Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет "Пингвина"


28 мая 2020 года Владимир Веретенников, Lenta.ru


В начале мая в Латвии произошло ЧП поистине национального масштаба. Экспериментальный беспилотник военного назначения, проходивший испытания в районе аэропорта Риги, вышел из-под контроля и улетел в неизвестном направлении. Причем полет его проходил на высоте нескольких километров, что представляло серьезную опасность для авиационного сообщения. Властям и военным пришлось срочно перекрывать воздушное пространство и организовать масштабную спецоперацию по поиску беспилотника. Ведь дрон мог не только столкнуться с самолетом, но и улететь за пределы страны, причем в нежелательном направлении, — и неизвестно, чего в Латвии боялись больше. На днях стало известно, что же именно произошло на испытаниях и после них. «Лента.ру» собрала все детали короткого и драматичного полета латвийского «Пингвина».

Он улетел

Все началось 2 мая. В СМИ распространились сообщения о том, что использование воздушного пространства Латвии ограничено. Причиной стал инцидент на испытательном аэродроме в окрестностях Риги — дрон «Пингвин», гордость латвийской фирмы UAV Factory, вышел из-под контроля и улетел в неизвестном направлении.

Такой беспилотник считается массивным: его размеры составляют 3,5 на 5,5 метра, вес — 26 килограммов. Аппарат создавался как универсальный разведчик и «агент слежения», он летает очень высоко, способен работать полностью автономно, а также оснащен самой современной системой шифровки сигнала, чтобы его абсолютно невозможно было отследить. Другими словами, где-то в небе над Латвией, недалеко от Риги курсирует неуправляемый летательный аппарат, который проектировался так, чтобы его невозможно было отследить. Положение осложнялось еще и тем, что «Пингвин» ушел с полным баком топлива и мог находиться в воздухе как минимум 90 часов.

70 км/ч составляла скорость сбежавшего дрона «Пингвин»

На поиски беглеца подняли армейский «кукурузник» Ан-2, три частных легкомоторных самолета и восемь бригад наземного слежения. Все тщетно! Несколько раз пилоты замечали дрон и вот-вот готовы были его настигнуть, но тот каждый раз искусно уходил от погони благодаря усилиям искусственного интеллекта. Ситуация внушала большую тревогу: где-то в небе болтается невидимый летающий объект, столкновение с которым может стать фатальным для любого самолета.

Власти пошли на беспрецедентные меры предосторожности и закрыли воздушное пространство над аэропортом Риги. Самолету авиакомпании SmartLynx, следовавшему из Китая, пришлось приземляться в Таллине. Проблем могло быть куда больше, если бы не пандемия COVID-19, буквально очистившая воздушное пространство от гражданских авиалайнеров.

Довелось предупредить также пограничные и авиационные службы сопредельных государств, чтобы следили внимательно за неопознанными объектами в небе. А в случае обнаружения таковых, не воспринимали происходящее как враждебные действия. Последнее было совсем не лишним, учитывая, что при крейсерской скорости 70 километров в час «Пингвин» мог оказаться в небе над Петербургом примерно через семь часов.

Тем временем военные, не сумевшие поймать дрон, поймали исполнительного директора компании UAV Factory Константина Попика и устроили ему допрос на предмет того, как его «Пингвину» удалось сбежать, а главное, как его теперь ловить. Попик беспомощно разводил руками, дескать, в системе возник какой-то сбой, и дистанционное управление полностью вышло из строя, но вы успокойтесь, аппарат наверняка упадет в воды Рижского залива. Впрочем, объяснить, почему именно дрон должен упасть, имея запас топлива на 90 часов, и почему именно в Рижский залив, у него не вышло. Военных такое объяснение не удовлетворило, и вскоре после этого Агентство гражданской авиации приостановило действие лицензии, выданной UAV Factory на осуществление полетов повышенного риска.

Инструмент для ловли «Пингвина» нашелся у МВД Латвии. Ведомство четыре года назад озадачилось проблемой незаконных полетов дронов, которые использовались, например, контрабандистами. Изучив опыт зарубежных стран, полиция приобрела в Великобритании специальные пневматические системы Sky Wall 100, выстреливающие специальным контейнером с сеткой.

Но была одна проблема. Чтобы выстрелить в дрон сетью, необходимо его сначала найти. А с этим-то как раз и возникли большие проблемы. К тому же дальность эффективной стрельбы такой системы составляет всего 100 метров.

Бесплодные поиски

Привлечение гражданского населения к поискам результата не дало. В полицию позвонили 18 жителей Латвии, сообщившие, что вроде бы видели аппарат. Все сигналы оказались ложными. Тогда военные и полиция обратились к специалистам. Те изучили траекторию полета «Пингвина» и предположили, что он мог рухнуть где-нибудь в окрестностях городка Лимбажи. Поисковиков бросили туда — снова напрасно.

Панику усиливали соображения о том, что, даже если дрон уже упал, никому не причинив вреда, он мог попасть в руки злоумышленников. В Минобороны заявили, что, хотя конкретно этот беспилотник разработан для невоенных целей, в руках злодеев он может стать очень опасным оружием. Опять же, беспилотник, умеющий летать на высоте нескольких километров по несколько дней, — мечта любого шпиона.

Все усилия оказались тщетны. К 5 мая, когда у беглого дрона должно было закончиться топливо, никаких вестей о нем так и не поступило. Пришлось открыть воздушное пространство и срочно что-то сказать общественности, чтобы унять тревогу. Эту миссию возложили на главу Агентства гражданской авиации Мариса Городцова, и он пустился в путаные объяснения, почему же военные и полиция потерпели поражение в погоне за собственным беспилотником.

Городцов сказал, что аппарат сработал как надо — судя по траектории, при потере управления его руль встал в таком положении, чтобы он кружил и его можно было поймать. Это показали данные систем локации. Но дрон начал петлять, меняя высоту и направление полета, видимо, из-за ветра, сносившего его в сторону, а вовсе не по воле искусственного интеллекта. Таким образом «Пингвин» и ускользал от авиации, брошенной на его поимку.

Глава агентства не смог удержаться и устроил публичный разнос компании UAV Factory, подчеркнув, что никак не мог ожидать такого «сюрприза» именно от компании, которая уже 10 лет выпускает беспилотники и провела 10 тысяч запусков. Городцов заявил, что полеты подобных аппаратов могут угрожать жизни и здоровью людей, инфраструктуре, так что тестирование дронов должно происходить подальше от густонаселенных пунктов. «Проведем расследование и тогда будем думать, какую статью применять для наказания UAV Factory», — добавил он.

Все хорошо, что хорошо кончается

И вот, когда власти уже мысленно «похоронили» сбежавший дрон в одном из безымянных болот страны, пришла неожиданная весть — «Пингвин» нашелся! Обнаружили беглеца не военные поисковики, а селянин, 15 мая проходивший через лес в окрестностях поселения Гаркалне и заметивший аппарат, который зацепился за крону дерева.

Село Гаркалне находится в центральной Латвии, то есть «Пингвин» отправился в направлении, прямо противоположном тому, что предсказывали его создатели.

Снимать беспилотник с дерева селянин не решился и вызвал специально обученных людей. В Гаркалне прибыла целая делегация — сотрудники Государственной пожарно-спасательной службы, специалисты Агентства гражданской авиации и UAV Factory, вооруженная лестницей.

Первым делом специалисты сняли данные электронного «мозга беспилотника». Оказалось, что он упал вечером того же дня, когда и пропал. В ходе расследования также выяснилось, что UAV Factory не согласовала запуск с Агентством гражданской авиации. Но озвученные ранеt угрозы наказать виновников инцидента так и остались лишь словами — фирме вернули разрешение на полеты повышенного риска в обмен на обязательство оснастить все свои аппараты альтернативной системой безопасности, не позволяющей им летать дальше определенной зоны.

Почему же компания, проявившая очевидную безалаберность и поставившая жизни людей под угрозу, отделалась малой кровью? Вероятно, потому что дроностроение сейчас преподносится жителям Латвии как национальное достижение. Прототип «Пингвина», показанный в 2009 году, вызвал настоящую истерику в местной прессе. Еще одна латвийская компания, Atlas Aerospace, успешно продает свои аппараты по всему миру и собирает международные награды. Очевидно, ронять авторитет государственно значимого предприятия в глазах граждан власти не решились.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer