Шлем управления
Для экипажей российских тяжелых беспилотников разрабатывают шлем виртуальной реальности, рассказали «Известиям» источники в Министерстве обороны и ВПК. Это позволит решить проблему недостаточной ситуационной осведомленности управляющих боевыми дронами операторов. Обычных мониторов может быть мало для безошибочного дистанционного пилотирования скоростных и реактивных аппаратов.
Создаваемый шлем позволит отслеживать положение головы оператора, направление его взгляда и синхронизировать их с движением камер беспилотника. Кроме того, VR-технологии дадут возможность совместить изображение, полученное с оптики дрона c информацией о наземных и воздушных целях, а также параметрах полета.
Такие нововведения серьезно улучшат условия работы операторов БПЛА, отметил главный редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев.
— Лучший обзор и практически моментальная скорость реагирования на происходящие события — два главных плюса, — считает эксперт. — Сейчас картинка выводится на мониторы, их может быть несколько. Вести наблюдение и ориентироваться на местности в такой ситуации не так-то просто. Теперь оператор с помощью поворота головы или даже легкого движения глаз сможет увидеть, что происходит справа или слева от дрона. Для этого надо обеспечить высокое качество изображения в режиме реального времени — в первую очередь речь идет о степени детализации. Существующие мощные видеокамеры, видеокарты, графические процессоры и технологии 3D-моделирования позволяют это сделать.
Внутри шлема надо будет установить самые современные видеопанели. Также необходимо разработать максимально удобный для оператора интерфейс.
— Шлем даст большую реалистичность при управлении полетом, — пояснил эксперт. — Максимальная включенность в процесс даст возможность точно облетать препятствия, не выводить аппарат на критичные режимы полета и эффективно выполнять боевые задания. От точности позиционирования аппарата зависит меткость попадания в цель ракеты или бомбы — дрон перед ударом нужно вывести в нужную точку.
В итоге шлем позволит повысить эксплуатационные характеристики БПЛА — выживаемость аппарата и эффективность его вооружения. Работа операторов будет более комфортна, а, значит, они будут меньше уставать и адекватнее действовать, отметил эксперт.
В идеале такое оборудование должно использоваться для управления любыми стоящими на вооружении армии дистанционно управляемыми аппаратами. Но в первую очередь они нужны операторам новейших дронов: «Охотников», «Альтиусов» и «Орионов».
Создаваемый шлем позволит отслеживать положение головы оператора, направление его взгляда и синхронизировать их с движением камер беспилотника. Кроме того, VR-технологии дадут возможность совместить изображение, полученное с оптики дрона c информацией о наземных и воздушных целях, а также параметрах полета.
Такие нововведения серьезно улучшат условия работы операторов БПЛА, отметил главный редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев.
— Лучший обзор и практически моментальная скорость реагирования на происходящие события — два главных плюса, — считает эксперт. — Сейчас картинка выводится на мониторы, их может быть несколько. Вести наблюдение и ориентироваться на местности в такой ситуации не так-то просто. Теперь оператор с помощью поворота головы или даже легкого движения глаз сможет увидеть, что происходит справа или слева от дрона. Для этого надо обеспечить высокое качество изображения в режиме реального времени — в первую очередь речь идет о степени детализации. Существующие мощные видеокамеры, видеокарты, графические процессоры и технологии 3D-моделирования позволяют это сделать.
Внутри шлема надо будет установить самые современные видеопанели. Также необходимо разработать максимально удобный для оператора интерфейс.
— Шлем даст большую реалистичность при управлении полетом, — пояснил эксперт. — Максимальная включенность в процесс даст возможность точно облетать препятствия, не выводить аппарат на критичные режимы полета и эффективно выполнять боевые задания. От точности позиционирования аппарата зависит меткость попадания в цель ракеты или бомбы — дрон перед ударом нужно вывести в нужную точку.
В итоге шлем позволит повысить эксплуатационные характеристики БПЛА — выживаемость аппарата и эффективность его вооружения. Работа операторов будет более комфортна, а, значит, они будут меньше уставать и адекватнее действовать, отметил эксперт.
В идеале такое оборудование должно использоваться для управления любыми стоящими на вооружении армии дистанционно управляемыми аппаратами. Но в первую очередь они нужны операторам новейших дронов: «Охотников», «Альтиусов» и «Орионов».
Дистанционная авиация
Многие современные дроны управляются через спутниковые каналы связи. Поэтому их экипажи могут располагаться за тысячи километров от района действия БПЛА. Все новые тяжелые российские беспилотники разрабатываются с учетом возможности такого применения.
Для снижения нагрузки на операторов крупных беспилотников с большой продолжительностью полета сейчас приходится использовать несколько сменных экипажей. Отдельная команда обеспечивает операции взлета и посадки. После этого управление переходит к боевым операторам, которые руководят БПЛА в полете и над полем боя.
Технологии виртуальной реальности могут пригодиться как в беспилотной, так и в пилотируемой авиации, но для этого предстоит решить еще множество технических сложностей.
Иллюзии, искажение восприятия пилотом своего положения в пространстве — серьезная проблема в авиации, отметил заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. И при подготовке пилотов придется приложить немало усилий для ее решения.
— Обмануть вестибулярный аппарат человека — элементарно, — рассказал эксперт «Известиям». — Летишь где-нибудь в облаках и тебе кажется, что есть крен. А прибор показывает, что его нет. В российских истребителях даже есть кнопка, нажав на которую, можно привести самолет в горизонтальное положение. Чтобы операторы беспилотников могли эффективно работать в шлемах виртуальной реальности, необходимо провести много исследований. VR-шлемами оснащены пилоты американского F-35, это позволяет им видеть то, что незаметно из кабины. Однако, насколько я знаю, у них есть проблемы с освоением этого оборудования. Многие пилоты, судя по отчетам, пока не справляются с ситуацией.
Ранее «Известия» писали, что шлем с системой виртуальной реальности уже адаптируется для оснащения палубных истребителей МиГ-29К. Технология должна помочь пилотам на самых сложных этапах полета — взлете и посадке, а также в бою.
Для снижения нагрузки на операторов крупных беспилотников с большой продолжительностью полета сейчас приходится использовать несколько сменных экипажей. Отдельная команда обеспечивает операции взлета и посадки. После этого управление переходит к боевым операторам, которые руководят БПЛА в полете и над полем боя.
Технологии виртуальной реальности могут пригодиться как в беспилотной, так и в пилотируемой авиации, но для этого предстоит решить еще множество технических сложностей.
Иллюзии, искажение восприятия пилотом своего положения в пространстве — серьезная проблема в авиации, отметил заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. И при подготовке пилотов придется приложить немало усилий для ее решения.
— Обмануть вестибулярный аппарат человека — элементарно, — рассказал эксперт «Известиям». — Летишь где-нибудь в облаках и тебе кажется, что есть крен. А прибор показывает, что его нет. В российских истребителях даже есть кнопка, нажав на которую, можно привести самолет в горизонтальное положение. Чтобы операторы беспилотников могли эффективно работать в шлемах виртуальной реальности, необходимо провести много исследований. VR-шлемами оснащены пилоты американского F-35, это позволяет им видеть то, что незаметно из кабины. Однако, насколько я знаю, у них есть проблемы с освоением этого оборудования. Многие пилоты, судя по отчетам, пока не справляются с ситуацией.
Ранее «Известия» писали, что шлем с системой виртуальной реальности уже адаптируется для оснащения палубных истребителей МиГ-29К. Технология должна помочь пилотам на самых сложных этапах полета — взлете и посадке, а также в бою.
Ударники на подлете
Сейчас в нашей стране идет разработка трех типов тяжелых разведывательно-ударных беспилотников массой от одной до 20 т, для которых может быть полезна новая технология.
Как сообщило Министерство обороны, первый из них уже прошел боевое крещение. БПЛА «Орион» в ударном варианте был испытан в Сирии в 2019 году. В апреле в СМИ появились сообщения, что военное ведомство подписало акт технической приемки первого комплекса, в составе которого три таких аппарата.
После задержек с разработкой активизировались работы на семитонном «Альтиусе». Сейчас идут испытания по оснащению его тяжелыми планирующими бомбами семейства «Гром». С ними беспилотник сможет высокоточно поражать цели с расстояния в десятки километров, не заходя в зону действия ПВО противника.
Самый крупный из российских БПЛА — 20-тонный реактивный «Охотник» впервые поднялся в воздух 2 августа 2019. Этот тип беспилотника способен нести такую же боевую нагрузку, как пилотируемый бомбардировщик и предназначен для действий в условиях сильной ПВО. Он получит самые совершенные вооружения и средства управления.
Как сообщило Министерство обороны, первый из них уже прошел боевое крещение. БПЛА «Орион» в ударном варианте был испытан в Сирии в 2019 году. В апреле в СМИ появились сообщения, что военное ведомство подписало акт технической приемки первого комплекса, в составе которого три таких аппарата.
После задержек с разработкой активизировались работы на семитонном «Альтиусе». Сейчас идут испытания по оснащению его тяжелыми планирующими бомбами семейства «Гром». С ними беспилотник сможет высокоточно поражать цели с расстояния в десятки километров, не заходя в зону действия ПВО противника.
Самый крупный из российских БПЛА — 20-тонный реактивный «Охотник» впервые поднялся в воздух 2 августа 2019. Этот тип беспилотника способен нести такую же боевую нагрузку, как пилотируемый бомбардировщик и предназначен для действий в условиях сильной ПВО. Он получит самые совершенные вооружения и средства управления.