Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему США не желают сотрудничать с Россией по открытому небу


22 мая 2020 года Юрий Гаврилов, Российская газета


Похоже, что Соединенные Штаты решили положить конец даже тем немногим международным соглашениям, где Россия и США еще действуют рука об руку. Вашингтон фактически отказался сотрудничать с нашей страной в рамках проекта по открытому небу.

Заявления Трампа о якобы "хороших отношениях" с Россией и готовности заключить новый Договор, если Кремль до конца года устранит претензии США по действующему документу, выглядят скорее дипломатической уловкой, чем серьезным намерением. Нечто подобное мы уже слышали, когда Вашингтон, к примеру, захотел выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.

Рвать соглашения без каких-то предварительных условий - не в манере Соединенных Штатов. В администрации Трампа прекрасно знают, что даже в американском истеблишменте немало сторонников сохранения Договора по открытому небу. Что же касается союзников Америки в Европе и НАТО, то большинство из них не скрывали ранее и не скрывают теперь, что этот шаг принесет им больше вреда, чем пользы.

Депо в том, что этот Договор специально создавали для визуального контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил. Допуская зарубежных инспекторов в свое воздушное пространство, страна как бы говорит: я не замышляю ничего против соседей и открыта для такой проверки. Наблюдатели на специально оборудованном самолете могут барражировать над сушей и морем, фиксировать по утвержденному принимающей стороной маршруту все происходящее внизу на записывающие устройства. Но приземляться вне заранее оговоренных объектов и тем более вмешиваться в происходящее на военных базах им строго-настрого запрещено. Кроме того, самолет с контролерами должен уйти в сторону за 10 километров до границы суверенного государства, не входящего в Договор.

Такой мониторинг, а проще говоря, санкционированную воздушную разведку на чужой территории многие государства - участники соглашений по открытому небу считают важнейшим элементом системы безопасности. Многие, но не США. Для них выход из Договора не столь ущербен, как для союзников. Шпионить с высоты за той же Россией американцам позволяют многочисленные космические спутники. У европейцев подобных орбитальных разведывательных средств немного. И если вслед за США им тоже придется отказаться от этих соглашений, отсутствие постоянно обновляемых документальных свидетельств того, что передвижения наших войск в приграничных районах не несут угрозы, хорошего настроения государствам Старого Света явно не добавит.

Надо иметь в виду, что голословные обвинения России в неисполнении международных обязательств звучат из-за океана давно. А после кризиса на Украине их количество стало стремительно расти. Запустив антироссийскую кампанию, США еще несколько лет назад начали "бить" и по международным договорам с участием РФ, в том числе - по открытому небу. То американцам казалось, что наши военные не допускают их контролеров в зону российско-украинской границы. Потом в Вашингтоне стали добиваться полетов "над всей Москвой, Чечней, Калининградом" и воздушной съемки пограничной зоны вблизи Абхазии и Южной Осетии. Пару лет назад США даже зафиксировали данное требование в оборонном бюджете.

Его, между прочим, в Москве не оставили без объяснений. Мы открыто признали, что сложность в организации международных контрольных миссий на Кавказе связана с позицией Грузии. Что же касается готовности Москвы к компромиссам, то Россия ее тоже продемонстрировала, разрешив инспекторам открытого неба совершать рейды в районах наших крупных военных учений.

Между тем у Кремля - свои вопросы по исполнению американцами этого Договора. Например, вполне понятное недоумение вызывает своеобразная география воздушных инспекций США. Согласно Договору, Москва и Вашингтон имеют право провести за год по 42 наблюдательных полета. Статистика последних лет показывает, что львиная доля таких проверок инспекторами США приходится на Россию и наших партнеров, прежде всего белорусских. В год американцы выполняют по 35-37 инспекций над РФ и Белоруссией, при этом лишь два - три раза появляются в небе той же Германии или Великобритании. Получается, что Договор по открытому небу используется США только для того, чтобы проводить дополнительную разведывательную деятельность в отношении наших и белорусских вооруженных сил.

