Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кому мешает открытое небо


25 мая 2020 года Сергей Рыжков, Красная звезда


США рассматривают возможность выйти из жизненно важного Договора по открытому небу, в котором также участвуют Россия и европейские союзники Вашингтона. Об этом говорится в письме председателя комитета палаты представителей конгресса по международным делам Элиота Энгела, которое он направил недавно помощнику президента США по национальной безопасности Роберту О’Брайену с призывом избегать поспешных решений. С просьбой прокомментировать ситуацию, складывающуюся вокруг Договора по открытому небу, «Красная звезда» обратилась к начальнику Управления Министерства обороны РФ по контролю за выполнением договоров (Национального центра по уменьшению ядерной опасности) Сергею Владимировичу РЫЖКОВУ.


Наша справка. Идея «Открытого неба» впервые была представлена общественности президентом США Дуайтом Эйзенхауэром ещё в 1955 году в целях обеспечения двустороннего наблюдения за военной деятельностью США и СССР. Однако в то время американское предложение со стороны советского руководства поддержки не нашло. И только в конце 1980-х – начале 1990-х годов к ней вернулись как к многосторонней инициативе в области контроля над вооружениями. Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 г., вступил в силу 1 января 2002 г. В нём участвуют 34 государства ОБСЕ. Договор предназначен для воздушного мониторинга за военной деятельностью стран, содействия в выполнении существующих и будущих соглашений в области контроля над вооружениями, предотвращения кризисных ситуаций и охраны окружающей среды.

Очевидно, что международные договоры и соглашения в области контроля над вооружениями находятся под пристальным вниманием экспертного сообщества и любые заявления политиков и представителей элит по этой проблематике вызывают живой интерес. Договор по открытому небу (ДОН) не является исключением.

Именно поэтому заявление председателя комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса США Элиота Энгела о том, что нынешняя американская администрация рассматривает возможность одностороннего выхода из ДОН вызвало такой ажиотаж.
Давайте попытаемся разобраться, в чём собственно дело. И действительно ли американская сторона не заинтересована в этом договоре?

Сегодня в США мы наблюдаем два диаметрально противоположных мнения относительно целесообразности участия в этом соглашении. Одни говорят о важности ДОН для обеспечения транспарентности в военной области, другие – о том, что договор не имеет практической пользы и может быть заменён наблюдением из космоса.

Кстати, о космосе. Безусловно, сегодня США имеют самую развитую космическую группировку и, благодаря наличию не только оптических систем наблюдения, но и средств радиотехнической разведки, широкие возможности для мониторинга земной поверхности. Однако из-за неустойчивости климата наблюдение из космоса в оптическом диапазоне в продолжительные периоды времени сильно затруднено.

В основе так называемых американских обвинений лежит политика

К примеру, практически ежегодно с ноября по март весьма затруднён обзор из космоса земной поверхности на широте Москвы. Небо затянуто тучами. А вот Договор по открытому небу, как раз наоборот, такие возможности предоставляет. Вести съёмку поверхности земли с помощью самолётов наблюдения можно и под облаками (с высоты около 1 км).

Думаю, что именно поэтому США подают самые большие заявки для полётов над Российской Федерацией. Из общего числа 38 запланированных на 2020 год наблюдательных полётов над Россией, США заявили 21 полёт. В 2017 и 2018 годах Штаты провели над нами по 16 наблюдательных полётов.

Таким образом, очевидно, что американские военные в ДОН заинтересованы. Возникает вопрос, кто в США не заинтересован в договоре? И здесь нужно обратиться к истории.

Впервые открытое противостояние России американцы продемонстрировали в 2013 году, когда российская сторона первой среди участников договора освидетельствовала свои самолёты Ан-30Б с цифровыми камерами наблюдения отечественного производства.

США, единственные из государств – участников освидетельствования, отказались подписывать отчёт о допуске самолёта к выполнению полётов по договору, ссылаясь на указания из Вашингтона. При этом американцы даже не удосужились найти какой-нибудь серьёзный предлог для оправдания своих действий. И только спустя 8 месяцев были вынуждены признать итоги освидетельствования.

Преимущества Российской Федерации в получении информации значительно возросли и стали очевидны. Стало понятно, что на направлении внедрения в ДОН передовых технологий мы опережаем наших партнёров примерно на 5–6 лет.

В это же время совет национальной безопасности и разведсообщество США начали всерьёз задумываться о том, как не допустить российские цифровые полёты над своей территорией и развили бурную кампанию по обвинению России в нарушениях договорённостей в военной сфере. Ежегодно на сайте госдепартамента США стали публиковаться анализы реализации международных обязательств в области контроля над вооружениями, в которых немалое внимание уделялось «недобросовестному» выполнению Российской Федерацией Договора по открытому небу.

США инициировали переработку требований договора по использованию цифровых сенсоров, основной идеей которых стало ужесточение процедур сертификации и обработки получаемой информации.

В 2014 году в ходе событий на юго-востоке Украины США и их союзники инспирировали информационную войну против России, обвиняя её в сосредоточении значительного количества боевой техники и военнослужащих на российско-украинской границе и непосредственном участии в конфликте.

Для этого наши партнёры усиленно задействовали механизмы открытого неба. На протяжении 15 недель подряд иностранные миссии «утюжили» небо над российской границей с Украиной и прилегающих к ней районах. Более того, Россия в порядке доброй воли разрешила Украине провести дополнительный, сверхквотный наблюдательный полёт над своей территорией. Однако несмотря на то, что доказательств военного присутствия России с помощью инструментов договора выявлено не было, агрессивная риторика США не изменилась.

Реальную угрозу США почувствовали для себя в 2016 году, когда мы освидетельствовали самолёт Ту-154МЛк-1 с цифровой аппаратурой наблюдения, который стал способен достичь Северной Америки только с одной посадкой для дозаправки в Исландии. Их озабоченности ещё более усилились после введения нами в поле договора в 2018 году самолёта Ту-214ОН.

И сразу же обвинения в наш адрес о «нарушениях Договора по открытому небу» стали звучать яростнее и громче. Позволю себе остановиться только на одном из них, и читатель сам решит, нарушение это или нет.

США предъявляют к нам претензии в том, что Россия не разрешает полёты ближе 10 км от границ с Абхазией и Южной Осетией.

Но в тексте договора чёрным по белому написано, что наблюдательные полёты можно проводить не ближе 10 км от границ государств, не являющихся участниками ДОН.

Как мы знаем, Абхазия и Южная Осетия признаны Российской Федерацией и другими странами, являются независимыми государствами и в договоре не участвуют. И где здесь нарушение?

При этом официальный Тбилиси в 2012 году, вопреки положениям договора, заявил об одностороннем разрыве сотрудничества с Россией и о запрете на выполнение российских наблюдательных полётов над своей территорией. Но факт нарушения Грузией положений договора США не волнует, а сообщество «Открытого неба» помалкивает.

Как вы видите, в основе так называемых американских обвинений лежит политика. Самый свежий факт, иллюстрирующий политизацию договора американцами, произошёл буквально на днях. США совместно с Турцией заблаговременно подали заявку на проведение наблюдательного полёта над Россией, начиная с 14 октября.

В последний момент американцы не прибыли в Россию и отказались от участия в утверждённом ОБСЕ в 2018 году совместном полёте с Турцией. В настоящее время Турция проводит такой полёт самостоятельно. Как говорится, выводы делайте сами.

А что касается выхода США из договора, то с высокой долей уверенности можно предположить, что противниками договора движет желание противодействия прогрессу России на этом направлении. При этом очевидные собственные интересы отодвигаются на второй план.

Таким образом, мы наблюдаем признаки наличия в Вашингтоне серьёзных противоречий по вопросу выхода из договора. Это подтверждается тем, что группа влиятельных американских парламентариев направила государственному секретарю Майклу Помпео и министру обороны Марку Эсперу петицию с призывом отказаться от намерений по выходу из ДОН.

Кто победит – время покажет. Но выход американцев из многостороннего международного договора – это выход одного, хотя и влиятельного государства из «клуба 34-х». Считаю, что при должной воле других государств договор может продолжить своё существование и без США. А вот доверие к США, как предсказуемому партнёру, в мире явно упадёт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer