Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В пролете: развалится ли мировая авиандустрия под напором эпидемии


3 мая 2020 года Дмитрий Мигунов, Известия


Мировая авиационная индустрия оказалась в числе секторов экономики, по которым карантин и вызванный эпидемией кризис ударили сильнее всего. Пассажирский авиационный трафик в мире упал почти на порядок, и авиакомпании, как правило, работающие не с очень высокой маржей, лишились источника оборотных средств. Не менее трудно складываются дела и у авиапроизводителей — количество заказов стремительно снижается, и даже самые крупные авиастроительные корпорации начинают испытывать проблемы с деньгами. Надежда на государственную помощь также остается шаткой. Подробности — в материале «Известий».

Поток иссяк

Когда эпидемия только еще начиналась в Китае, авиакомпании всего мира уже готовились к серьезным убыткам. Прерывание стабильного воздушного сообщения в Восточной Азии, регионе наиболее интенсивного роста авиаперевозок грозило убытками примерно в $30 млрд. Для сравнения, общая выручка от всего пассажиропотока в прошлом году составила около $840 млрд, то есть потери могли составить почти 5%.

Однако уже вскоре под карантин попала большая часть мира, и оценки убытков начали расти в геометрической прогрессии. Около 60% всех пассажирских самолетов к концу апреля оставались в аэропортах и ангарах. Число международных рейсов упало на 87%. Даже для средних авиакомпаний, таких как Finnair, число отмененных рейсов уже измеряется тысячами. В России объем перевозок пассажиров «Аэрофлотом» опустился в апреле со 120 тыс. до 3–5 тыс. в сутки.

В начале марта общие убытки оценивались в 113 млрд долларов, а сейчас IATA предсказывает, что они могут достичь $314 млрд. Речь идет примерно о 40% годового дохода глобального авиабизнеса. Что особенно плохо, авиакомпании теряют не только деньги от отмененных рейсов, которые должны были состояться недавно или в ближайшие недели. Убытки идут в том числе и от отмены поездок, которые люди планировали на вторую половину года, когда карантин предположительно должны снять. Это может быть связано как с сокращением доходов потенциальных пассажиров, в результате чего они не хотят тратить деньги, так и с общей неопределенностью в эпидемиологической и экономической обстановке. Как бы то ни было, но ранняя продажа билетов также страдает, а вместе с ней и денежные потоки авиалиний.

Яркий пример такой потери денег — американская авиакомпания Delta. В марте прошлого года она «сжигала» $100 млн в день. Общий убыток до налогов составил $600 млн. Еще хуже сложилась ситуация в United Airlines, где операционных убытков насчитали на $2,1 млрд. Все это, заметим, по итогам первого квартала, в котором первый месяц вообще был «докризисным», а в феврале проблемы у авиакомпаний только-только начались.

Некоторые авиакомпании уже не выдержали испытания кризисом. В британской Flybe, работающей преимущественно на внутренних региональных рейсах, временную администрацию назначили уже 5 марта. Компания, впрочем, испытывала серьезные финансовые проблемы еще в прошлом году, так что карантин только ускорил неизбежное.

В конце апреля рухнула Virgin Australia, которой не помогло даже радикальное сокращение издержек. Компания намерена возобновить работу после реструктуризации, однако ее потенциал в связи с продолжающимся кризисом и падением спроса на перевозки непонятен. О банкротстве также объявили и несколько американских региональных авиалиний. Крупные игроки пока держатся, но время упорно работает против них.

Выйти из штопора

Для спасения индустрии перевозок разные государства предпринимают беспрецедентные меры поддержки отрасли. В США президент Дональд Трамп выделил авиакомпаниям из бюджета $58 млрдв. Половина из них пойдет на выплаты персоналу, а другая — на льготные кредиты перевозчикам. В Европе Франция и Нидерланды готовы выделить Air France – KLM 11 млрд евро. Не исключено, что сходные издержки понесет и правительство Германии в пользу национального флагмана — Lufthansa. В России на помощь авиакомпаниям выделено 23 миллиарда рублей и в случае продолжения карантина эта сумма наверняка вырастет.

Пока же перевозчики ищут любые способы, чтобы хоть как-то компенсировать нарастающие убытки. Одни минимизируют активность, сокращая персонал и отправляя сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Вторые пытаются переквалифицироваться на перевозку грузов. В сложившейся ситуации такое поведение имеет смысл. Хотя мировая экономика и находится в состоянии свободного падения, грузоперевозки сокращаются медленнее, поскольку спрос на товары также падает менее активно, чем спрос на пассажирские перелеты.

При наличии свободного флота авиалиниям получается выгодно задействовать его для транспортировки грузов. К примеру, у Delta доля грузовых перевозок подскочила вдвое и может достигнуть весьма солидной суммы в $650 млн к июню. Авиакомпаниям помогает и резко поднявшийся спрос на продукцию, которую довольно удобно перевозить пассажирскими лайнерами, иногда даже не особо переоборудованными, — например, медицинские расходные материалы вроде масок.

Подрезали крылья

На первый взгляд должно показаться, что в отличие от авиакомпаний производители самолетов должны пострадать от кризиса меньше. В конце концов, их портфель заказов часто формируется за несколько лет до реальных поставок, а спрос на такие дорогие товары длительного пользования должен быть не слишком эластичен, ведь он завязан на инвестпрограммы, которые сокращаются медленно. Однако и здесь оказался комплекс весьма серьезных проблем.

27 апреля генеральный директор Airbus Гийом Фори заявил, что его компания быстро теряет ликвидность. Процесс продолжился даже после того, как в начале месяца компания объявила о сокращении выпуска в этом году примерно на треть. Фори вскоре подтвердил, что уменьшение объемов производства — это далеко не худшее, чего можно ожидать от нынешнего кризиса.
 

Крупнейший производитель сталкивается с массовым отказом от поставок. Разумеется, не все заказы портфеля реально выполняются и в обычных обстоятельствах и, как правило, производители смотрят на это с известной расслабленностью — лучше простить клиенту один-два отказа, чем совсем потерять его. Сейчас же ситуация с деньгами стала по-настоящему тревожной — и авиапроизводители грозят штрафными санкциями авиаперевозчикам-«отказникам».

Однако на компании, которые уже или перешли к процедуре банкротства, или находятся в опасной близости от ней, такие угрозы едва ли могут возыметь какое-то действие. В результате запланированные во всех бюджетах самолетостроителей деньги так и не поступают, еще дальше ухудшая ситуацию с ликвидностью. Скажем, Airbus в январе–марте из-за карантина и экономических затруднений у потребителей вынужден был оставить в своих ангарах 60 новых самолетов, почти треть от подготовленного к отправке. Только в I квартале чистый отрицательный денежный поток европейской авиастроительной корпорации должен составить 6,5 млрд евро. Неудивительно, что Фори считает, что само выживание концерна под вопросом.

Ситуация в главном конкуренте Airbus, американском Boeing, немногим лучше. Прошлый год у гиганта авиастроения явно не задался: дефекты модели 737-MAX, приведшие к нескольким катастрофам, уже обошлись корпорации в $19 млрд штрафов и компенсаций. Сейчас Boeing приходится экономить на всем подряд и массовые сокращения, в том числе и высокоценных специалистов, вот-вот начнутся.
 

Проблему обостряет то, что всё прошлое десятилетие прошло под знаменем расширения бизнеса как в Boeing, так и в Airbus. В начале века компании стали абсолютными гегемонами рынка гражданского авиастроения, выпуская около 90% лайнеров в мире. После кризиса 2008 года объем перевозок стремительно рос, как за счет растущего спроса в развивающихся странах, так и развития рынка лоукостеров. Соответственно рос и спрос на новые самолеты. В последние годы обе компании запланировали мощные инвестиционные программы, направленные на увеличение производства: в следующие 20 лет предполагалось продать около 40 тыс. самолетов.

В другой ситуации как авиакомпаниям, так и авиастроителям утешением могло бы стать резкое снижение цен на топливо из-за дешевой нефти. Действительно, в условиях нынешнего переизбытка углеводородов на мировом рынке перевозки могут стать рентабельнее, снижая давление на авиалинии и позволяя им закупить больше самолетов. Однако это станет возможно только в случае сравнительно раннего смягчения ограничительных мер и восстановления пассажирского сообщения по всему меру уже в ближайшие месяцы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer