“Ъ” ознакомился с новым списком мер поддержки транспорта в условиях распространения коронавируса, которые Минтранс 16 апреля направил в правительство. Документ служит дополнением к первому пакету предложений (см. “Ъ” от 27 апреля) и распространяется прежде всего на авиацию и грузовой автотранспорт.
В первом пакете речь об автотранспорте не шла, теперь же Минтранс предлагает освободить перевозчиков, работающих в международном сообщении, от утильсбора за новые автобусы и грузовики экологического класса «Евро-6» (в РФ не выпускаются), субсидировать проценты по лизингу и кредитам владельцам автобусов. Возможность покрытия стоимости закупаемых тахографов за счет сумм страховых взносов в Фонд социального страхования, сейчас ограниченную 20% их цены, Минтранс хочет расширить до 80%. Там рекомендуют регионам не взимать в 2020 году транспортный, земельный налоги и налог на имущество, а также арендную плату с владельцев автостанций, автовокзалов и грузо- и пассажироперевозчиков автотранспортом и городским электротранспортом.
Предлагается обнулить до конца года НДС на внутренние грузовые автоперевозки и международные, местом реализации которых признается РФ.
Кроме того, Минтранс хочет расширить возможность вычета убытка из налога на прибыль будущих периодов, ограниченную 50%, сняв лимит для грузовых и пассажирских автомобильных и воздушных перевозок, электротранспорта, метро и вокзалов, снизить для них ставку страховых взносов от фонда оплаты труда за 2020–2022 годы до 15%.
В числе мер поддержки авиации самой главной является обнуление НДС на все внутренние перевозки до 2030 года (сейчас нулевой ставкой облагаются перелеты в обход Москвы). В марте подобную меру предлагала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) — тогда речь шла об обнулении с 1 июня до конца года (см. “Ъ” от 17 марта), Минтранс предлагает начать с 1 апреля. По оценке АЭВТ, мера позволит авиакомпаниям сэкономить 36 млрд руб. в год. Также в русле предложений РСПП (см. “Ъ” от 28 апреля) предлагается снизить страховые взносы для фонда оплаты труда экипажей воздушных судов: по обязательному пенсионному страхованию — с 22% до 10%, по ОМС — с 5,1% до 2%, на больничные и декретные отпуска — с 2,9% до 2%. Для аэропортов предлагается снизить общую ставку страховых взносов с 30% до 7,6% в 2020–2022 годах, как предлагала Международная ассоциация аэропортов (см. “Ъ” от 9 апреля).
Кроме того, министерство хочет установить льготу по налогу на прибыль для аэропортов, заключивших концессионные соглашения и обязавшихся создать или реконструировать объекты инфраструктуры, в размере инвестиций в эти объекты. Для реконструкции дальневосточных аэропортов планируется рекомендовать Минвостокразвития и ВЭБ.РФ выдавать 100% финансирования (вместо 50%), так как привлечь кредиты банков на такие проекты сегодня затруднительно.
Минтранс готов отменить транспортный налог для лизинговых компаний, снизив тем самым размер лизинговых платежей за самолеты, налог на имущество для воздушных судов, зарегистрированных в российском реестре (подавляющая часть судов российских перевозчиков зарегистрирована в реестрах Бермудских островов и Ирландии). ЦБ предлагается установить минимальные требования по резервированию и обеспечению кредитов, выдаваемых авиакомпаниям и аэропортам. «В связи с высокими рисками, присущими предприятиям авиаотрасли, банки неохотно кредитуют авиакомпании и аэропорты и вынуждены создавать высокие резервы при кредитовании таких заемщиков»,— поясняется в письме Минтранса.
Как сообщал “Ъ”, предложенная ранее министерством помощь отрасли ограничивалась лишь выделением ГТЛК 34,7 млрд руб. на заказ новых судов (см. “Ъ” от 27 апреля). По данным “Ъ”, на фоне длинных списков по каждой отдельной отрасли присутствие всего одной меры поддержки возмутило судоходное сообщество. В итоге РСПП решил вступиться за отрасль и направить в правительство свои идеи, в первую очередь нацеленные на помощь перевозчикам пассажиров, но также включающие и налоговые, и тарифные преференции (см. “Ъ” от 29 апреля). Предложения Минтранса также не содержат идеи выкупа «вечных облигаций» ОАО РЖД госбанками на несколько сотен миллиардов рублей, о которой говорилось ранее (см. “Ъ” от 24 апреля). Но источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, заверил, что мера рассматривается. В ОАО РЖД и Минтрансе комментариев не дали. Один из источников, знакомых с позицией ведомства, утверждает, что «этот список финальный».