В подходах Америки к контролю чужой территории за последние годы мало что изменилось, а количество претензий к Москве только выросло. По идее, со всеми спорными вопросами должна разбираться специальная Консультативная комиссия Договора по открытому небу. Россия - "за". Но американцы, похоже, для себя уже все решили и не с какими "посторонними" органами и организациями дело иметь не желают. Более того, в законе об оборонном бюджете США-2019 появились строки об ограничениях в использовании денежных средств "в целях голосования или одобрения определенных имплементационных решений Консультативной комиссии по открытому небу". Иными словами, еще более года назад за океаном недвусмысленно предупредили коллег по Договору: проголосуете не так, как нужно США, - останетесь без финансирования. Несложно предположить, что Вашингтон снова попытается оказать давление на европейских союзников и заставит их в ущерб собственному мнению поддержать решение Трампа о выходе из Договора по открытому небу.

Между тем нелишне напомнить, что концепцию взаимного воздушного наблюдения еще в 1955 году сформулировал президент США Эйзенхауэр. А подписание Договора "Открытое небо" произошло по инициативе Джорджа Буша в 1989-м. Сегодня в этой программе участвуют более трех десятков государств.

Справка "РГ"

Для работы в российском небе инспекторы США использовали специально оборудованные самолеты ОС-135В - это военная версия Boeing-707. Но в совместных с европейцами рейдах они предпочитали их машины, в том числе экспортный вариант нашего Ан-30, который есть в авиапарках бывших союзников СССР.

Обычно местом временного базирования инспекторов становится подмосковный военный аэродром Кубинка. Между прочим, именно там дислоцировался наш первый летный отряд, работающий по этой программе. Там же до сих пор базируются сертифицированные по международным стандартам самолеты Ан-30Б. Но для заокеанских командировок российские инспекторы чаще всего использовали специальный лайнер Ту-154МЛК1, и к тем же американцам они, как правило, летали с подмосковной авиабазы Чкаловская.

В 2018 году прошел обязательную сертификацию и был допущен к выполнению международных инспекций новый российский Ту-214ОН. Такая сертификация позволяет России расширить возможности по эффективному выполнению наблюдательных полетов, в том числе и над территориями Великобритании, США и Канады. Может поэтому самолет сразу вызвал подозрения у американцев. Поначалу они без каких-либо объяснений даже не хотели подписывать протокол о его освидетельствовании, хотя документ завизировали представители 22 стран.

Надо сказать, что Ту-214 ОН специально сделали для полетов в рамках Договора по открытому небу. По уровню оснащенности он уникален в своем классе: подобной техникой для визуального контроля и фиксации не располагает ни одна из стран-участниц, включая США. К примеру, на других наблюдательных бортах стоят простые пленочные фотоаппараты, а на российском - цифровая камера отечественного производства OSDCAM4060. Кроме того, в этом "Туполеве" интегрированы в единый комплекс средства управления, получения и обработки данных, бортовая аппаратура и ряд наземных комплексов. Только за один наблюдательный полет на Ту-214ОН можно получить сразу четыре вида информации - с цифровых аэрофотоаппаратов, инфракрасной и обычной видеокамер, а также с радиолокатора бокового обзора.

Эксперты говорят, что этот самолет очень подходит для контрольных миссий на Американском континенте. Взять, скажем, Аляску или Алеутские острова, где расположены военные объекты США. Там более 300 дней в году небо закрыто облаками. Вести в таких условиях космическую разведку проблематично. Зато система наблюдения, установленная на "Туполеве", позволяет самолету пролететь под облаками и добыть необходимую информацию. Звездочек на погонах американских военных с Ту-214ОН международные инспекторы, конечно, не разглядят, но морской причал, ракетную шахту или радиолокатор увидят гарантированно.

Вообще, по Договору об открытом небе на борту самолета-инспектора разрешено иметь видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование к снимкам и видеоматериалам - на них должны четко распознаваться основные виды военной техники. Копию любой съемки может затребовать не только инспектируемая страна, но и каждое государство - участник Договора.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer