Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Это шаг в пропасть": зачем США разорвали соглашение по открытому небу


22 мая 2020 года Андрей Коц, РИА Новости


В четверг вечером Дональд Трамп объявил о выходе США из соглашения по открытому небу, тем самым разрушив еще один столп международной безопасности — вслед за Договором о ликвидации ракет малой и средней дальности (ДРСМД). Об основных пунктах документа и о том, чем очередной американский демарш угрожает мировой стабильности, — в материале РИА Новости.

Никакого шпионажа

Прозрачность военной деятельности, укрепление доверия, транспарентности и безопасности — эти и другие громкие слова звучали 24 марта 1992 года в Хельсинки при подписании Договора по открытому небу. Вместе с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венским документом 1999 года это соглашение было призвано внести ясность в сферу обычных вооружений на евроатлантическом пространстве. Россия ратифицировала его в мае 2001-го.

С тех пор специальные самолеты ВВС России регулярно совершали полеты над военными объектами США и стран НАТО, а участники Североатлантического альянса получили доступ в воздушное пространство России. Никакого шпионажа — на борту самолетов-инспекторов всегда находились офицеры "принимающей стороны".

Арсенал бортов-инспекторов был достаточно скромным по сравнению с оснащением современных разведывательных самолетов. Можно было пользоваться оптическими панорамными и кадровыми фотоаппаратами, видеокамерами с изображением на дисплее в реальном масштабе времени с разрешением не выше 30 сантиметров, радиолокационными станциями бокового обзора с синтезированной апертурой с разрешением не выше трех метров, простейшими инфракрасными устройствами.

Судьбоносный полет


Вполне безобидный для всех договор, основанный на принципе "доверяй, но проверяй", впервые дал сбой в августе 2017-го. В американских СМИ и соцсетях разгорелся серьезный скандал на фоне сообщений CNN о пролете российского военного самолета над Капитолием, Пентагоном, Белым домом и секретным правительственным бункером Маунт-Уэзер вблизи столицы США.

Российский борт наблюдения Ту-154М Лк-1 пересек сверхсекретную зону воздушного пространства в районе Белого дома на высоте всего около тысячи метров. Пентагону пришлось терпеливо объяснять взбудораженным американцам, что это был плановый полет в рамках Договора по открытому небу и никакой угрозы для нацбезопасности не представлял.

Но осадочек у части американского общества остался, причем политический. Дональда Трампа в то время многие в США считали чуть ли не кремлевским шпионом и любое сотрудничество с Москвой воспринимали как предательство государственных интересов. Впрочем, американское внутреннее расследование не смогло доказать связей президента с Россией, и дискуссии о необходимости выхода из международных договоров на время затихли.

Формальная причина

Однако в 2019-м на фоне продолжения ухудшения отношений с Россией американские политики вновь заговорили о том, что Договор об открытом небе не отвечает национальным интересам. Все чаще эту точку зрению озвучивал и президент.

Прошлой осенью газета The Wall Street Journal утверждала, что Трамп уже подписал соответствующий документ и разрыв соглашения — лишь вопрос времени. Основным аргументом было то, что ДОН дает Москве слишком широкие возможности собирать разведданные о США. В начале апреля лондонская The Guardian со ссылкой на собственные источники сообщила: процедуру разрыва Вашингтон запустит очень скоро. А в конце месяца опасения по этому поводу выразил и российский МИД.

"Эксперты, которые следят за развитием ситуации вокруг договора, считают, что в Вашингтоне решение уже принято, — сказал тогда журналистам министр иностранных дел России Сергей Лавров. — Мы полагаем, что в этих оценках есть существенная доля правды. Мы такие же выводы примерно делаем, исходя из наших контактов с американцами, и с другими членами НАТО, и с другими участниками Договора об открытом небе".

Вину за разрыв договора, как водится, США возложили на Россию. Якобы Москва использовала на самолетах-инспекторах запрещенную фотоаппаратуру. Однако никаких доказательств американцы не привели. На самом деле, как считают эксперты, Пентагон крайне не устраивало, что Москва могла получить информацию об оборонной инфраструктуре США и состоянии их вооруженных сил.

Последний договор

По мнению опрошенных РИА Новости военных экспертов, выход США из Договора об открытом небе на национальную безопасность повлияет несильно. Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин ранее говорил РИА Новости, что Россия и так находилась в проигрышном положении по отношению к странам НАТО.

"Этот договор только формально равноправный, а фактически — нет, — объяснял Храмчихин. — Выходит так, что они (страны НАТО. — Прим. ред.) летают только над нами, а у нас не хватает квот, чтобы летать над ними всеми. Их много, а мы одни. С военной точки зрения мы ничего не потеряем, поскольку все, что нужно, отлично видно и со спутников".

Дело в том, что за каждым участником договора закрепляются определенные квоты. У США и группы в составе России и Белоруссии — по 42 полета в год. У Великобритании, Канады, Италии, Германии, Украины, Франции и Турции — по 12. Интересно, что всю квоту невозможно использовать, летая только над одной страной. При этом современные российские средства военной разведки в состоянии отследить угрожающее сосредоточение войск на территории любого государства без всяких дополнительных наблюдательных полетов.

Таким образом, теперь между США и Россией действует только одно военное соглашение — Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Его срок истекает 5 февраля 2021-го. Эксперты уверены, что и этот документ американцы похоронят.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer