке. Теоретически возможность вернуть «живые» деньги сохраняется, но практически это нереально, говорит Илья Зотов.

В начале апреля Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейших отечественных перевозчиков) просила правительство узаконить в России практику использования ваучеров за неиспользованные авиабилеты, которая сейчас широко применяется за рубежом.

Авиация ушла в пике

В конце марта решением оперштаба по борьбе с коронавирусом российские авиакомпании остановили выполнение всех международных рейсов. Количество полетов внутри страны также резко пошло вниз на фоне ограничений, введенных регионами из-за пандемии. Российские перевозчики, как и зарубежные, столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Эксперты консалтинговой компании Bain&Company ранее оценивали потери отечественных авиакомпаний в сотни миллиардов рублей до конца года.

— Про международные перелеты в этом сезоне можно забыть. Падение по внутренним перевозкам, по нашим оценкам, в нынешнем году составит около 56%, до 31,8 млн человек, — отмечал 30 апреля во время онлайн-конференции заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.

По данным ассоциации, только за первую половину апреля число перевезенных пассажиров рухнуло на 83%, к концу месяца — на 95%, занятость кресел снизилась более чем с 80 до 27%. Слабый пассажиропоток будет сохраняться еще на протяжении как минимум двух кварталов, считает Борис Шокуров.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представители которой говорят о самом серьезном кризисе в истории авиации, уже рекомендовала авиакомпаниям отказаться от возврата денег за отмененные рейсы и выдавать ваучеры. Общие потери перевозчиков по всему миру оцениваются в $250 млрд.

Проблемы авиапассажиров в такой обстановке имеют не первостепенное значение, считает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

— Спасать нужно именно перевозчиков, чтобы в будущем не лишиться авиаотрасли как таковой. Возможно, возврат денег за билеты несколько облегчит жизнь людей, но никак не поможет авиакомпаниям, — сказал он «Известиям».

По оценкам аналитика «Финама» Алексея Калачева, исходя из средней стоимости зарубежного перелета в апреле (17,7–29,6 тыс. рублей в обе стороны, по данным Туту.ру), на компенсации за отмененные рейсы может потребоваться более 25 млрд рублей. Эксперт сомневается, что кабмин пойдет на такую меру на фоне компромиссного предложения авиаперевозчиков о легализации ваучеров.

В середине апреля сообщалось, что авиакомпаниям выделят 23 млрд рублей экстренной поддержки для покрытия лизинговых платежей за авиатехнику, пополнения оборотных средств, выплаты зарплат, оплаты стоянки самолетов. Однако в АЭВТ указывают, что до настоящего времени перевозчики финансовой помощи пока не получили.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer