Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Время смелых: до войны в СССР создавали прорывные образцы самолетов


6 мая 2020 года Сергей Птичкин, Российская газета


Перед началом Великой Отечественной в СССР создавались по-настоящему прорывные образцы самолетов. До серийного выпуска они не дошли, в основном по объективным причинам.

Отличительной чертой того непростого времени было, в частности, то, что у действительно талантливых инженеров имелась реальная возможность воплотить свои идеи в металл. Тогда государство таланты поддерживало. К величайшему сожалению, промышленно-технологическая база страны была крайне отсталой, многие замечательные идеи физически невозможно было реализовать на достойном уровне. И тем не менее.

Стоит напомнить, что в 1920-м году государство Российское лежало в руинах. Практически вся промышленность была разрушена гражданской войной. А в 1930-е у нас уже появилась авиационная промышленность, начался выпуск собственных танков. Надо учесть и то, что многие технически грамотные специалисты или погибли, или уехали за рубеж, новые кадры только готовились. Впрочем, и в СССР приезжали настоящие профессионалы.

В 1924 году в Советскую Россию эмигрировал итальянский коммунист Роберт Людовикович Бартини, оказавшийся просто гениальным инженером самого широкого профиля. В 1933 году под руководством этого самородка построили самолет "Сталь-6". В его совершенно оригинальной конструкции использовались не только привычная в нашей авиации фанера, но и редкий тогда алюминий и даже нержавеющая сталь. В ходе испытаний, которые велись осенью 1933 года, самолет развил скорость 420 км/час, что было на 100 километров выше, чем у любого самолета той поры. При этом двигатель был не очень мощным - 600 л.с. Теоретические наработки и практические исследования Бартини позволили другим конструкторским коллективам создавать для ВВС скоростные самолеты.

В 1934 году авиаконструктор А.С. Москалев подал в Главное управление авиапромышленности заявку на создание истребителя с поршневым мотором, способного, по его расчетам, развивать скорость 1000 км/час. Этот фантастический по тем временам показатель достигался за счет формы самолета, очень напоминающего "летающую тарелку". Не смотря на экзотичность проекта, конструктор получил разрешение на работы и материально-финансовое обеспечение.

В 1937 году в ЦАГИ состоялась продувка модели самолета, названного "Стрела". Она подтвердила, что аэродинамика, стоит повторить, совершенно необычной машины позволит достичь заявленной скорости. Чуть позже состоялись экспериментальные полеты опытного самолета, сделанного из фанеры! С двигателем мощностью всего 140 л.с. "Стрела" легко достигала скорости 300 км/час. Увы, проект так и не получил своего развития.

Буквально накануне войны, в 1939 году, в СССР под руководством Петра Дмитриевича Грушина в соавторстве со студентами МАИ был построен и прошел госиспытания оригинальный штурмовик "Тандем-МАИ". Этот самолет не имел хвоста, то есть, вертикального киля - у него было только горизонтальное оперение. Рули направления и их кили размещались под задним крылом. Штурмовик имел хорошее вооружение, в том числе - оборонительное. Почти по всем характеристикам превосходил Ил-2. Но был полностью фанерным.

Увы, так и не удалось поставить в серию прекрасный по характеристикам истребитель И-185. Его сделал наш выдающийся конструктор Николай Николаевич Поликарпов. Новую машину преследовали неудачи при первых испытательных полетах. Конкуренты, имена которых упоминать на стоит, воспользовались ситуацией, опорочили сам проект и его конструктора, чтобы получить те финансы, которые могли уйти Поликарпову. Фамилия Поликарпова осталась в памяти связанной лишь с И-16.

Между тем И-185 имел самое мощное вооружения для истребителя - два скорострельных пулемета ШКАС, два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета, 20-мм пушку. В ходе испытаний И-185 достигал скорости 680 км/час. Максимальная высота подъема - 10 километров. Лучшего по своим характеристикам истребителя в 1940-м году, когда прошли основные испытания И-185, не имела ни одна страна в мире - ни Великобритания, ни Германия, ни США.

И очень жаль, что ВВС СССР не получили последний истребитель Поликарпова на вооружение. Очень похожий на него Ла-5 был создан позднее, уже в ходе войны, и в первоначальных версиях значительно уступал И-185.

Выдающийся конструктор Владимир Михайлович Мясищев в 1940-м смог построить дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102. К летным испытаниям его полностью подготовили только к весне 1942 года.

Самолет был цельнометаллическим. Оборонительное вооружение - три 20-мм пушки ШВАК, четыре крупнокалиберных пулемета ВС, один скорострельный ШКАС. Это соответствовало защите американских "летающих крепостей", которые появились позже.

Бомбардировщик имел всего два двигателя мощностью 2 200 л.с. Но при этом развивал скорость 565 км/час на высоте девять километров и мог летать на дальность свыше 3 500 км. И хотя этот бомбер показал на испытаниях отличные результаты, в серию он не пошел.

С началом Великой Отечественной эксперименты с авиацией закончились. Боевые самолеты стали проектировать и строить КБ, во главе которых стояли известные сейчас конструкторы: Лавочкин, Микоян и Гуревич, Петляков, Туполев, Яковлев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer